Слайд 1Формирование универсальных учебных действий на уроках физики
Слайд 2Классификация универсальных учебных действий
Слайд 3Применение традиционных методов и приёмов для формирования УУД
Слайд 4Применение традиционных методов и приёмов для формирования УУД
Слайд 5Типы задач и формируемые УУД
Слайд 6Задачи, требующие
воспроизведения данных по памяти
Задачи по узнаванию;
Задачи по воспроизведению
отдельных фактов, чисел, понятий;
Задачи по воспроизведению правил;
Задачи по воспроизведению больших текстовых блоков, таблиц и т.п.
Слайд 7Задачи, требующие простых мыслительных операций
Задачи по выявлению фактов (измерение,
взвешивание, простые исчисления и т.п.);
Задачи по перечислению и описанию фактов;
Задачи по перечислению и описанию процессов и способов действий;
Задачи по разбору и структуре (анализ и синтез);
Задачи по сопоставлению и различению (сравнение и разделение);
Задачи по распределению (категоризация и классификация);
Задачи по выявлению взаимоотношений между фактами (причина, следствие, цель, влияние, функция, полезность, способ и т.п.);
Задачи по абстракции, конкретизации и обобщению;
Слайд 8Задачи, требующие сложных мыслительных операций с данными
Задачи по переносу (трансляция, трансформация);
Задачи
по изложению (интерпретация, разъяснение смысла, значения, обоснование);
Задачи по индукции;
Задачи по дедукции;
Задачи по доказыванию (аргументации) и проверке (верификации);
Задачи по оценке.
Слайд 9Задачи,
требующие сообщения данных
Задачи по разработке обзоров, конспектов, содержания…;
Задачи по разработке
отчетов, сообщений, рефератов;
Самостоятельные письменные работы, чертежи, проекты.
Слайд 10Задачи, требующие
творческого мышления
Задачи по практическому приложению;
Решение проблемных задач и ситуаций;
Постановка вопросов
и формулировка задач и заданий;
Задачи по обнаружению на основании собственных наблюдений;
Слайд 12Ментальные карты - это технология изображения информации в графическом виде; инструмент,
позволяющий эффективно структурировать информацию, мыслить, используя весь свой творческий потенциал.
Ментальные карты – это наглядный способ организации мышления школьников.
Слайд 14Эффективность использования данного метода связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за
обработку информации.
Слайд 15Полушария головного мозга и «разделение» труда между ними
Слайд 16
Алгоритм составления карты
Шаг 1. Задать количество ветвей, исходящих от центрального понятия
в соответствии с делением параграфа на смысловые дозы
Шаг 2. Последовательно-поэтапно вывести на ветви ключевые понятия (слова)
Шаг 3. Фронтальная беседа по вопросам учебника с опорой на составленную карту
Шаг 4. Доработка карты
Слайд 20Фронтальная беседа по вопросам
Что вам уже известно по теме параграфа после
его прочтения?
Объясните, чем вы руководствовались при размещении информации на карте.
Взгляните на карту и на ее оборотной стороне напишите те ключевые слова, которые вы можете вспомнить.
Проанализируйте результат. Сколько ключевых слов записали вы? Сколько ключевых слов записали ваши соседи? Дополните свою карту.
Можно ли теперь, используя Вашу карту, составить план пересказа параграфа?
Сформулируйте, какие вопросы темы вызывают у Вас затруднения.
Дайте пояснения по обозначенным вопросам.
Сформулируйте, какие вопросы темы все ещё вызывают у Вас затруднения.
Слайд 21Работа по составлению МК
Позволяет учителю
организовать опережающее ознакомление с материалом
поэтапно контролировать и
корректировать мыслительную деятельность школьников
Позволяет ученику
на качественно ином уровне анализировать и систематизировать изучаемый материал, выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи
Слайд 22
Ментальные карты могут использоваться в различных формах обучения:
изучение нового материала,
его закрепление, обобщение;
написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы;
подготовка проекта, презентации;
конспектирование и др.
Слайд 25Задания на развитие регулятивных универсальных учебных действий
Определите план своих действий при
выполнении работы;
Определите последовательность выполнения задания;
Составьте план и последовательность действий при… ;
Спрогнозируйте результаты опыта;
Внесите необходимые дополнения и коррективы в план;
Выделите то, что вами уже усвоено в этой теме;
Выделите то, что вам ещё предстоит усвоить из этого (параграфа, темы, курса и пр.);
Постройте план выполнения (проекта, опыта,
исследования в природе, подготовки презентации и пр.);
Выстройте стратегию поиска решения задачи.
Определите, каковы ваши цели при выполнении данной исследовательской (проектной) работы;
Слайд 26Задания на развитие коммуникативных универсальных учебных действий
1. Составь задание партнеру;
2. Отзыв
на работу товарища;
3. Групповая работа по составлению кроссворда, ребуса;
4. Диалоговое слушание
(формулировка вопросов для обратной связи);
5. «Подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...»...
6. Поиск информации в предложенных источниках;
7. Взаимоконтроль;
Слайд 27Задания на развитие познавательных универсальных учебных действий
Выделите главное содержание в тексте
параграфа;
Сформулируйте сами понятие о…;
Используя разные источники информации по физике объясните (опишите, сделайте вывод) …..;
Классифицируйте перечисленные факты;
Структурируйте материалы текста, озаглавьте абзацы;
Оцените форму содержания и его полноту изложения;
Подумайте, как будут развиваться события дальше;
Придумайте новый более убедительный пример;
Создайте компьютерную презентацию по теме… ;
Оцените своё действие в обсуждении вопроса;
Извлеките необходимую информацию из прочитанного текста и запишите её в кратком виде (в виде тезисов);
Слайд 28Три стратегии достижения образовательных результатов
1 стратегия: понадеяться на авторов, которые наверняка
предусмотрели в своих учебниках достижение УУД школьниками
2 стратегия: используя методический аппарат учебников и УМК, во всём разобраться самим, чтобы можно было тонко настраивать работу по формированию УУД
3 стратегия: вместе с учениками работать по формированию УУД