Презентация, доклад на тему Наука и научное исследование

Содержание

Вопросы Актуальность курса.Понятие «наука» и «научное исследование».Педагогическое исследование. Логика исследования.Методология пед. исследования.Уровни и методы пед. исследования.Этапы пед. исследования.

Слайд 1Наука и научное исследование
Шеина М.Б.


Наука и научное исследование Шеина М.Б.

Слайд 2Вопросы
Актуальность курса.
Понятие «наука» и «научное исследование».
Педагогическое исследование.
Логика исследования.
Методология пед.

исследования.
Уровни и методы пед. исследования.
Этапы пед. исследования.

Вопросы Актуальность курса.Понятие «наука» и «научное исследование».Педагогическое исследование. Логика исследования.Методология пед. исследования.Уровни и методы пед. исследования.Этапы пед.

Слайд 3 Без стремления к научной работе учитель элементарной

школы попадает под власть трех педагогических демонов: банальности, механичности, рутинности. Он деревенеет, каменеет, опускается.


Адольф Дистервег,
немецкий педагог 19 века
Без стремления к научной работе учитель элементарной школы попадает под власть трех педагогических

Слайд 4 Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю

радость, а не превращался в скучную однообразную повседневность, ведите каждого учителя на тропку исследователя.

В.А.Сухомлинский
Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, а не превращался в скучную

Слайд 5Наука -
Деятельность человека по выработке, систематизации и проверке новых знаний.

Наука - Деятельность человека по выработке, систематизации и проверке новых знаний.

Слайд 6Научное исследование
Научное исследование — процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный

с получением научных знаний.
Виды научных исследований:
Фундаментальное исследование, предпринятое главным образом, чтобы производить новые знания независимо от перспектив применения.
Прикладное исследование.


Научное исследованиеНаучное исследование — процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний.Виды научных исследований:Фундаментальное

Слайд 7Исследователи
Исследователь – это специалист, создающий новые знания.
– это человек, создающий

или открывающий новые знания в соответствующей отрасли деятельности.

Исследователи создают новые знания, накопление которых позволяет выдающимся исследователям совершать научные открытия, которые влияют на ход развития человеческой цивилизации. Выдающиеся исследователи – это исследователи, вклад которых в науку получил признание в обществе.
Например:
Н.Пржевальский и Д.Кук - в географии
Д. Менделеев – в химии
А.Эйнштейн, И.Ньютон – в физике и др.



Исследователи Исследователь – это специалист, создающий новые знания. – это человек, создающий или открывающий новые знания в

Слайд 8Публикации
Научные исследователи публикуют свои работы в:
журналах научных публикаций;
коллективных трудах;
монографиях

по исследовательской теме.

Публикации Научные исследователи публикуют свои работы в:журналах научных публикаций; коллективных трудах; монографиях по исследовательской теме.

Слайд 9Уровни научного исследования
Эмпирический (практический); направлен непосредственно на изучаемый объект и реализуется

посредством наблюдения и эксперимента (эмпирических методов).
Теоретический; концентрируется вокруг универсальных законов и гипотез.
Уровни научного исследованияЭмпирический (практический); направлен непосредственно на изучаемый объект и реализуется посредством наблюдения и эксперимента (эмпирических методов).Теоретический;

Слайд 10Педагогическое исследование – это …
- целенаправленный,
- осознанный,
- концептуально обоснованный,
- логически выстроенный,
-

организационно – оформленный
поиск путей совершенствования педагогического процесса.
Педагогическое исследование – это … - целенаправленный,- осознанный,- концептуально обоснованный,- логически выстроенный,- организационно – оформленный  поиск

Слайд 11Логика исследования – это последовательность исследовательских шагов:
Постановочной этап; определение научного

аппарата исследования (проблема – тема – объект – предмет – контингент – гипотеза – цель – задачи).
Собственно исследовательский этап (отбор методов – проверка гипотезы – конструирование предварительных выводов – их апробирование и уточнение – построение заключительного вывода).
Заключительный этап; обсуждение выводов, их представление общественности, оформление работы (отчет, доклад, проект и т.п.), внедрение результатов в практику.
Логика исследования – это последовательность исследовательских шагов: Постановочной этап; определение научного аппарата исследования (проблема – тема –

Слайд 12Объектная область исследования -
это сфера действительности, в которой накопились

важные, требующие разрешения проблемы.
Объектная область исследования -  это сфера действительности, в которой накопились важные, требующие разрешения проблемы.

Слайд 13Проблема исследования-

объективно возникающий в ходе познания вопрос, решение которого

представляет существенный теоретический или практический интерес.


Проблема исследования-  объективно возникающий в ходе познания вопрос, решение которого представляет существенный теоретический или практический интерес.

Слайд 14Проблема может быть сформулирована как:

противоречие, которое должно быть решено;
недостаток, который должен

быть устранён

Проблема может быть сформулирована как: противоречие, которое должно быть решено;недостаток, который должен быть устранён

Слайд 15Тема – название работы, в котором проблема находит своё отражение и

конкретизацию.


В теме, как правило, содержится:
объект;
предмет;
контингент исследования,

Тема должна быть актуальной

Тема – название работы, в котором проблема находит своё отражение и конкретизацию.В теме, как правило, содержится:объект;предмет;контингент исследования,Тема

Слайд 16Актуальность проблемы (темы) исследования
– это важность, значительность для настоящего момента, её

своевременность и злободневность.
Обосновать актуальность исследования – значит объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.
Актуальность проблемы (темы) исследования– это важность, значительность для настоящего момента, её своевременность и злободневность.Обосновать актуальность исследования –

Слайд 17Объект педагогического исследования
– это то педагогическое пространство, в рамках которого находится

изучаемое явление.

Он всегда лежит либо в области педагогического процесса (его теории или методики, содержания, принципов и т.д.), либо в области субъекта или объекта воспитания.

Объект педагогического исследования– это то педагогическое пространство, в рамках которого находится изучаемое явление.  		Он всегда лежит

Слайд 18Предмет исследования
– это конкретная часть (аспект, сторона) объекта, выделенная для специального

изучения.
– это то, посредством чего что-то меняется в объекте.
Предмет всегда уже объекта. Он даёт представление о том, как рассматривается объект: в каких условиях, в каком взаимоотношении.


Предмет исследования– это конкретная часть (аспект, сторона) объекта, выделенная для специального изучения. – это то, посредством чего

Слайд 19Типичные ошибки при формулировке объекта и предмета:
определение в качестве объекта детей

или учащихся (для обозначения людей, включённых в исследование, введён термин контингент).

Типичные ошибки при формулировке объекта и предмета: определение в качестве объекта детей или учащихся (для обозначения людей,

Слайд 20Цель исследования
– это идея, замысел, предполагаемый результат.
Формулировка цели отражает результат

исследования.

Формулировка цели, как правило, начинается со слов: разработать, выявить, обосновать и др.

Цель исследования– это идея, замысел, предполагаемый результат. Формулировка цели отражает результат исследования. Формулировка цели, как правило, начинается

Слайд 21Задачи исследования
– это логический ряд конкретных ступеней реализации цели.

Варианты формулирования

задач:
этапная структура построения задач: задачи формулируются как этапы исследования;
проблемная структура построения задач: задачи формулируются как относительно самостоятельные части исследования
Задачи исследования– это логический ряд конкретных ступеней реализации цели. Варианты формулирования задач:этапная структура построения задач: задачи формулируются

Слайд 22Гипотеза педагогического исследования
– это научно обоснованное предположение о возможных ответах на

поставленный в виде проблемы вопрос.

Она содержит характеристику предполагаемого результата, раскрывает механизм того способа, с помощью которого предполагается его достичь.

Гипотеза педагогического исследования– это научно обоснованное предположение о возможных ответах на поставленный в виде проблемы вопрос.

Слайд 23Виды гипотез:
описательные гипотезы, в которых высказываются предположения либо о связи между

явлениями, либо о влиянии одного педагогического явления на другое;
объяснительные гипотезы, представляющие собой развёрнутое предположение, где излагается модель, методика, система педагогических мер.

Виды гипотез: описательные гипотезы, в которых высказываются предположения либо о связи между явлениями, либо о влиянии одного

Слайд 24Научная новизна
- предполагает, что изучаемый вопрос не должен иметь уже разработанного

ответа в науке.
– это совокупность сформированных в результате исследования положений, которые могут быть оценены как новый вклад в науку, представляющую собой единство теории и практики.

В рамках курсовой или ВКР новизна чаще всего заключается в уточнении, применении известного в новой сфере.

Научная новизна- предполагает, что изучаемый вопрос не должен иметь уже разработанного ответа в науке. – это совокупность

Слайд 25Теоретическая значимость научного исследования
– совокупность теоретических положений, которые могут быть

оценены как вклад в развитие педагогической теории: теории воспитания, теории управления педагогическими системами и т.д.

Теоретическая значимость научного исследования – совокупность теоретических положений, которые могут быть оценены как вклад в развитие педагогической

Слайд 26Практическая значимость
– совокупность положений, полученных в результате исследования, которые могут быть

оценены как вклад в педагогическую практику: в разработке методических рекомендаций для учителей школы, педагогических систем, методик, технологий, которые могут быть использованы в практике обучения и воспитания школьников.

Практическая значимость– совокупность положений, полученных в результате исследования, которые могут быть оценены как вклад в педагогическую практику:

Слайд 27Методология педагогики
– учение о принципах построения, формах и методах научного познания

в педагогике
(по А.С.Агафоновой)

– это учение о педагогическом знании, о процессе его добывания, способах объяснения (создания концепции) и практического применения для преобразования или совершенствования системы обучения и воспитания.
(по В.И.Загвязинскому)

– система знаний об отправных положениях педагогической теории, о принципах подхода к рассмотрению педагогических явлений и методах их исследования, а также путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования.
(по Г.М.Коджаспировой)
Методология педагогики– учение о принципах построения, формах и методах научного познания в педагогике

Слайд 28Методологические принципы научно-педагогического исследования
Объективность и обусловленность педагогических явлений определенными условиями, факторами,

причинами.
Целостный подход в изучении педагогических явлений и процессов.
Изучение явления в его связях и взаимодействии с другими явлениями.
Изучение явления в его развитии.

Методологические принципы научно-педагогического исследования Объективность и обусловленность педагогических явлений определенными условиями, факторами, причинами.Целостный подход в изучении педагогических

Слайд 29Уровни педагогического исследования



Уровни педагогического исследования

Слайд 31Группы МПИ (по Г.М.Коджаспировой)
1. Теоретические
Анализ литературы, архивных документов;
Анализ базовых понятий

исследования;
Сравнительно-исторический анализ;
Прогнозирование;
И все, связанные с анализом литературы и служащие для интерпретации результатов исследования.

Группы МПИ  (по Г.М.Коджаспировой) 1. Теоретические Анализ литературы, архивных документов;Анализ базовых понятий исследования;Сравнительно-исторический анализ;Прогнозирование;И все, связанные

Слайд 322. Эмпирические (практические)

Методы сбора и накопления данных: наблюдение, опрос (беседа, анкетирование,

тестирование, интервью), анализ документов и продуктов деятельности, обобщение опыта.
Методы оценивания: самооценка, рейтинг и др.
Методы изучения педагогического процесса в измененных и точно учитываемых условиях: педагогический эксперимент.
Методы контроля и измерения: шкалирование, срезы, тесты и др.
Методы обработки данных: математические (ранжирование, регистрация), графические, табличные и др.

2. Эмпирические (практические)Методы сбора и накопления данных: наблюдение, опрос (беседа, анкетирование, тестирование, интервью), анализ документов и продуктов

Слайд 33Сложность педагогического исследования

Неповторимость, неоднозначность протекания педагогических процессов и явлений;
Зависимость педагогического процесса

от личности педагога, исследователя и других субъективных факторов;
Трудности в использовании лабораторных методов и замеров получаемых результатов;
Ограниченность использования методов математической статистики;
Достаточно обобщенный характер получаемых выводов.

Сложность педагогического исследованияНеповторимость, неоднозначность протекания педагогических процессов и явлений;Зависимость педагогического процесса от личности педагога, исследователя и других

Слайд 34Этапы исследования:

1. Определение характеристик исследования (проблемы, объекта, предмета

и др.); изучение теории вопроса; изучение имеющегося педагогического опыта; выдвижение основной гипотезы исследования и определение этапов экспериментальной работы.

2. Осуществление проверки гипотезы. Экспериментальная работа :
констатирующий этап;
формирующий (развивающий, корректирующий) этап ;
контрольный этап.

3. Теоретические и практические выводы.

4. Оформление результатов исследования.


Этапы исследования:1.    Определение характеристик исследования (проблемы, объекта, предмета и др.); изучение теории вопроса; изучение

Слайд 35Задания для ПР
1. Вам необходимо объяснить начинающему исследователю в популярной форме

различия между объектом и предметом исследования. Как вы это сделаете?
2. Определите, о каких компонентах исследования (объект, предмет) идет речь в следующих фрагментах:
процесс развития интеллектуальных способностей ребенка;
досуговая деятельность как средство эстетического воспитания;
процесс становления гимназии на базе средней школы с профильным обучением;
гуманизация образования старших школьников;
коммуникативная деятельность учителя как одно из условий гуманизации образования.
3. Выделите предположительный предмет изучения в следующих исследовательских темах:
Использование новых информационных технологий в проблемном обучении.
Использование активных методов обучения в начальной школе.
Патриотическое воспитание в системе работы учителя.
4. Как может быть сформулирована тема исследования, в котором выделены следующие логические структуры:
Объект: учебная деятельность учащихся.
Предмет: зависимость между стилем педагогического общения учителя и учащихся и успешностью учебной деятельности.
5 Чем гипотеза отличается от концепции?
6. Как соотносятся в педагогической деятельности цели и задачи?
Задания для ПР1. Вам необходимо объяснить начинающему исследователю в популярной форме различия между объектом и предметом исследования.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть