Слайд 1Наука и научное исследование
Шеина М.Б.
Слайд 2Вопросы
Актуальность курса.
Понятие «наука» и «научное исследование».
Педагогическое исследование.
Логика исследования.
Методология пед.
исследования.
Уровни и методы пед. исследования.
Этапы пед. исследования.
Слайд 3 Без стремления к научной работе учитель элементарной
школы попадает под власть трех педагогических демонов: банальности, механичности, рутинности. Он деревенеет, каменеет, опускается.
Адольф Дистервег,
немецкий педагог 19 века
Слайд 4 Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю
радость, а не превращался в скучную однообразную повседневность, ведите каждого учителя на тропку исследователя.
В.А.Сухомлинский
Слайд 5Наука -
Деятельность человека по выработке, систематизации и проверке новых знаний.
Слайд 6Научное исследование
Научное исследование — процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный
с получением научных знаний.
Виды научных исследований:
Фундаментальное исследование, предпринятое главным образом, чтобы производить новые знания независимо от перспектив применения.
Прикладное исследование.
Слайд 7Исследователи
Исследователь – это специалист, создающий новые знания.
– это человек, создающий
или открывающий новые знания в соответствующей отрасли деятельности.
Исследователи создают новые знания, накопление которых позволяет выдающимся исследователям совершать научные открытия, которые влияют на ход развития человеческой цивилизации. Выдающиеся исследователи – это исследователи, вклад которых в науку получил признание в обществе.
Например:
Н.Пржевальский и Д.Кук - в географии
Д. Менделеев – в химии
А.Эйнштейн, И.Ньютон – в физике и др.
Слайд 8Публикации
Научные исследователи публикуют свои работы в:
журналах научных публикаций;
коллективных трудах;
монографиях
по исследовательской теме.
Слайд 9Уровни научного исследования
Эмпирический (практический); направлен непосредственно на изучаемый объект и реализуется
посредством наблюдения и эксперимента (эмпирических методов).
Теоретический; концентрируется вокруг универсальных законов и гипотез.
Слайд 10Педагогическое исследование – это …
- целенаправленный,
- осознанный,
- концептуально обоснованный,
- логически выстроенный,
-
организационно – оформленный
поиск путей совершенствования педагогического процесса.
Слайд 11Логика исследования – это последовательность исследовательских шагов:
Постановочной этап; определение научного
аппарата исследования (проблема – тема – объект – предмет – контингент – гипотеза – цель – задачи).
Собственно исследовательский этап (отбор методов – проверка гипотезы – конструирование предварительных выводов – их апробирование и уточнение – построение заключительного вывода).
Заключительный этап; обсуждение выводов, их представление общественности, оформление работы (отчет, доклад, проект и т.п.), внедрение результатов в практику.
Слайд 12Объектная область исследования -
это сфера действительности, в которой накопились
важные, требующие разрешения проблемы.
Слайд 13Проблема исследования-
объективно возникающий в ходе познания вопрос, решение которого
представляет существенный теоретический или практический интерес.
Слайд 14Проблема может быть сформулирована как:
противоречие, которое должно быть решено;
недостаток, который должен
быть устранён
Слайд 15Тема – название работы, в котором проблема находит своё отражение и
конкретизацию.
В теме, как правило, содержится:
объект;
предмет;
контингент исследования,
Тема должна быть актуальной
Слайд 16Актуальность проблемы (темы) исследования
– это важность, значительность для настоящего момента, её
своевременность и злободневность.
Обосновать актуальность исследования – значит объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.
Слайд 17Объект педагогического исследования
– это то педагогическое пространство, в рамках которого находится
изучаемое явление.
Он всегда лежит либо в области педагогического процесса (его теории или методики, содержания, принципов и т.д.), либо в области субъекта или объекта воспитания.
Слайд 18Предмет исследования
– это конкретная часть (аспект, сторона) объекта, выделенная для специального
изучения.
– это то, посредством чего что-то меняется в объекте.
Предмет всегда уже объекта. Он даёт представление о том, как рассматривается объект: в каких условиях, в каком взаимоотношении.
Слайд 19Типичные ошибки при формулировке объекта и предмета:
определение в качестве объекта детей
или учащихся (для обозначения людей, включённых в исследование, введён термин контингент).
Слайд 20Цель исследования
– это идея, замысел, предполагаемый результат.
Формулировка цели отражает результат
исследования.
Формулировка цели, как правило, начинается со слов: разработать, выявить, обосновать и др.
Слайд 21Задачи исследования
– это логический ряд конкретных ступеней реализации цели.
Варианты формулирования
задач:
этапная структура построения задач: задачи формулируются как этапы исследования;
проблемная структура построения задач: задачи формулируются как относительно самостоятельные части исследования
Слайд 22Гипотеза педагогического исследования
– это научно обоснованное предположение о возможных ответах на
поставленный в виде проблемы вопрос.
Она содержит характеристику предполагаемого результата, раскрывает механизм того способа, с помощью которого предполагается его достичь.
Слайд 23Виды гипотез:
описательные гипотезы, в которых высказываются предположения либо о связи между
явлениями, либо о влиянии одного педагогического явления на другое;
объяснительные гипотезы, представляющие собой развёрнутое предположение, где излагается модель, методика, система педагогических мер.
Слайд 24Научная новизна
- предполагает, что изучаемый вопрос не должен иметь уже разработанного
ответа в науке.
– это совокупность сформированных в результате исследования положений, которые могут быть оценены как новый вклад в науку, представляющую собой единство теории и практики.
В рамках курсовой или ВКР новизна чаще всего заключается в уточнении, применении известного в новой сфере.
Слайд 25Теоретическая значимость научного исследования
– совокупность теоретических положений, которые могут быть
оценены как вклад в развитие педагогической теории: теории воспитания, теории управления педагогическими системами и т.д.
Слайд 26Практическая значимость
– совокупность положений, полученных в результате исследования, которые могут быть
оценены как вклад в педагогическую практику: в разработке методических рекомендаций для учителей школы, педагогических систем, методик, технологий, которые могут быть использованы в практике обучения и воспитания школьников.
Слайд 27Методология педагогики
– учение о принципах построения, формах и методах научного познания
в педагогике
(по А.С.Агафоновой)
– это учение о педагогическом знании, о процессе его добывания, способах объяснения (создания концепции) и практического применения для преобразования или совершенствования системы обучения и воспитания.
(по В.И.Загвязинскому)
– система знаний об отправных положениях педагогической теории, о принципах подхода к рассмотрению педагогических явлений и методах их исследования, а также путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования.
(по Г.М.Коджаспировой)
Слайд 28Методологические принципы научно-педагогического исследования
Объективность и обусловленность педагогических явлений определенными условиями, факторами,
причинами.
Целостный подход в изучении педагогических явлений и процессов.
Изучение явления в его связях и взаимодействии с другими явлениями.
Изучение явления в его развитии.
Слайд 29Уровни педагогического исследования
Слайд 31Группы МПИ
(по Г.М.Коджаспировой)
1. Теоретические
Анализ литературы, архивных документов;
Анализ базовых понятий
исследования;
Сравнительно-исторический анализ;
Прогнозирование;
И все, связанные с анализом литературы и служащие для интерпретации результатов исследования.
Слайд 322. Эмпирические (практические)
Методы сбора и накопления данных: наблюдение, опрос (беседа, анкетирование,
тестирование, интервью), анализ документов и продуктов деятельности, обобщение опыта.
Методы оценивания: самооценка, рейтинг и др.
Методы изучения педагогического процесса в измененных и точно учитываемых условиях: педагогический эксперимент.
Методы контроля и измерения: шкалирование, срезы, тесты и др.
Методы обработки данных: математические (ранжирование, регистрация), графические, табличные и др.
Слайд 33Сложность педагогического исследования
Неповторимость, неоднозначность протекания педагогических процессов и явлений;
Зависимость педагогического процесса
от личности педагога, исследователя и других субъективных факторов;
Трудности в использовании лабораторных методов и замеров получаемых результатов;
Ограниченность использования методов математической статистики;
Достаточно обобщенный характер получаемых выводов.
Слайд 34Этапы исследования:
1. Определение характеристик исследования (проблемы, объекта, предмета
и др.); изучение теории вопроса; изучение имеющегося педагогического опыта; выдвижение основной гипотезы исследования и определение этапов экспериментальной работы.
2. Осуществление проверки гипотезы. Экспериментальная работа :
констатирующий этап;
формирующий (развивающий, корректирующий) этап ;
контрольный этап.
3. Теоретические и практические выводы.
4. Оформление результатов исследования.
Слайд 35Задания для ПР
1. Вам необходимо объяснить начинающему исследователю в популярной форме
различия между объектом и предметом исследования. Как вы это сделаете?
2. Определите, о каких компонентах исследования (объект, предмет) идет речь в следующих фрагментах:
процесс развития интеллектуальных способностей ребенка;
досуговая деятельность как средство эстетического воспитания;
процесс становления гимназии на базе средней школы с профильным обучением;
гуманизация образования старших школьников;
коммуникативная деятельность учителя как одно из условий гуманизации образования.
3. Выделите предположительный предмет изучения в следующих исследовательских темах:
Использование новых информационных технологий в проблемном обучении.
Использование активных методов обучения в начальной школе.
Патриотическое воспитание в системе работы учителя.
4. Как может быть сформулирована тема исследования, в котором выделены следующие логические структуры:
Объект: учебная деятельность учащихся.
Предмет: зависимость между стилем педагогического общения учителя и учащихся и успешностью учебной деятельности.
5 Чем гипотеза отличается от концепции?
6. Как соотносятся в педагогической деятельности цели и задачи?