Слайд 1МАСТЕР – КЛАСС ПО ТЕМЕ «СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТ».
Учитель: Ахматсафина Р.Р.
МБОУ «Мусабай-Заводская СОШ»
Слайд 2
«Без сомнения, всё наше знание начинается с опыта»
Кант Иммануил, немецкий философ
(1724-1804 гг.)
Слайд 3
Тема «Создание проблемной ситуации на уроках физики через
эксперимент» интересна для меня по многим причинам. В настоящее время возникло противоречие между большим количеством информации, которую должны усвоить учащиеся, и ограниченным сроком обучения. Это вызывает необходимость постоянного совершенствования учебного процесса.
Поэтому одной из главных задач обучения становится развитие творческого мышления.
Слайд 4ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Проблемное обучение - система правил применения
ранее известных приемов учения и преподавания, построенная с учетом логики мыслительных операций и закономерностей поисковой деятельности учащихся. Как тип обучения проблемное наиболее соответствует духу развивающего обучения, задаче развития творческих способностей и познавательной самостоятельности учащихся, превращение их знаний в убеждения, а также характеру физической науки, что обусловило довольно широкое его применение на уроках физики.
Слайд 5Требования:
Первоначальный анализ вызывает чувство затруднения и предстоящего успеха
Проблемная ситуация
должна содержать элемент нового, интересного
Слайд 6СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
Демонстрационный и фронтальный эксперимент.
Задачи - вопросы.
Рассказ - вступление.
Слайд 7Демонстрационный и фронтальный эксперимент.
При отборе экспериментов для выдвижения учебной проблемы следует
руководствоваться соображениями, основанными на знание некоторых психологических закономерностей.
Интерес новизны, а следовательно, возбуждение внимания и мыслительной активности возникает тогда, когда новое может вступить в связь с прошлым опытом.
Слайд 9Задачи - вопросы.
Вопросы связанные со знакомыми жизненными ситуациями и в то
же время трудными для объяснения.
Слайд 11Рассказ - вступление.
Обращение к истории науки с привлечением выдержек из работ
выдающихся физиков, философов, общественных деятелей, а так же из художественной литературы может быть успешно использовано для постановки учебной проблемы.
Слайд 12Организация проблемного обучения.
1.При проблемном изложении материала учащиеся приобщаются к способам
поиска знаний, включаются в атмосферу научного поиска и становятся как бы соучастниками научного открытия.
Слайд 132. При частично-поисковом методе- постепенное приблежение к самостоятельному решению проблем.
Слайд 14РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ ПО СОЗДАНИЮ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКЕ.
Подводить к противоречию с
уже известным и предлагать самим находить способ разрешения.
Побуждать делать сравнения, обобщения, выводы.
Создавать ситуации включения, используя задания, связанные с их жизненным опытом.
Использовать задачи с заведомо допущенными ошибками.
Слайд 15
Предлагать практические исследовательские задания.
Отыскивать различные способы решения одной и
той же задачи.
Излагать различные точки зрения на один и тот же вопрос.
Учить составлять задачи по статистическим данным своего населённого пункта.
Использовать тесты с выбором правильного ответа.
Слайд 16Использование проблемного обучения на уроках физики позволяет в комплексе решать все
три задачи обучения:
образовательную,
воспитательную,
развивающую.
Слайд 17Проблемное обучение является одним из эффективных способов активизации познавательной активности школьников.
Оно имеет ряд достоинств: обеспечивает связь с жизнью, практикой, делает процесс обучения динамичным.
Слайд 18 Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф.И.Тютчев