Презентация, доклад на тему Мастер-класс по физике Физика в литературе

Содержание

Данный вид работы на уроках физики выделяет следующие возможности использования литературных материалов с целью иллюстрации физических процессов.

Слайд 1Мастер-класс по физике
«Решение физических задач на основе литературных произведений».

Мастер-класс по физике «Решение физических задач на основе литературных произведений».

Слайд 2Данный вид работы на уроках физики выделяет следующие возможности использования литературных

материалов с целью иллюстрации физических процессов.
Данный вид работы на уроках физики выделяет следующие возможности использования литературных материалов с целью иллюстрации физических процессов.

Слайд 3Тема: «Диффузия» 7 класс
Вопрос: Попробуйте объяснить, почему у столярной мастерской пахнет

стружкой, а в булочной-тестом и т.д.

Чем пахнут ремёсла
У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
Мимо столярной
Идёшь мастерской, -
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
Куртка шофёра
Пахнет бензином.
Блуза рабочего -
Маслом машинным...
 
Д.Родари

Тема: «Диффузия» 7 класс Вопрос: Попробуйте объяснить, почему у столярной мастерской пахнет стружкой, а в булочной-тестом и

Слайд 4Тема: «Инерция» 7 класс
Вопрос:
Почему пассажир вперед скользит?


Пассажир
Ехал странный пассажир,
вез в

кошелке рыбий жир.
Чуть трамвай притормозит -
пассажир вперед скользит.
Чуть трамвай прибавит ход -
пассажир назад ползет.
Все, кто ехал с пассажиром,
вышли, смазанные жиром.

К. Завойский

Тема: «Инерция» 7 класс Вопрос: Почему пассажир вперед скользит?ПассажирЕхал странный пассажир,вез в кошелке рыбий жир.Чуть трамвай притормозит

Слайд 5Данная форма работы помогает сформировать следующие УУД обучающегося
Коммуникативные УУД
Отстаивать свою точку

зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; уметь работать в парах, или группах, проводить дискуссии;
Регулятивные УУД
Работать с научной терминологией, наблюдать и описывать физические явления; формировать научный тип мышления, самостоятельно формулировать проблему;
Познавательные УУД
формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу, способам решения новой задачи;
формировать умения работы с физическими величинами, устанавливать причинно-следственную связь; планировать пути достижения цели.
Данная форма работы помогает сформировать следующие УУД обучающегосяКоммуникативные УУДОтстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

Слайд 6Тема: «Метеоры и метеориты-небесные тела» 6 класс
Вопрос: Как объяснить разогрев и

свечение метеорных тел, влетающих в атмосферу Земли?

Евгений Онегин

Когда ж падучая звезда
По небу тёмному летела
И рассыпалася, - тогда
В сметенье Таня торопилась,
Пока звезда ещё катилась,
Желанье сердца ей шепнуть.

А. С. Пушкин

Тема: «Метеоры и метеориты-небесные тела» 6 класс Вопрос: Как объяснить разогрев и свечение метеорных тел, влетающих в

Слайд 7Тема: «Дисперсия света» 10 класс
Вопрос: Какое явление в данном отрывке мы наблюдаем?
«Опять

рассеклись узоры»

Дуга, раскалываясь, плещет,
То выныряя, то пропав,
Не заворожит, не обманет
Твой разукрашенный рукав.

(С. Есенин)
Тема: «Дисперсия света» 10 класс Вопрос: Какое явление в данном отрывке мы наблюдаем?«Опять рассеклись узоры»Дуга, раскалываясь, плещет,То

Слайд 8Данная форма работы помогает сформировать следующие УУД обучающегося
Коммуникативные УУД
Приобрести опыт анализа

и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
Регулятивные УУД
формировать представление о формах, о процессах;
самостоятельно приобретать новые знания на основе анализа;
Познавательные УУД
Освоить прием действий в нестандартных ситуациях, овладеть эвристическими методами решения проблем;
планировать исследовательские действия.
Данная форма работы помогает сформировать следующие УУД обучающегосяКоммуникативные УУДПриобрести опыт анализа и отбора информации с использованием различных

Слайд 9Создание проблемной ситуации
Тема: «Специальная теория относительности»
10 класс
В чем состоит физический парадокс?

Сегодня

в полдень пущена ракета.
Она летит куда быстрее света
И долетит до цели в семь утра
Вчера…

(С. Я. Маршак)
Создание проблемной ситуацииТема: «Специальная теория относительности»10 классВ чем состоит физический парадокс?Сегодня в полдень пущена ракета. Она летит

Слайд 10Создание проблемной ситуации
Тема: «Плавление и кристаллизация»
8 класс
Она жила и по

стеклу текла,
Но вдруг её морозом оковало,
И неподвижной льдинкой капля стала,
А в мире поубавилось тепла.

Неизвестный автор

В чем состоит физический парадокс?

Создание проблемной ситуацииТема: «Плавление и кристаллизация» 8 классОна жила и по стеклу текла,Но вдруг её морозом оковало,И

Слайд 11Данная форма работы помогает сформировать следующие УУД обучающегося
Коммуникативные УУД
Получить опыт работы

в группах, вступать в диалог
перефразировать свою мысль (владеть механизмом эквивалентных замен)
Регулятивные УУД
формировать умения наблюдать, делать выводы, выделять главное, планировать результат;
Познавательные УУД
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.
Данная форма работы помогает сформировать следующие УУД обучающегосяКоммуникативные УУДПолучить опыт работы в группах, вступать в диалогперефразировать свою

Слайд 12Иллюстрация истории открытий физики
Тема: «Теплопроводность»
8 класс
«Много снега – много хлеба.»
(Пословица)
Тема:

«Сила трения»
7 класс

«Плуг от работы  блестит.» (Пословица)

Объясните описываемые физические явления и выясните какие законы физики это подтверждают?

Иллюстрация истории открытий физикиТема: «Теплопроводность»8 класс«Много снега – много хлеба.» (Пословица)Тема: «Сила трения»7 класс«Плуг от работы  блестит.»

Слайд 13Источник создания оригинальных физических задач
Тема: «Закон Архимеда»
7 класс
«Мимо бревно суковатое плыло,
Сидя,

и стоя, и лежа пластом,
Зайцев с десяток спасалось на нем.

Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок...»

Н.А. Некрасов
«Дедушка Мазай и зайцы»

Задача: Вычислить, при каком минимальном объёме бревна зайцы могли бы на нём плыть.

Источник создания оригинальных физических задачТема: «Закон Архимеда»7 класс«Мимо бревно суковатое плыло,Сидя, и стоя, и лежа пластом,Зайцев с

Слайд 14Решение:
Предположим масса одного зайца 5 кг, а плотность влажной древесины

ρд=700 кг/м3. Обозначим Р1- вес 10 зайцев , Р2 – вес бревна,
ρв – плотность воды, V- объём бревна.
По условию плавания тел Р1+Р2= ρвgV,
тогда 10m1g +m2g = ρвgV,
или
10m1g + ρдgV = ρвgV => 10m1g = ρвgV - ρдgV => 10m1g = V(ρвg - ρдg) => V= 10m1g / (ρвg - ρдg).
Вычислим минимальный объём бревна V= 10*5кг*9,8 Н/кг / (1000кг/м3 *9,8 Н/кг - 700кг/м3*9,8 Н/кг) = 0,17 м3
Ответ: V= 0,17 м3
Решение: Предположим масса одного зайца 5 кг, а плотность влажной древесины ρд=700 кг/м3. Обозначим Р1- вес 10

Слайд 15Источник создания оригинальных физических задач
Русская народная сказка
«Курочка Ряба».

«Жили старик со

старухой, и была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко: яичко не простое. Золотое».

Тема: «Плотность вещества»
7 класс

Задача: Какую массу имело бы обыкновенное куриное яйцо, будь оно полностью золотым? Объем яйца определите экспериментально.

Источник создания оригинальных физических задачРусская народная сказка «Курочка Ряба».«Жили старик со старухой, и была у них курочка

Слайд 16Решение:
Объём куриного яйца определили с помощью мензурки.
Он оказался равным

V= 52см3.
Зная, что плотность золота ρ= 19,3г/см3,
Вычислим массу золотого яйца m = ρ*V= 19,3 г/см3 *52см3 ≈ 1000г = 1 кг
Ответ: m = 1 кг
Решение: Объём куриного яйца определили с помощью мензурки. Он оказался равным V= 52см3. Зная, что плотность золота

Слайд 17Данная форма работы помогает сформировать следующие УУД обучающегося
Коммуникативные УУД
Анализировать и перерабатывать

полученную информацию в соответствии с поставленной задачей;
Регулятивные УУД
Овладеть научной терминологией, наблюдать и описывать физические явления;
Познавательные УУД
формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу, способам решения новой задачи; планировать пути достижения цели, формировать умения работы с физическими формулировками по данной теме;
Данная форма работы помогает сформировать следующие УУД обучающегосяКоммуникативные УУДАнализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленной

Слайд 18Иллюстрация работы физических приборов
Рассмотрим рассказ Алексея Кожевникова «Архимед»:
«…Михайло начал толкать ручку,

за ней двинулось колесо. Трос натянулся и поволок бревно кверху. Люди глядели то на Михайлу, то на машинку. И то, что вертелось у всех на языке, высказал Кузьма: -…Удивительно, как никто из нас, из больших, не сообразил. У нас все лошадь, да лошадь. Не может лошадь – подавай трактор. А вот эта штука посильнее всякого трактора. И ничего не стоит».

В этом произведении наглядно показывается применения рычага и ворота (на уроке физики в 7 классе «Простые механизмы».)
Иллюстрация работы физических приборовРассмотрим рассказ Алексея Кожевникова «Архимед»:«…Михайло начал толкать ручку, за ней двинулось колесо. Трос натянулся

Слайд 19Творческие задания.
Данный вид работы может содержать как компиляционные (т. е. подбираемые

учащимися), так и авторские материалы – сочинения, стихи, прозу.
Творческие задания.Данный вид работы может содержать как компиляционные (т. е. подбираемые учащимися), так и авторские материалы –

Слайд 20Физика – наиболее емкая наука из когда - либо существовавших. Нахождение

физических явлений в литературе неслучайно. Часто писатели, не задумываясь о физическом объяснении какого-либо явления, упоминают множество их примеров в своих произведениях. Сейчас с помощью отрывков из литературных произведений мы убедились в этом.

Таким образом, сюжетные задачи по физике, составленные на основе художественных произведений, побуждают к активной умственной деятельности и являются отличным средством формирования познавательного интереса к физике.

Подборка задач по физике на основе литературных сюжетов – кропотливая, но интересная работа, которую я хочу продолжить…
Физика – наиболее емкая наука из когда - либо существовавших. Нахождение физических явлений в литературе неслучайно. Часто

Слайд 21СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть