Слайд 1Формирование проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках физики
Николаева О.И.
Слайд 2Есть три силы, заставляющие детей учиться: послушание, увлечение и цель. Послушание
подталкивает, цель манит, а увлечение движет.
С. Соловейчик
Слайд 3Почему именно проекты?
Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране,
так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления.
- разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства.
Словарь Ожегова
- работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание нового продукта (устройства, работы, услуги)
Википедия
- (от лат. projectus - брошенный вперед)
совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия;
предварительный текст какого-либо документа;
замысел,план.
Энциклопедический словарь
- процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью; имеет два уровня -эмпирический и теоретический.
Энциклопедический словарь
- изучение, анализ какого-либо явления или предмета.
Бизнес словарь
Слайд 7Проектно-исследовательская деятельность
Исследовательская деятельность и проектная деятельность близки, хотя и имеют некоторые отличия. «Проектирование — это не творчество в полной мере, это творчество по плану в определенных контролируемых рамках» (А.И. Савенков). На практике чаще всего они соединяются в проектно-исследовательскую деятельность. Это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов.
Слайд 8Цели проектно-исследовательской деятельности
Развитие устойчивого интереса к предметам естественного цикла;
Развитие исследовательских умений.
Развитие
интеллектуальных, творческих способностей учащихся
Слайд 9Метод позволяет развивать:
Аналитическое мышление в процессе анализа информации, отбора необходимых
фактов, сравнения, сопоставления фактов, явлений.
Ассоциативное мышление в процессе установления ассоциаций с ранее изученными, знакомыми фактами, явлениями, установление ассоциаций с новыми качествами предмета, явления и пр.
Логическое мышление, когда формируется умение выстраивать логику доказательности принимаемого решения, внутреннюю логику решаемой проблемы, логику последовательности действий, предпринимаемых для решения проблемы.
Слайд 10Психологический аспект метода
Удовлетворение важных потребностей подростков:
желания подростка почувствовать
себя взрослым, потребность в равноправии, уважении и самостоятельности, доверительном отношении со стороны взрослых.
склонность подростка к фантазированию, когда результат действия становится второстепенным по сравнению с собственным авторским замыслом.
стремление к эксперименту, которое проявляется в попытках определить границы своих возможностей, физических и интеллектуальных. В противном случае реализуется в экспериментах со своей внешностью, а в худших случаях — и с психоактивными веществами.
Слайд 11Позиция учителя
Из носителя готовых знаний он превращается в
организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.
Слайд 12Этапы формирования навыков проектно-исследовательской деятельности
1-й этап (7-8 классы), выполнение индивидуальных мини-проектов:
изготовление
физических приборов или моделей из подручных средств;
выполнение схем и чертежей проектируемых устройств;
изготовление плакатов по теории (см. «портрет формулы»);
презентации и слайд-шоу.
Слайд 13Диффузия во всей её красоте
Цель данной работы: изучить что такое диффузия,
показать общую значимость явления диффузии.
Задачи:
Найти необходимый материал в литературе, Интернет - сети, изучить и проанализировать его.
Выяснить, где встречаются явления диффузии, какое значение они имеют .
Описать и спроектировать наиболее интересные опыты по данному явлению.
Слайд 14Микроисследование
«Наблюдение процесса диффузии молекул воздуха и молекул нашатырного спирта».
Оборудование: стеклянный сосуд, нашатырный спирт, фенолфталеин, вата.
Ход эксперимента. Ватку, смоченную нашатырным спиртом, помещали на дно стеклянного сосуда, а смоченную фенолфталеином прикрепили к крышке. Через несколько секунд ватка, смоченная фенолфталеином, начинала окрашиваться. В результате своего непрерывного и беспорядочного движения молекулы нашатырного спирта и молекулы воздуха в стеклянном сосуде перемешиваются, и смоченная фенолфталеином ватка окрашивается.
Слайд 15Исследовательский проект по теме:
«Исследование электропроводности воды»
Цель работы: исследовать, как зависит
электропроводность воды от концентрации поваренной соли.
Гипотеза: если при увеличении концентрации поваренной соли в воде увеличится количество ионов, то электропроводность воды возрастет.
Оборудование: весы, разновесы, сосуд с водой, поваренная соль, источник тока, амперметр, ключ, провода.
Результаты исследований
Слайд 16Этапы формирования проектно-исследовательской деятельности
2-й этап (8-9 классы), выполнение групповых проектов с
распределением обязанностей в группе и защитой проекта :
изготовление физических устройств, моделей;
выполнение мини-исследований;
изготовление учебных таблиц для кабинета;
Слайд 17«ОТКРЫТИЕ РАДИОАКТИВНОСТИ
И НАЧАЛО АТОМНОЙ ЭРЫ»
Цель работы:
изучить дополнительную литературу
по данной теме и провести свои исследования, тем самым углубить свои знания, повысить уровень знаний учеников нашей школы об атомной энергетике.
Задачи:
-изучить историю открытия явления радиоактивности
-раскрыть сущность понятия радиоактивности;
-объяснить учащимся на доступном уровне, что такое атомная энергетика и
почему она важна для людей;
-сформировать у учащихся осознанное отношение к ядерной отрасли и
ее роли в жизни;
Твое отношение к радиации?
Это не опаснее «электричест
ва» ребятам не понравился больше всего. Наиболее популярный ответ «от неё» лучше держаться подальше
Слайд 18О пользе и вреде электризации
Цель исследования: изучить такое явление как статическое
электричество, раскрыть его достоинства и недостатки.
Задачи исследования:
узнать, что из себя, представляет статическое электричество;
выяснить причины возникновения статического электричества;
определить его проявление в быту, в производстве, в природе; опасные и вредные факторы статического электричества;
узнать, как защитить себя от этого явления;
Слайд 19Этапы формирования проектно-исследовательской деятельности
3-й этап (10-11 классы), выполнение групповых и индивидуальных
работ разного типа:
исследовательских задач и проблем, ответ на которые не является очевидным;
исследований, связанных с изучением характеристик и свойств организма человека;
исследований, в результате которых будет создан значимый продукт.
Слайд 20Сегнерово колесо
Проблема: не для каждой темы по физике есть оборудование для
проведения уроков. В том числе для изучения реактивного движения. На практике в кабинете физики возможно продемонстрировать реактивное движение - движение под действием вытекающей воды.
Цели:
разработать и выполнить сегнерово колесо для изучения реактивного движения на примере движения под действием вытекающей воды;
Задачи:
Исследовать информация по теме;
Выполнить чертеж прибора;
Создать прибор;
Проверить прибор на опыте;
Гипотеза: если я изучу информацию и изготовлю прибор для изучения реактивного движения, то возможно уроки по изучению данной темы станут более интересными, а материал понятным.
Метод исследования: исследование, моделирование и конструирование Сегнерово колеса
Объект исследования: сегнерово колесо
Предмет исследования: физика, реактивное движение
исследовать информацию о реактивном движении;
Слайд 21ЗВУК В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Актуальность этой работы определяется необходимостью своевременной объективной оценки
состояния акустической среды обитания человека по критерию шумового загрязнения.
Задачи:
1. Охарактеризовать звук
2. Рассмотреть влияние звука на организм человека.
3. Изучить санитарные нормы шума для жилых помещений и образовательных учреждений и возможности звукоизоляционных материалов.
4. Провести практические исследования уровня шума в школе.
5. Разработать здоровьесберегающие
рекомендации для учащихся.
Объекты исследования - акустическая среда школы, учащиеся школы.
Экспериментальная часть.
Тема; Определение уровня шума в помещениях школы.
Микроисследование №1
Цель: определение уровня шума в помещениях школы во время перемены.
Слайд 22«Интересный факт о воде»
Цель работы-подтверждение факта, что горячая вода при
отрицательной температуре превращается в лед.
Задачи работы:
Проанализировать имеющуюся по данному вопросу литературу.
Провести опыт с горячей водой.
Сделать выводы.
Методы исследования:
изучение литературы по теме;
изучение материалов из Интернета;
эксперимент.
Слайд 23Результаты
Системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской
деятельности позволила достичь положительных результатов.
Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникабельны, активно участвуют в конкурсах исследовательских работ разного уровня.
Слайд 24Источники информации
http://psy.1september.ru/article.php?ID=200404608 (Вадим РОДИОНОВ, Мария СТУПНИЦКАЯ, АНО «Школа «Премьер», МГППУ)
Дьюи Дж.
Школа и общество. – М., 1925.
Килпатрик В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. – Л., 1925.
Полат Е.С. Метод проектов: типология и структура // Лицейское и гимназическое образование. – 2002. – №9.
http://tolkslovar.ru/p21550.html
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/programma-organizacii-proektno-issledovatelskoy-deyatelnosti Стандарты 2 поколения)