Слайд 1
Тема урока: «Тормозной и остановочный путь. Безопасность детей на дороге.»
Цель урока:
Показать учащимся, как опасно переходить дорогу или улицу перед близко движущимся транспортом, опираясь на знания физических законов. Раскрыть важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге.
Слайд 2Задачи:
Научить учащихся реально воспринимать ситуацию на дороге с учётом остановочного пути.
Содействовать
формированию у учащихся чувство опасности и гражданской ответственности.
Повторить основные знания по безопасному переходу улицы.
Слайд 3Физика и безопасность дорожного движения
Слайд 4
Солнце не всходит два раза в день,
а жизнь не даётся
дважды…
А.П. Чехов
Слайд 5Статистика:
Ежегодно в мире в результате ДТП погибают и получают ранения более
50 млн. человек. Глобальные экономические потери составляют более 500 млрд. в год. Всемирная организация здравоохранения свидетельствует, что на долю ДТП более 30% смертельных исходов от всех несчастных случаев. В XX веке автомобиль стал причиной смерти 30 млн. человек. В России потери, связанные с ДТП в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров и других видов несчастных случаев. Масштаб ДТП угрожает национальной безопасности.
Слайд 6Прогнозы:
По данным Всемирной организации здравоохранения, если срочно не предпринять мер, то
в ближайшие годы уровень смертности на дорогах мира вырастет на 60% и этим Земля буде обязана странам с низким и средним уровнем доходов населения, где из-за плохих дорог, старых автомобилей и отсутствия водительской культуры рост смертности может достичь 83%.
По итогам прошлого года в России произошла 23 851 авария, в которых погибли 1116 и ранены 24 707 школьников и дошколят. Получается, что каждый третий россиянин, включая младенцев и стариков нарушил ПДД.
В связи с ростом количества автотранспорта увеличивается количество ДТП.
Слайд 8Окружающий мир глазами детей:
Мы каждое утро выходим на улицу и становимся
пешеходами. Интенсивность дорожного движения в городе увеличивается. Очень часто жертвами ДТП становятся пешеходы, в том числе и дети. Почему?
Дети иначе, чем взрослые воспринимают окружающий мир. В чем это выражается?
1) Размер мчащегося автомобиля, его скорость для детей представляется немного искажёнными.
2) Расстояние до транспортного средства дети так же не могут оценивать правильно.
3) Собственная скорость передвижения кажется реб ёнку гораздо больше, чем а самом деле.
Слайд 9Зависимость скорости движения от возраста и пола:
Слайд 10
При переходе дороги для того, чтобы иметь общее представление об окружающем
пространстве, нужно осмотреться вокруг. Для того чтобы повернуть голову ребёнку понадобится 4 секунды, а взрослому человеку 1 секунда. Поэтому, искаженно оценив дорожную ситуацию, дети считают, что успеют перейти дорогу и попадают в ДТП.
Дети с искажением воспринимают звуки на дороге. Подростки часто ходят по улицам города с наушниками, в которых звучит громкая музыка. И это очень мешает восприятию окружающий действительности.
У ребенка искажено восприятие размеров транспортного средства. Подростки до 13-14 лет видят только прямо. У них хорошо развито «тоннельное зрение», а боковое зрение развито слабо.
Слайд 11Принцип ведущей руки.
Люди делятся на «левшей и правшей». Активность руки связана
с работой разных полушарий мозга, что определяет разный тип мышления, следовательно, разный тип восприятия информации.
1) «Правши» те у кого преобладает работа левого полушария мозга (они считаются мыслителями). «Левши»те у кого преобладает работа правого полушария мозга (они считаются художниками). Правое полушарие отвечает за ориентацию человека в пространстве, поэтому дети «левши» лучше ориентируются на улицах и дорогах.
Слайд 122) Чувство тревоги и опасности не врожденное, а приобретённое. Поэтому развиты
чувства опасности и ответственности за свою и чужую жизни могут предотвратить трагедию на дороге.
3) Нужно соблюдать осторожность на проезжей части в любое время года, особенно зимой. Знание того, сколько проедет автомобиль перед тем, как остановится, какова дистанция безопасности, поможет избежать проблем на дороге.
Слайд 13Дистанция безопасности – это наименьшее расстояние, которое водитель пройдет до остановки
с момента появления препятствия в поле зрения водителя
Слайд 14Внимание!
Ребята, помните ни одна машина сразу остановиться не может.
1) Останавливаясь около
заранее намеченного места, водитель выключает двигатель и машина продолжает двигаться только по инерции. За тем водитель тормозит и плавно подводит машину к остановке.
2) Автомашина не может остановится сразу, как только её затормозили. До полной остановки она проходит ещё не которое расстояние – тормозной путь.
Слайд 15
Тормозной путь - это расстояние, проходимое автомобилем с момента действия тормозной
системы в полную силу до остановки автомобиля.
Слайд 16Факторы, от которых зависит тормозной путь.
1) От силы сцепления колёс с
землёй. Если дорога скользкая, шины стёрты, то сила сцепления колёс уменьшается, следовательно тормозной путь увеличивается. И наоборот.
2) От скорости автомобиля: чем больше скорость, тем он длиннее.
Задача
Водитель едет со скоростью 25 км/ч, за тем переходит на скорость 50 км/ч. Как изменится путь торможения?
Слайд 19Задача.
Когда водителю труднее затормозить в начале дождя или когда дождь идёт
уже некоторое время?
4) Зависит от нагрузки и тяжести машины.
5) От исправности тормозов, препятствий на пути и других условий.
Остановочный путь – всё расстояние, пройденное автомобилем с момента обнаружения опасности до полной остановки.
Остановочный путь состоит из: тормозного пути и расстояния, пройденного автомобиля за время реакции водителя.
Слайд 23Памятка:
1) Умей не только видеть, но и слышать улицу.
2)Обращай внимание на
сигналы автомобиля (указатели поворота, заднего хода, тормоза)
3) Контролируй свои движения: поворот головы для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобиля.