Презентация, доклад на тему Источник звука 9 класс

Содержание

ЦелиВвести понятие звуковых волн. Рассмотреть особенности их возникновения . Познакомиться с характеристиками звука.Развивать память, логическое мышление, умение применять свои знания в нестандартных ситуациях.Показать значение физических знаний в жизни человека. Поддерживать устойчивый интерес к предмету.

Слайд 1Балашиха, МБОУ Школа № 11
Степанова Т.В.

Балашиха, МБОУ Школа № 11Степанова Т.В.

Слайд 2Цели
Ввести понятие звуковых волн. Рассмотреть особенности их возникновения .
Познакомиться с

характеристиками звука.
Развивать память, логическое мышление, умение применять свои знания в нестандартных ситуациях.
Показать значение физических знаний в жизни человека. Поддерживать устойчивый интерес к предмету.


ЦелиВвести понятие звуковых волн. Рассмотреть особенности их возникновения . Познакомиться с характеристиками звука.Развивать память, логическое мышление, умение

Слайд 3ЗВУК




ЗВУК
ЗВУК
?

ЗВУК ЗВУК ЗВУК ?

Слайд 4АКУСТИКА
раздел физики, занимающийся изучением звука, его свойств и звуковых

явлений.
АКУСТИКА  раздел физики, занимающийся изучением звука, его свойств и звуковых явлений.

Слайд 5Звуки начали изучать ещё в далёкой древности. Первые наблюдения по акустике

были проведены в VI веке до нашей эры. Пифагор установил связь между высотой тона и длиной струны или трубы издающей звук.

В IV в. до н.э. Аристотель первый правильно представил, как распространяется звук в воздухе. Он сказал, что звучащее тело вызывает сжатие и разрежение воздуха и объяснил эхо отражением звука от препятствий.

В XV веке Леонардо да Винчи сформулировал принцип независимости звуковых волн от различных источников.

История изучения звуков

Звуки начали изучать ещё в далёкой древности. Первые наблюдения по акустике были проведены в VI веке до

Слайд 6 Мы живем в мире звуков, которые позволяют нам получать

информацию о том, что происходит вокруг.

Мир, в котором мы живем, полон всевозможных звуков. Шелест листвы, раскаты грома, шум морского прибоя, свист ветра, звериное рычание, пение птиц... Эти звуки слышал еще древний человек.

Мы живем в мире звуков, которые позволяют нам получать информацию о том, что происходит вокруг.

Слайд 7 Камертон -  представляет собой металлическую "рогатку", укрепленную на

резонирующем ящичке, у которого нет одной стенки. Если специальным резиновым молоточком ударить по "ножкам" камертона, то он будет издавать звук, называемый музыкальным тоном.

Камертон – изобретен в 18 веке для настройки музыкальных инструментов.

Камертон -  представляет собой металлическую

Слайд 8Звук - распространяющиеся в упругих средах, газах, жидкостях и твердых телах

механические колебания, воспринимаемые ухом.

Звук (звуковые волны) это упругие волны, способные вызвать у человека слуховые ощущения.

Процесс распространения звука также представляет собой волну. Впервые это предположение сделал знаменитый английский физик Исаак Ньютон (1643 –1727).

Звук - распространяющиеся в упругих средах, газах, жидкостях и твердых телах механические колебания, воспринимаемые ухом.Звук (звуковые волны)

Слайд 9Источники звука
Общим во всех случаях является их происхождение. Колебания тел

порождают колебания воздуха.

Естественные
(голос, шелест листьев, шум прибоя и др.)
Искусственные
(камертон, струна, колокол, мембрана и др.)

Источники звука Общим во всех случаях является их происхождение. Колебания тел порождают колебания воздуха. Естественные

Слайд 10звуковые волны
Источники звука – колеблющиеся тела

(т.е. которые дрожат или вибрируют)


звуковые волныИсточники звука – колеблющиеся тела (т.е. которые дрожат или вибрируют)

Слайд 13Колебания стенок стакана
после удара молоточком
Колокол
Погремушки
Камертоны
Источники звука
Источник звука это любое

тело, совершающее колебания с частотой от 16 Гц до 20000 Гц.
Колебания стенок стакана после удара молоточкомКолоколПогремушкиКамертоныИсточники звука Источник звука это любое тело, совершающее колебания с частотой от

Слайд 14Практическая работа «Наблюдение источника звука»
Приложите руку к своей гортани. Ощущаете ли

вы что-нибудь, когда молчите?
Произнесите любой гласный звук. Что вы ощущаете теперь?

Практическая работа «Наблюдение источника звука»Приложите руку к своей гортани. Ощущаете ли вы что-нибудь, когда молчите?Произнесите любой гласный

Слайд 15Диапазон слышимых звуков.

Диапазон слышимых звуков.

Слайд 18Понятие об ультразвуке
Ультразвук - высокочастотные механические колебания

частиц твердой, жидкой или газообразной среды, неслышимые человеческим ухом. Частота колебаний ультразвука выше 20 000 в секунду, т. е. выше порога слышимости.
Понятие об ультразвуке   Ультразвук - высокочастотные механические колебания частиц твердой, жидкой или газообразной среды, неслышимые

Слайд 19Ультразвук и инфразвук
Ультразвук и инфразвук распространены в природе так же

широко, как и волны звукового диапазона. Их излучают и используют для своих «переговоров» дельфины, летучие мыши и некоторые другие существа.
Ультразвук и инфразвук Ультразвук и инфразвук распространены в природе так же широко, как и волны звукового диапазона.

Слайд 20Для существования звука необходимы:
1. Источник звука
2. Среда
3. Слуховой аппарат
4. Частота 16–20000

Гц
5. Интенсивность
Для существования звука необходимы: 1. Источник звука2. Среда3. Слуховой аппарат4. Частота 16–20000 Гц5. Интенсивность

Слайд 21:
Приемники звуковых волн:
Естественный – ухо. Чувствительность его зависит

от частоты звуковой волны: чем меньше частота волны, тем меньше чувствительность уха. Исключительная избирательность: дирижер улавливает звуки отдельных инструментов.

Искусственный – микрофон. Он преобразует механические звуковые колебания в электрические.

:Приемники звуковых волн:   Естественный – ухо. Чувствительность его зависит от частоты звуковой волны: чем меньше

Слайд 22строение уха

строение уха

Слайд 24Субъективные:

- Громкость

- Высота

- Тембр
Субъективные:            - Громкость

Слайд 26Высота звука – характеристика, которая определяется частотой колебаний. Чем больше частота у

тела, которое производит колебания, тем звук будет выше.

Тембром называется окраска звука. 
Тембр – это то, чем отличаются два одинаковых звука, исполненные различными музыкальными инструментами.

Громкость звука зависит от амплитуды колебаний.

Высота звука – характеристика, которая определяется частотой колебаний. Чем больше частота у тела, которое производит колебания, тем звук

Слайд 27Громкость звука
Громкость звука зависит от амплитуды колебаний: чем больше амплитуда колебаний,

тем громче звук.

Громкость звука – это субъективное качество слухового ощущения, позволяющее располагать звуки по шкале от тихих до громких.

Единица громкости звука называется сон.
Громкость звукаГромкость звука зависит от амплитуды колебаний: чем больше амплитуда колебаний, тем громче звук.Громкость звука – это

Слайд 28Какой звук громче?

Какой звук громче?

Слайд 29Кроме того, восприятие громкости звука нашим ухом зависит от частоты колебаний

в звуковой волне. При равной амплитуде колебаний как более громкие мы лучше воспринимаем те звуки, частота которых лежит в пределах от 1000 до 5000Гц. Поэтому высокий женский голос с частотой 100Гц будет для нашего уха громче низкого мужского с частотой 200Гц, даже если амплитуды колебаний голосовых связок в обоих случаях одинаковы.

Единица громкости – децибел (дБ)

20дБ
Шелест страниц

130дБ
Двигатель реактивного самолета

80дБ
Звонок будильника

Примеры уровня громкости звуков:

Кроме того, восприятие громкости звука нашим ухом зависит от частоты колебаний в звуковой волне. При равной амплитуде

Слайд 30звуковые волны
Единицы измерения громкости звука

звуковые волныЕдиницы измерения громкости звука

Слайд 31ШКАЛА
ГРОМКОСТИ

ШКАЛА ГРОМКОСТИ

Слайд 33
Высота звука зависит от частоты колебаний:
Чем больше частота источника звука,

тем выше издаваемый звук.
Высота звука зависит от частоты колебаний: Чем больше частота источника звука,  тем выше издаваемый звук.

Слайд 34Звуки человеческого голоса по высоте делят на несколько диапазонов. Они могут

быть как низкие (басы), так и высокие (сопрано).
Звуки человеческого голоса по высоте делят на несколько диапазонов. Они могут быть как низкие (басы), так и

Слайд 35Звук, издаваемый камертоном, или другим колеблющимся телом, называется музыкальным тоном или

тоном.
Звуки от других источников (например, звуки различных музыкальных инструментов, голоса людей и др.) представляют собой совокупность гармонических колебаний разных частот. Составляющая наибольшего периода(то есть наименьшей частоты) называется основным тоном. Высота сложного звука определяется именно высотой его основного тона. Остальные составляющие сложного тона называют обертонами (у них высота тона больше, чем у основного). Набор этих составляющих создает окраску, тембр звука. Совокупность обертонов в разных голосах людей хоть немного, но отличается и определяет тембр конкретного голоса.
Звук, издаваемый камертоном, или другим колеблющимся телом, называется музыкальным тоном или тоном.Звуки от других источников (например, звуки

Слайд 36
Тембр.
Качество музыкального звука, его своеобразная «окраска» характеризуется тембром. Вот некоторые характеристики

тембра: густой, глубокий, мужественный, суровый, бархатистый, матовый, блестящий, легкий, тяжелый, насыщенный.
Тембр зависит от материала, из которого изготовлен инструмент, от формы инструмента.

Тембр.Качество музыкального звука, его своеобразная «окраска» характеризуется тембром. Вот некоторые характеристики тембра: густой, глубокий, мужественный, суровый, бархатистый,

Слайд 37Чистый тон
Ветви камертона совершают гармонические (синусоидальные) колебания. Таким колебаниям

присуща только одна строго определенная частота. Гармонические колебания являются самым простым видом колебаний. Звук камертона является чистым тоном.

Чистым тоном называется звук источника, совершающего гармонические колебания одной частоты

Чистый тон  Ветви камертона совершают гармонические (синусоидальные) колебания. Таким колебаниям присуща только одна строго определенная частота.

Слайд 38Шум – это громкие звуки разных частот, слившиеся в нестройное звучание.

Шум – это громкие звуки разных частот, слившиеся в нестройное звучание.

Слайд 39 Поговорка «нем как рыба» оказалась опровергнутой. Рыбы вполне

общительны. Звуки некоторых рыб напоминают свистки футбольных судей, других – стрельбу из винтовки или пистолета, а кое-кто шумит, словно мотоцикл, или издает хлопки. Одна лишь акула всегда молчит.
Поговорка «нем как рыба» оказалась опровергнутой. Рыбы вполне общительны. Звуки некоторых рыб напоминают свистки

Слайд 40
Источником грома во время грозы является мощный электрический разряд. Рядом с

каналом грозового разряда воздух нагревается до высокой температуры и его расширение приводит к образованию ударной волны. Это волна постепенно переходит в звуковые колебания.
Источником грома во время грозы является мощный электрический разряд. Рядом с каналом грозового разряда воздух нагревается до

Слайд 42звуковые волны

Самое громкое в мире животное – голубой кит. Громкость звука

188 дБ, которые слышны на расстоянии 850км от кита

Восприятие звука животными

Рыбы всем телом

лапками

кожей от земли

звуковые волныСамое громкое в мире животное – голубой кит. Громкость звука 188 дБ, которые слышны на расстоянии

Слайд 43Звук – это колебания воздуха.
Поперечными волнами называются волны, в

которых колебания происходят перпендикулярно направлению распространения волны.
Продольными называются волны, в которых колебания происходят вдоль направления распространения волны.

Поперечная волна

Продольная волна

Какие волны мы знаем?

Звук – это колебания воздуха.  Поперечными волнами называются волны, в которых колебания происходят перпендикулярно направлению распространения

Слайд 45Проверь себя
1. Обязательными условиями возбуждения звуковой волны являются:
А) наличие источника колебаний;
Б)

наличие упругой среды;
В) наличие газовой среды;
г) среди ответов нет правильного



Проверь себя1. Обязательными условиями возбуждения звуковой волны являются:А) наличие источника колебаний;Б) наличие упругой среды;В) наличие газовой среды;г)

Слайд 46Проверь себя
2. К какому виду волн относятся звуковые волны?
А) к поперечным

механическим;
б) к продольным механическим;
в) к электромагнитным;
г) среди ответов нет правильного

Проверь себя2. К какому виду волн относятся звуковые волны?А) к поперечным механическим; б) к продольным механическим; в)

Слайд 47Проверь себя
3. От чего зависит высота тона звука?
А) от частоты;
Б) от

амплитуды;
В) от громкости;
Г) от всех трех параметров

Проверь себя3. От чего зависит высота тона звука?А) от частоты;Б) от амплитуды;В) от громкости;Г) от всех трех

Слайд 48Проверь себя
4. Какие изменения отмечает человек в звуке при увеличении частоты

колебаний в звуковой волне?
Повышение высоты тона;
Понижение высоты тона;
Повышение громкости;
Понижение громкости.
Проверь себя4. Какие изменения отмечает человек в звуке при увеличении частоты колебаний в звуковой волне?Повышение высоты тона;Понижение

Слайд 49Проверь себя
5. Какова примерно самая низкая частота звука, слышимого человеком?
А) 2

Гц
Б) 20 Гц
В) 2000 Гц
Г) 20000 Гц
Проверь себя5. Какова примерно самая низкая частота звука, слышимого человеком?А) 2 ГцБ) 20 ГцВ) 2000 ГцГ) 20000

Слайд 50Проверь себя
6. Какова примерно самая высокая частота звука, слышимого человеком?
А) 2

Гц
Б) 20 Гц
В) 2000 Гц
Г) 20000 Гц
Проверь себя6. Какова примерно самая высокая частота звука, слышимого человеком?А) 2 ГцБ) 20 ГцВ) 2000 ГцГ) 20000

Слайд 51Проверь себя
7. Как называются механические колебания, частота которых превышает 20 000

Гц ?
А) звуковые;
Б) инфразвуковые;
В)ультразвуковые;
Г) среди ответов нет правильного

Проверь себя7. Как называются механические колебания, частота которых превышает 20 000 Гц ?А) звуковые;Б) инфразвуковые;В)ультразвуковые;Г) среди ответов

Слайд 52Итоги
7 правильных ответов - 5
6

правильных ответов - 4
5 правильных ответов - 3


Итоги 7   правильных ответов - 5 6   правильных ответов - 4 5

Слайд 53Домашнее задание
§30,31, упр. 28,29 устно
Домашний эксперимент:
1. Возьмите два бокала. Ударьте по

бокалам металлической линейкой, когда они пусты.
2. В один из бокалов до краев налейте воды. Еще раз ударьте по бокалам. Что изменилось? Как вы думаете, почему теперь отличаются издаваемые звуки?


Домашнее задание§30,31, упр. 28,29 устноДомашний эксперимент:1. Возьмите два бокала. Ударьте по бокалам металлической линейкой, когда они пусты.2.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть