Слайд 1
Физические парадоксы и занимательные вопросы
Слайд 2Задача №1
На стадионе «Динамо» состоялось соревнование по бегу. Один спортсмен на
заданной дистанции достиг скорости 9 м/с. С какой скоростью он выбрасывал ступню каждой ноги?
Слайд 3Ответ к задаче №1
При ходьбе и беге каждая нога половину времени
находится в движении, а половину стоит. Значит, ступня выбрасывается со скоростью вдвое большей, чем бежит спортсмен, т.е 18 м/с.
Слайд 4Задача №2
Какая стрелка движется быстрее: секундная на ручных часах или минутная
на башенных?
Слайд 5Ответ к задаче №2
Угловая скорость минутной стрелки в 60 раз меньше,
чем любой секундной. Но линейная скорость минутной стрелки башенных часов значительно превосходит линейную скорость секундной стрелки на ручных часах.
Слайд 6Задача №3
В движущемся поезде все точки каждого вагона, казалось бы, должны
двигаться по направлению движения поезда. Однако в вагоне существуют точки, которые в каждый момент времени по отношению к полотну дороги движутся в сторону, противоположную движению поезда. Где находятся эти точки?
Слайд 7Ответ к задаче №3
Колеса вагонов имеют на ободе выступающий край (реборду).
Самая нижняя точка этого края при движении поезда перемещается в течении некоторой доли секунды назад.
Слайд 8Задача №4
4 января 1959 года в 5 ч 55 мин по
московскому времени первая советская космическая ракета, пройдя 370 тыс. км, пересекла орбиту Луны и вышла в межпланетное пространство. Скорость её в этот момент было 2.2 км/с. Через два с лишним месяца, пройдя 900млн. Км, ракета пересекла земную орбиту и вышла в пространство между Землей и Марсом, превратившись в искусственную планету, вращающуюся вокруг Солнца со скоростью 32 км/с. Откуда взялась добавочная скорость ракеты?
Слайд 9Ответ к задаче №4
Скорость движения ракеты вокруг солнца складывается из 29.8
км/с (скорость движения Земли по её орбите вокруг Солнца) и 2.2 км/с (скорость по отношению к земле, которую имела ракета в момент пересечения орбиты Луны).
Слайд 10Задача №5
При повороте автобуса пассажиры отклоняются в сторону, противоположную направлению поворота.
Поворот самолета совсем не ощущается его пассажирами. Объясните, почему так происходит?
Слайд 11Ответ к задаче №5
При повороте автобуса, пассажир продолжает двигаться по инерции
прямолинейно. Он не вылетает из автобуса только потому, что держится за поручни или удерживается стенкой автомобиля.
На горизонтально летящий самолет в плоскости, перпендикулярной направлению его полета, действуют две силы: сила тяжести м аэродинамическая подъемная сила. При повороте самолета равнодействующая этих сил должна быть направлена к центру окружности, по которой движется самолет. Это означает, что аэродинамическая сила не вертикальна, а составляет некоторый угол с вертикалью. Но аэродинамическая сила – это сумма подъемных сил крыльев, и она перпендикулярна крыльям, следовательно корпус самолета наклонен в сторону поворота.
Слайд 12Задача №6
Известно, что 2 кН = 2000 Н и 3 кН
= 3000 Н. Перемножив эти равенства почленно, получим 6 кН = 6 000 000 Н или 6 кН = 6 МН. Значит, шесть килоньютонов равны шести меганьютонам!?
Слайд 13Ответ к задаче №6
Хотя софизм является наивным, считаем необходимым еще раз
обратить внимание на то, что над наименованиями нужно производить те же действия, что и над числами, к которым наименования относятся.
Слайд 14Задача №7
Взрослый человек может растянуть динамометр с силой 100 Н, ребенок
– 30 Н. Каково будет показание динамометра, если они будут растягивать его в разные стороны? Вероятно, динамометр покажет 70 Н. Так ли это?
Слайд 15Ответ к задаче №7
Взрослый человек не может растянуть динамометр с силой
100 Н, если нет такой же противодействующей силы. В данном случае противодействующая сила 30 Н, а поэтому взрослый человек может растянуть динамометр лишь с силой, не превышающей 30 Н.
Слайд 16Задача №8
Если на движущемся по круговой орбите спутнике в сосуд с
водой опустить железную гайку, то утонет ли она?
Слайд 17Ответ к задаче №8
Нет. В спутнике тела невесомы.
Слайд 18Задача №9
В XVII в. В одной из книг была напечатана такая
задача. Вокруг Земли построили мост, совершенно однородный по материалу на всем протяжении, равный по весу в любой части. Затем из-под моста убрали все опоры. Что произойдет при этом? Обрушится ли мост? Можно ли будет воспользоваться им для практических целей?
Слайд 19Ответ к задаче №9
Мост будет держаться без опор, так как все
его части притягиваются к центру Земли с одинаковой силой. Однако таким мостом нельзя будет воспользоваться
Слайд 20Задача №10
Один древний философ, желая взвесить воздух, надул им бычий пузырь
и взвесил его. Затем выпустил из него воздух и снова взвесил. Вес и в том и в другом случае оказался одинаковым. Из этого он сделал вывод, что воздух ничего не весит. В чем ошибка философа?
Слайд 21Ответ к задаче №10
Философ не был знаком с законом Архимеда. Раздутый
пузырь испытывал выталкивающую силу, равную весу заполнявшего его воздуха. Чтобы взвесить воздух, надо взять сосуд, форма которого не меняется при откачивании воздуха.