Слайд 1Актуальные проблемы подготовки обучающихся к итоговой аттестации
11 класс
Слайд 2На ЕГЭ по физике в 2016 г. использовалась та же экзаменационная
модель КИМ, что и в 2015 г.
По сравнению с 2015 г.
был расширен перечень контролируемых элементов содержания, который проверялся линиями заданий с кратким ответом.
в вариантах был использован более широкий спектр оригинальных задач высокого уровня сложности, для которых необходимо было самостоятельно выделить необходимую для решения физическую модель.
Слайд 3ЕГЭ по физике 2016
Каждый вариант экзаменационной работы состоял из двух частей
и включал в себя 32 задания, из которых 9 заданий с выбором одного верного ответа, 18 заданий с кратким ответом и 5 заданий с развернутым ответом.
Слайд 4В экзаменационной работе контролировались элементы содержания из следующих разделов (тем) курса
физики.
1. Механика (кинематика, динамика, статика, законы сохранения в механике, механические колебания и волны).
2. Молекулярная физика (молекулярно-кинетическая теория, термодинамика).
3. Электродинамика и основы СТО (электрическое поле, постоянный ток, магнитное поле, электромагнитная индукция, электромагнитные колебания и волны, оптика, основы СТО).
4. Квантовая физика (корпускулярно-волновой дуализм, физика атома, физика атомного ядра).
Слайд 5В каждом варианте работы предлагалось:
19 заданий базового уровня сложности
9 заданий
повышенного уровня сложности
4 задания высокого уровня сложности
Слайд 6Часть 1
Содержала 24 задания, из которых
9 заданий с кратким ответом
в виде одной цифры, соответствующей номеру верного ответа,
15 заданий с кратким ответом в виде числа или последовательности цифр.
22 задания - проверяли усвоение понятийного аппарата курса физики (в том числе применение знаний при объяснении физических явлений и использование законов и формул в несложных расчетных ситуациях),
2 задания – овладение методологическими умениями.
Слайд 7Часть 2
Была отведена решению задач , содержала задачи по всем разделам
разного уровня сложности и позволяла проверить умение применять физические законы и формулы как в типовых ситуациях, так и в нетрадиционных ситуациях.
Часть 2 содержала 8 заданий,
3 задания с кратким ответом
5 заданий, для которых необходимо было привести развернутый ответ.
Слайд 8Процент участников государственной итоговой аттестации по физике в форме ЕГЭ
в
Челябинской области
Слайд 9Средний тестовый балл ЕГЭ по физике
Слайд 10Процент участников ЕГЭ по физике, получивших тестовые баллы в указанном диапазоне
Слайд 11Процент выполнения
заданий части 1
Слайд 20Задание 2
Тело движется в инерциальной системе отсчёта по прямой в одном
направлении. Под действием постоянной силы величиной 6 Н за 8 с импульс тела увеличился и стал равен 56 кг ∙ м/с. Чему равен первоначальный импульс тела?
Ответ 8 кг ∙ м/с
Слайд 22Задание 14
Ответ 2
Выполнение – 35%
Слайд 27Задание 24
Ответ 54
Выполнение - 30%
Слайд 29Процент выполнения
заданий части 2
Слайд 32Задание 27
Когда на металлическую пластину падает электромагнитное излучение с длиной волны
λ, максимальная кинетическая энергия фотоэлектронов равна 4,5 эВ. Если длина волны падающего излучения равна 2 λ, то максимальная кинетическая энергия фотоэлектронов равна 1 эВ. Чему равна работа выхода электронов из металла?
Ответ 2,5эВ
Выполнение – 26%
Слайд 33Задание 28
В опыте по изучению фотоэффекта катод освещается жёлтым светом, в
результате чего в цепи возникает ток (рис. 1). Зависимость показаний амперметра I от напряжения U между анодом и катодом приведена на рис. 2. Используя законы фотоэффекта и предполагая, что отношение числа фотоэлектронов к числу поглощённых фотонов не зависит от частоты света, объясните, как изменится представленная зависимость I(U), если освещать катод зелёным светом, оставив мощность поглощённого катодом света неизменной.
Слайд 34Распределение участников по уровням подготовки
Группа1 (0 – 35 тестовых балла, не
преодолевшие минимального балла ЕГЭ)
Группа 2 (36 – 47 тестовых баллов)
Группа 3 (48 - 61 тестовых баллов)
Группа 4 (62–100 тестовых баллов)
Слайд 35Методические рекомендации
по подготовке к ЕГЭ
Слайд 36Элементы статики
Выпускники умеют записывать условия равновесия твердого тела,
Проблемы:
неверные рисунки
с указанием действующих сил (особенно сил реакции опор)
неверная запись моментов сил относительно выбранной оси.
Целесообразно дополнить дидактические материалы специальными заданиями, в которых требуется правильно изобразить все силы, действующие на тело, или верно определить плечо силы относительно оси и момент этой силы.
Слайд 37Насыщенные пары,
влажность воздуха
Трудности возникают на уровне понимания физики процессов: получение
насыщенного пара, кипение жидкости, изменение влажности воздуха
Целесообразно сделать акцент на несложных качественных вопросах, позволяющих проверить понимание всех особенностей данных процессов.
Слайд 38Квантовая физика
Проблемным элементом является явление испускания и поглощения света атомом.
Слайд 39Качественные задачи
Успешность решения качественных задач зависит не только от глубины понимания
физических процессов, описываемых в задании, но и от сформированности умения выстраивать обоснованные рассуждения.
Слайд 40Качественные задачи
На каждом уроке должны присутствовать качественные задачи: от простых вопросов,
требующих «одношаговых» ответов, до сложных задач с многоступенчатым обоснованием на основании нескольких законов или явлений.
При этом необходимо использовать как письменные формы ответов, так и устные.
Слайд 41При работе с самой слабой группой
Сосредоточиться на базовом курсе физики,
особо выделяя наиболее значимые элементы (законы сохранения в механике, законы Ньютона, первый закон термодинамики и т.д.), и добиваться их устойчивого освоения.
Слайд 42Для обучающихся, относящихся к группе 2
Повторение всех элементов курса физики на
базовом уровне сложности целесообразно сочетать с дополнительной математической подготовкой. Это позволит им более уверенно чувствовать себя при выполнении заданий с математическими расчетами и ответами в виде числа.
Слайд 43Для обучающихся, относящихся к группе 3
Акцентировать формирование умения решать типовые расчетные
задачи повышенного уровня сложности и выбирать посильные для решения задачи высокого уровня.
Слайд 44Для наиболее подготовленных выпускников
Акцентом должно стать решение задач с неявно заданной
физической моделью, в которых необходимо требовать обоснование хода решения.
Слайд 46 В 2017 г. контрольные измерительные материалы по физике претерпят существенные изменения.
Из
вариантов исключены задания с выбором одного верного ответа и добавлены задания с кратким ответом.
В связи с этим предложена новая структура части 1 экзаменационной работы, а часть 2 оставлена без изменений.
Слайд 47 При внесении изменений в структуру экзаменационной работы сохранены общие концептуальные подходы
к оценке учебных достижений:
остался без изменений суммарный балл за выполнение всех заданий экзаменационной работы,
сохранено распределение максимальных баллов за выполнение заданий разных уровней сложности и
сохранено примерное распределение числа заданий по разделам школьного курса физики и способам деятельности.
Слайд 48 Приоритетом при конструировании КИМ является необходимость проверки предусмотренных стандартом видов деятельности:
усвоение понятийного аппарата курса физики, овладение методологическими умениями, применение знаний при объяснении физических процессов и решении задач.
Слайд 49 Вариант экзаменационной работы будет состоять из двух частей и включит в
себя 31 задание. Часть 1 будет содержать 23 задания с кратким ответом, в том числе задания с самостоятельной записью ответа в виде числа, двух чисел или слова, а также задания на установление соответствия и множественный выбор, в которых ответы необходимо записать в виде последовательности цифр.
Часть 2 будет содержать 8 заданий, объединенных общим видом деятельности – решение задач. Из них 3 задания с кратким ответом (24–26) и 5 заданий (29–31), для которых необходимо привести развернутый ответ.
Слайд 50Часть 1 экзаменационной работы будет включать два блока заданий: первый проверяет
освоение понятийного аппарата школьного курса физики, а второй – овладение методологическими умениями.
Первый блок включает 21 задание, которые группируются, исходя из тематической принадлежности: 7 заданий по механике, 5 заданий по МКТ и термодинамике, 6 заданий по электродинамике и 3 по квантовой физике.
Слайд 51 Группа заданий по каждому разделу начинается с заданий с самостоятельной формулировкой
ответа в виде числа, двух чисел или слова, затем идет задание на множественный выбор (двух верных ответов из пяти предложенных), а в конце – задания на изменение физических величин в различных процессах и на установление соответствия между физическими величинами и графиками или формулами, в которых ответ записывается в виде набора из двух цифр.
Слайд 52 Особое внимание следует обратить на задания 5, 11 и 16 на
множественный выбор, которые оценивают умения объяснять изученные явления и процессы и интерпретировать результаты различных исследований, представленные в виде таблицы или графиков.
Слайд 54Изменение форм отдельных линий заданий
Задание 13 на определение направления векторных физических
величин (силы Кулона, напряженности электрического поля, магнитной индукции, силы Ампера, силы Лоренца и т.д.) предлагается с кратким ответом в виде слова.
При этом возможные варианты ответа указаны в тексте задания.
Слайд 56Задание 19, которое проверяет знания о строении атома, атомного ядра или
ядерных реакциях. У этого задания изменилась форма представления. Ответ, представляющий собой два числа, необходимо сначала записать в предложенную таблицу, а затем перенести в бланк ответов № 1 без пробелов и дополнительных знаков.
Слайд 58Задание 22 с использованием фотографий или рисунков измерительных приборов направлено на
проверку умения записывать показания приборов при измерении физических величин с учетом абсолютной погрешности измерений.
Абсолютная погрешность измерений задается в тексте задания: либо в виде половины цены деления, либо в виде цены деления (в зависимости от точности прибора).
Слайд 60Задание 23 проверяет умение выбирать оборудование для проведения опыта по заданной
гипотезе.
В этой модели изменилась форма представления задания, и теперь оно представляет собой задание на множественный выбор (двух элементов из пяти предложенных), но оценивается в 1 балл, если верно указаны оба элемента ответа.
Слайд 61Задание 23
Могут предлагаться три различные модели заданий:
на выбор двух рисунков,
графически представляющих соответствующие установки для опытов;
на выбор двух строк в таблице, которая описывает характеристики установок для опытов,
на выбор названия двух элементов оборудования или приборов, которые необходимы для проведения указанного опыта.
Слайд 63Задачи повышенного уровня сложности
В расчетных задачах повышенного уровня сложности (24–26) предполагается
использование изученного алгоритма решения задачи, предлагаются типовые учебные ситуации, с которыми учащиеся встречались в процессе обучения и в которых используются явно заданные физические модели.
В этих задачах предпочтение отдается стандартным формулировкам, а их подбор будет осуществляться преимущественно с ориентацией на открытый банк заданий.
Слайд 66Качественная задача
Первое из заданий с развернутым ответом – качественная задача, решение
которой представляет собой логически выстроенное объяснение с опорой на физические законы и закономерности
Слайд 67Расчетные задачи
высокого уровня сложности
Для расчетных задач высокого уровня сложности необходим
анализ всех этапов решения
Используются измененные ситуации, в которых необходимо оперировать большим количеством законов и формул, вводить дополнительные обоснования в процессе решения или совершенно новые ситуации, которые не встречались ранее в учебной литературе , предполагается серьезная деятельность по анализу физических процессов и самостоятельный выбор физической модели для решения задачи