Слайд 2 ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ
Просвещение - это выход человека из состояния своего несовершеннолетия,
в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине - это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! - имей мужество пользоваться собственным умом! - таков, следовательно, девиз Просвещения. Иммануил Кант
Слайд 3ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ
XVIII век в истории называют эпохой Просвещения. В эту эпоху
знание из лабораторий выходит в свет. Царит всеобщая уверенность в мощи человеческого разума, его безграничных возможностях, в прогрессе, создающем условия для экономического и социального благоденствия. Эпоха Просвещения считает себя эпохой разума и света, возрождения свободы, расцвета науки и искусств.
Слайд 4ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ
В XVIII веке сильнее подчеркивается связь науки с практикой, ее
общественная полезность, резкой критике подвергается метафизика. Наука и прогресс - главные лозунги этой эпохи. Разум должен быть освобожден от всех предрассудков - и религиозных, и метафизических, он должен опираться на опыт.
Слайд 5ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Философия XVIII в. неоднородна: в ней присутствуют различные мировоззренческие
ориентации.
Наиболее ярко в эту эпоху выделяется следующее направление:
- атеистическо-материалистическое – его сторонники отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму. Представители этого направления: Т. Гоббс (1588-1679гг.), Д. Локк (1632-1704гг.), Ф. Вольтер (1694-1778гг.), Ш. Монтескье (1689-1755гг.), Ж. Руссо (1712-1778гг.), Ж. Ламерти (1709-1775гг.), П.Гольбах (1723-1789гг.); Д.Дидро (1713-1784гг.), К. Гельвеций (1715-1771гг.), Ж.Мелье (1664-1729гг.).
Слайд 6ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Характерные особенности
Характерные
особенности:
Рационализм как общая вера в разум;
·
антиклерикализм - направленность против засилья церкви (но не религии) в духовной жизни общества;
· антиобскурантизм - борьба с мракобесием, с враждебными науке и образованию силами.
Слайд 7ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Атеизм - отрицание веры в бога.
Деизм - учение, которое признает
бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося затем по своим собственным законам.
Материализм - направление в философии, признающее материю в качестве первичного начала бытия мира, признающее адекватное познание мира человеком.
Номинализм - учение, согласно которому реально существует лишь единичное, а общие понятия только имена.
Рационализм - направление в теории познания, выдвигавшее в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума. Идейно-теоретическое течение, возвеличивающее человеческого индивида как активного, свободного и равноправного, характеризующееся историческим оптимизмом, верой в безграничные возможности человека в познании и преобразовании природы.
Сенсуализм - направление в теории познания утверждающее, что единственной основой истинного познания являются ощущения.
Скептицизм - философская концепция, высказывающая сомнение в возможности достижения объективной истины.
Слайд 8КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Ориентация на светскую культуру, внимание к педагогике и
проблемам общественного устройства.
Острая критика феодализма, церковной идеологии, религии.
Вера во всесилие человеческого разума и общественный прогресс.
Разумность, естественность, свободомыслие, скептицизм.
Слайд 9Английское Просвещение
Это был существенный шаг на пути к науке, свободной
от пут традиционных религиозных предрассудков.
Идейной формой свободомыслия в Европе с первых десятилетий XVIII века становится деизм. Деизм еще не отвергает бога как творца всей живой и неживой природы, но в рамках деизма жестоко постулируется, что это творение мира уже свершилось, что после этого акта творения бог не вмешивается в природу: теперь природа ничем внешним не определяется и теперь причины и объяснения всех событий и процессов в ней следует искать только в ней самой, в ее собственных закономерностях.
Первой в эту эпоху вступает Англия. Для английских просветителей (Д.Локк, Д.Толанд, М.Тиндаль и др.) была характерна борьба с традиционным религиозным мировосприятием, которое объективно сдерживало свободное развитие наук о природе, о человеке и обществе.
Слайд 10Томас Гоббс
Эмпирик, материалист.
Естественное состояние человека
Общественный договор
Государство - Левиафан
Слайд 11Естественное состояние человека
Естественное состояние:
люди не стремятся к совместной (полисной) жизни
Поступки людей
базируются на чувственности,
естественное состояние – это война всех против всех.
равенство всех на применение силы, равенство желаний.
естественным правом является «право на все».
понятия добра и зла сводятся к жизни и смерти => для защиты этого единственного блага – жизни, человечество заключает договор о создании Левиафана,
передавая ему свой суверенитет (который из народного превращается в государственный)
решая считать его действия своими
Слайд 12Левиафан
Естественная свобода естественного состояния уничтожает сама себя, и поэтому должна быть
ограничена.
Обязанности суверена по обеспечению внутреннего спокойствия государства.
Левиафан порождён договором, но сам его стороной не является, ведь то был договор между людьми о его создании.
Договор установил единство воли Левиафана и подвластных ему (считать действия государства своими), а значит, о какой-либо несправедливости действий власть имущих не может быть и речи, ведь это значило бы признать собственные действия таковыми.
оставшаяся в естественном состоянии часть человечества может быть уничтожена Левиафаном. Ему же следует следить за поддержанием абсолютной власти, бороться с вредными учениями (разделениями властей, свободой совести).
Левиафан не допускает чрезмерного богатства как человека, так и города – а то они власть отнимут…
Слайд 13Сравнение взглядов
Гоббс
На смену абсолютной свободе пришла анархия,что привело к необходимости общественного
согласия
Абсолютная власть монарха ничем неограниченная
Государство всеобъемлюще,нет разделения властей
Отрицает право народа на свержение власти
Локк
Те же причины возникновения государства
Ограниченная монархия,государство защищает интересы граждан
Разделение властей.Личность выше государства
Отрицает право народа на свержение власти,но возможно изменить форму правления
Слайд 14Английское Просвещение
Джон Локк - Британский педагог и философ, представитель эмпиризма
и либерализма. Способствовал распространению сенсуализма. Его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии и политической философии.
Джон Толанд - Ирландский философ. Учился в университетах Англии, Шотландии и Голландии. Широкую известность Толанду принесла книга «Христианство без тайн», осуждённая на сожжение. Философу пришлось спасаться бегством от угрозы тюремного заключения.
Слайд 15Английское Просвещение
В Англии с именем Д. Беркли связано появление -
субъективного идеализма. В центре внимания английских мыслителей оказались проблемы сенсуализма и номинализма.
Односторонность этих течений, положенных в основание предшествующим философским материализмом, вызвали к жизни альтернативные подходы, что нашло отражение работах Беркли и Юма. Философскому анализу были подвергнуты теории первичных и вторичных качеств и проблема субстанции. Впервые Д. Юмом дано было развернутое обоснование скептицизма и агностицизма.
Д. Локком разрабатывается теория естественного права. К неотчуждаемым правам человека он относил жизнь, свободу и собственность. Собственность им представлялась как результат труда человека. Правовое равенство индивидов является необходимым следствием принятия трех неотчуждаемых прав. Новая, юридическая всеобщность, перед лицом которой все люди равны, приходит на смену прежним - сословным, конфессиональным - общностям.
Слайд 16Английское Просвещение
Джордж Беркли - Английский философ, наиболее значительный представитель английского
эмпиризма. известный своей системой спиритуалистической философии; епископ Клойнский в Ирландии. Последовательно развивал тезис о том, что «бытие - это или то, что воспринимается, или тот, кто воспринимает».
Дэвид Юм - Шотландский философ, представитель эмпиризма, психологического атомизма, номинализма и скептицизма; по мнению ряда исследователей, агностик, предшественник второго позитивизма, экономист и историк, публицист, один из крупнейших деятелей шотландского Просвещения.
Слайд 17Французское Просвещение
Французская философия выдвинула проблемы иного рода. Один из идеологов
Просвещения - Вольтер остановился на деистической форме материализма, одновременно активно развивая материалистически- иррелигиозные взгляды.
Жан Жак Руссо выдвигает идею справедливого общественного договора.
С именами А. Гольбаха, К. Гельвеция, Ж. Ламетри связано построение системы материалистического миропонимания. В этой системе нашли решение вопросы, касающиеся понимания материи как субстанции, движения «как способа существования материи», детерминизма и материалистического сенсуализма.
В отличие от английского французское просвещение ориентировано не на аристократическую элиту, а на широкие круги городского общества. Идейным вождем этого начинания выступает Д.Дидро, а его ближайшим соратником – Д.Аламбер.
Слайд 18Французское Просвещение
Франсуа Мари Аруэ (Вольтер) - Один из крупнейших французских
философов-просветителей XVIII века: поэт, прозаик, сатирик, трагик, историк, публицист.
Руссо Жан Жак - Французский философ, писатель, мыслитель эпохи Просвещения. Также музыковед, композитор и ботаник. Виднейший представитель сентиментализма. Его называют предтечей Великой французской революции.
Слайд 19Жан Жак Руссо (1712-1778) – основное внимание уделял социально-политической философии Основные
труды: «Эмиль, или о воспитании», «Об общественном договоре», «Исповедь»
Видел в Боге мировую волю и мировой разум;
Выступал против религии, предлагал заменить ее на «гражданскую религию»;
Считал, что материя не сотворима и объективно существует всегда
Слайд 20Основные идеи Жан Жак Руссо :
Человек рожден свободным, а между тем
«везде он в оковах»;
Главная причина неравенства – в частной собственности;
Отстаивал идею социального эгалитаризма;
Пытался доказать, что с прогрессом культуры идет падение нравственности
Слайд 21Начало эпохи связывают с 1718 г., когда в Париже была осуществлена
первая постановка трагедии «Эдип» Франсуа Мари Аруэ Вольтера (1694-1778)
романист, историк, драматург и поэт эпохи Просвещения
Основные труды: Философские письма», «Философский словарь», а также «Театр Вольтера», содержащий более 50 пьес
Слайд 22Основные идеи Ф.Вольтера:
Сторонник неравенства. Общество должно делиться на «образованных и богатых»
и на тех, кто, «ничего не имея», «обязан на них работать» или их «забавлять»;
Как деист отождествляет Бога и разум. Существование Бога – факт разума, а не веры;
Предлагает в обществе свободу вероисповедания и сосуществование различных религиозных конфессий;
Совмещал эмпиризм и рационализм, отдавая предпочтение эмпиризму;
Ввел понятие «философия истории»
Слайд 23Выступал сторонником просвещенной монархии. «Добрый король есть лучший подарок для людей»
Стоит
только просвещенному монарху пожелать, как в обществе будут господствовать свобода, равенство и собственность
Слайд 24Французское Просвещение
Жан Лерон Д'Аламбер -Французский учёный-энциклопедист, математик, механик и философ
-просветитель
Монтескье Шарль Луи - Французский писатель, правовед и философ, сторонник натуралистического подхода в изучении общества. Разработал доктрину о разделении властей.
Слайд 25Шарль Луи Монтескье (1689-1755) – философ, писатель, юрист, ученый
В работе «О
духе закона» анализирует основные формы правления;
Критик и противник абсолютной монархии. Считал, что республика возможна только для небольших территорий;
Автор теории влияния географической среды на общество;
Один из сторонников «Теории разделения властей»
Сторонник защиты гражданских свобод
Слайд 26Основные идеи Шарль Луи Монтескье :
Свобода может быть обеспечена только законами:
«Свобода есть право проделывать все, что позволительно законами»;
Идея о разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную. Ни одна из ветвей власти не может подменять другую. Соединение властей в одном лице ведет к злоупотреблениям и даже к деспотизму
Слайд 27отвергал идею бессмертия души;
считал, что история делается людьми, а не в
силу Божественного предопределения;
пытался объяснить законы и политическую жизнь различных стран и народов, исходя из их природных и исторических условий – географический детерминизм;
выступал за верховенство закона;
исследовал расцвет и упадок римского государства
Слайд 28ФРАНЦУЗСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
Дени Дидро - Французский писатель, философ-просветитель и драматург, основавший
«Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел». Иностранный почётный член Петербургской академии наук.
Поль Анри Гольбах - Французский философ немецкого происхождения, писатель, энциклопедист, просветитель.
Слайд 29ФРАНЦУЗСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
Клод Адриан Гельвеций - Французский литератор и философ-материалист утилитарного
направления.
Жюльен-Офре де Ламетри - Французский врач и философ-материалист, был сперва богословом, затем изучал медицину в Лейдене у Бургаве.
Слайд 30Движение Просвещения в Германии
В Германии движение Просвещения связано с деятельностью
Х.Вольфа, И.Гердера, Г.Лессинга и др.
Если иметь в виду популяризацию наук и распространение знаний, то здесь особую роль играет деятельность Х.Вольфа. Его заслуги отмечали впоследствии и И.Кант, и Гегель.
И. Гердер. И . Шиллер и И. Гете считали, что народ является единственным творцом и хранителем духовных ценностей.
Слайд 31Движение Просвещения в Германии
Готхольд Эфраим Лессинг - Немецкий поэт, драматург,
теоретик искусства и литературный критик-просветитель. Основоположник немецкой классической литературы.
Христиан фон Вольф- Немецкий учёный-энциклопедист, философ, юрист и математик, один из наиболее заметных философов в период после Лейбница и до Канта, основоположник языка немецкой философии.
Слайд 32Движение Просвещения в Германии
Иоганн Вольфганг фон Гёте- Немецкий поэт, государственный
деятель, философ и естествоиспытатель. крупнейший поэт и универсальный гений немецкой литературы, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель.
Фридрих Шиллер- Немецкий поэт, философ, теоретик искусства и драматург, профессор истории и военный врач.
Слайд 33Движение Просвещения в Германии
Гердер Иоганн Готфрид - Немецкий писатель и
теолог, историк культуры, создатель исторического понимания искусства, считавший своей задачей «всё рассматривать с точки зрения духа своего времени», критик, поэт второй половины XVIII века. Один из ведущих деятелей позднего Просвещения.
Слайд 34ГЕРДЕР Иоганн Готфрид (1744 —1803)
Немецкий философ позднего Просвещения
«Идеи к
философии истории человечества» – версия естественного исторического развития природы и человеческой культуры
История есть осуществление «гуманности»
Слайд 35ГЕРДЕР Иоганн Готфрид
Рассматривал воздействия внешних факторов, которые определял термином
«климат»
Считал, что достаточно для понимания истории ответить на вопрос «почему?», а не «для чего?»
Признавал ведущей силой истории внутренние, «органические» силы — стремление к созиданию общества
Считал культуру сплачивающей силой общества, внутренней сущностью которой является язык
Слайд 36ГЕРДЕР Иоганн Готфрид
Процесс мирового развития – ступенчатое, поступательное развитие совершенствующихся
организмов от:
неорганической материи
через мир растений и животных
к человеку
в будущем – к сверхчувственной «мировой душе»
Человек – свободная и разумная сущность – вершина сотворенной божественным духом природы
Слайд 37Значение эпохи Просвещения
Эпоха Просвещения - одна из ключевых эпох в
истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие.
Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина.
Интеллектуальное и философское движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, борьбу за национальную независимость американских колоний, отмену рабства, формирование прав человека. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь.
Слайд 38ВЫВОД:
В эпоху Просвещения получает заметное развитие глубокая вера в неограниченные
возможности науки в познании мира .
Развиваются деистические представления о мире, что в свою очередь приводит к формированию материализма как достаточно цельного философского учения, именно деизм в единстве с успехами и результатами естественных наук приводит в результате к формированию французского материализма XVIII века.
Формируется новое представление об общественной истории, о ее глубокой связи с достижениями науки и техники, с научными открытиями и изобретениями, с просвещением масс.