Слайд 1Мастер-класс по физике
«Решение физических задач на основе литературных произведений».
Слайд 2Данный вид работы на уроках физики выделяет следующие возможности использования литературных
материалов с целью иллюстрации физических процессов.
Слайд 3Тема: «Диффузия» 7 класс
Вопрос: Попробуйте объяснить, почему у столярной мастерской пахнет
стружкой, а в булочной-тестом и т.д.
Чем пахнут ремёсла
У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
Мимо столярной
Идёшь мастерской, -
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
Куртка шофёра
Пахнет бензином.
Блуза рабочего -
Маслом машинным...
Д.Родари
Слайд 4Тема: «Инерция» 7 класс
Вопрос:
Почему пассажир вперед скользит?
Пассажир
Ехал странный пассажир,
вез в
кошелке рыбий жир.
Чуть трамвай притормозит -
пассажир вперед скользит.
Чуть трамвай прибавит ход -
пассажир назад ползет.
Все, кто ехал с пассажиром,
вышли, смазанные жиром.
К. Завойский
Слайд 5Данная форма работы помогает сформировать следующие УУД обучающегося
Коммуникативные УУД
Отстаивать свою точку
зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; уметь работать в парах, или группах, проводить дискуссии;
Регулятивные УУД
Работать с научной терминологией, наблюдать и описывать физические явления; формировать научный тип мышления, самостоятельно формулировать проблему;
Познавательные УУД
формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу, способам решения новой задачи;
формировать умения работы с физическими величинами, устанавливать причинно-следственную связь; планировать пути достижения цели.
Слайд 6Тема: «Метеоры и метеориты-небесные тела» 6 класс
Вопрос: Как объяснить разогрев и
свечение метеорных тел, влетающих в атмосферу Земли?
Евгений Онегин
Когда ж падучая звезда
По небу тёмному летела
И рассыпалася, - тогда
В сметенье Таня торопилась,
Пока звезда ещё катилась,
Желанье сердца ей шепнуть.
А. С. Пушкин
Слайд 7Тема: «Дисперсия света»
10 класс
Вопрос: Какое явление в данном отрывке мы наблюдаем?
«Опять
рассеклись узоры»
Дуга, раскалываясь, плещет,
То выныряя, то пропав,
Не заворожит, не обманет
Твой разукрашенный рукав.
(С. Есенин)
Слайд 8Данная форма работы помогает сформировать следующие УУД обучающегося
Коммуникативные УУД
Приобрести опыт анализа
и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
Регулятивные УУД
формировать представление о формах, о процессах;
самостоятельно приобретать новые знания на основе анализа;
Познавательные УУД
Освоить прием действий в нестандартных ситуациях, овладеть эвристическими методами решения проблем;
планировать исследовательские действия.
Слайд 9Создание проблемной ситуации
Тема: «Специальная теория относительности»
10 класс
В чем состоит физический парадокс?
Сегодня
в полдень пущена ракета.
Она летит куда быстрее света
И долетит до цели в семь утра
Вчера…
(С. Я. Маршак)
Слайд 10Создание проблемной ситуации
Тема: «Плавление и кристаллизация»
8 класс
Она жила и по
стеклу текла,
Но вдруг её морозом оковало,
И неподвижной льдинкой капля стала,
А в мире поубавилось тепла.
Неизвестный автор
В чем состоит физический парадокс?
Слайд 11Данная форма работы помогает сформировать следующие УУД обучающегося
Коммуникативные УУД
Получить опыт работы
в группах, вступать в диалог
перефразировать свою мысль (владеть механизмом эквивалентных замен)
Регулятивные УУД
формировать умения наблюдать, делать выводы, выделять главное, планировать результат;
Познавательные УУД
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.
Слайд 12Иллюстрация истории открытий физики
Тема: «Теплопроводность»
8 класс
«Много снега – много хлеба.»
(Пословица)
Тема:
«Сила трения»
7 класс
«Плуг от работы блестит.» (Пословица)
Объясните описываемые физические явления и выясните какие законы физики это подтверждают?
Слайд 13Источник создания оригинальных физических задач
Тема: «Закон Архимеда»
7 класс
«Мимо бревно суковатое плыло,
Сидя,
и стоя, и лежа пластом,
Зайцев с десяток спасалось на нем.
…
Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок...»
Н.А. Некрасов
«Дедушка Мазай и зайцы»
Задача: Вычислить, при каком минимальном объёме бревна зайцы могли бы на нём плыть.
Слайд 14Решение:
Предположим масса одного зайца 5 кг, а плотность влажной древесины
ρд=700 кг/м3. Обозначим Р1- вес 10 зайцев , Р2 – вес бревна,
ρв – плотность воды, V- объём бревна.
По условию плавания тел Р1+Р2= ρвgV,
тогда 10m1g +m2g = ρвgV,
или
10m1g + ρдgV = ρвgV => 10m1g = ρвgV - ρдgV => 10m1g = V(ρвg - ρдg) => V= 10m1g / (ρвg - ρдg).
Вычислим минимальный объём бревна V= 10*5кг*9,8 Н/кг / (1000кг/м3 *9,8 Н/кг - 700кг/м3*9,8 Н/кг) = 0,17 м3
Ответ: V= 0,17 м3
Слайд 15Источник создания оригинальных физических задач
Русская народная сказка
«Курочка Ряба».
«Жили старик со
старухой, и была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко: яичко не простое. Золотое».
Тема: «Плотность вещества»
7 класс
Задача: Какую массу имело бы обыкновенное куриное яйцо, будь оно полностью золотым? Объем яйца определите экспериментально.
Слайд 16Решение:
Объём куриного яйца определили с помощью мензурки.
Он оказался равным
V= 52см3.
Зная, что плотность золота ρ= 19,3г/см3,
Вычислим массу золотого яйца m = ρ*V= 19,3 г/см3 *52см3 ≈ 1000г = 1 кг
Ответ: m = 1 кг
Слайд 17Данная форма работы помогает сформировать следующие УУД обучающегося
Коммуникативные УУД
Анализировать и перерабатывать
полученную информацию в соответствии с поставленной задачей;
Регулятивные УУД
Овладеть научной терминологией, наблюдать и описывать физические явления;
Познавательные УУД
формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу, способам решения новой задачи; планировать пути достижения цели, формировать умения работы с физическими формулировками по данной теме;
Слайд 18Иллюстрация работы физических приборов
Рассмотрим рассказ Алексея Кожевникова «Архимед»:
«…Михайло начал толкать ручку,
за ней двинулось колесо. Трос натянулся и поволок бревно кверху. Люди глядели то на Михайлу, то на машинку. И то, что вертелось у всех на языке, высказал Кузьма: -…Удивительно, как никто из нас, из больших, не сообразил. У нас все лошадь, да лошадь. Не может лошадь – подавай трактор. А вот эта штука посильнее всякого трактора. И ничего не стоит».
В этом произведении наглядно показывается применения рычага и ворота (на уроке физики в 7 классе «Простые механизмы».)
Слайд 19Творческие задания.
Данный вид работы может содержать как компиляционные (т. е. подбираемые
учащимися), так и авторские материалы – сочинения, стихи, прозу.
Слайд 20Физика – наиболее емкая наука из когда - либо существовавших. Нахождение
физических явлений в литературе неслучайно. Часто писатели, не задумываясь о физическом объяснении какого-либо явления, упоминают множество их примеров в своих произведениях. Сейчас с помощью отрывков из литературных произведений мы убедились в этом.
Таким образом, сюжетные задачи по физике, составленные на основе художественных произведений, побуждают к активной умственной деятельности и являются отличным средством формирования познавательного интереса к физике.
Подборка задач по физике на основе литературных сюжетов – кропотливая, но интересная работа, которую я хочу продолжить…