Слайд 1ТРИ СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА КАК ЦЕЛЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
для педагогов общеобразовательного цикла
сост. педагог
дополнительного образования
МБУДО Карачевский Дом детского творчества
Доронина Т.Г.
Слайд 2ЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
(данное человеку при творении)
СВОЙСТВА:
имел образ и подобие Божие;
пребывал в
чистоте, бесстрастии, блаженстве;
душа отличалась благородством, красотой, духовностью и господствовало над телом;
ум постигал сущность всех явлений, различал добро и зло;
воля направлена к Богу, добру;
сердце преисполнено добродетелей;
совесть чиста;
тело не знало греха.
Слайд 3Таким образом, человек, как свидетельствует «Учение о спасении» святителя Тихона Задонского,
«по своему происхождению от Бога и высокому достоинству является человек чем иным, как отражением славы Божией…
Слайд 4Цель создания человека
Для вечного блаженства
Слайд 5Цель и смысл жизни человека в своем истинном назначении
Быть постоянно в
общении с Богом.
Слайд 6«Необходимо было длительное упражнение в доброделании, чтобы этот навык в добродетели
смог стать как бы природой души. Для развития духовно-нравственных сил, для упражнения в послушании Богу Творец дал заповедь: …от всякого дерева в саду ты будешь есть, 17 а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. (Быт. 2, 17).
Слайд 7Грехопадение
Зло появилось на Земле после того, как первый человек нарушил Божию
Заповедь…Это привело первую супружескую чету к лишению райской жизни, утрате…других Божественных дарований…потеряли не только ближайшее общение с Источником жизни – Богом, за непослушание они утратили свое бессмертие р приобрели смерть (144, 170).
Слайд 8НЕЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА(ПАДШЕЕ)
свойства:
образ Божий искажен, подобие потеряно;
душа заражена грехом, страстями,
подвержена внутренним терзаниям, которые человек стремится заглушить постоянными развлечениями;
тело властвует над душой;
ум помрачился, не способен различать добра и зла, не может познавать себя:
память повредилась: более помнит зло, нежели добро;
человек забыл о Боге как о Творце всего сущего;
воля ослабла, каждое доброе дело требует усилий;
сердце стало злым;
совесть не отражает истины;
тело изменилось, стало подвержено физическим страданиям, болезням, смерти.
Слайд 9Следствия грехопадения
…человек в неестественном состоянии, хотя жив телом, но душой уже
мертв (146, 172). Смерть стала царствовать над людьми. «Грех отнял у человека познание истины, и человек начинает воспринимать Бога не как Источник полноты …жизни, а как нечто отвлеченное и неродное» (Святитель Тихон Задонский).
Слайд 10«Как яд, попавший в организм человека, доставляет ему телесные страдания, так
и греховный яд, разделяющий Творца и Его творение, приносит душе человека страшное внутреннее страдание и мучение» (146, 172).
Слайд 11По мысли святого подвижника веры и благочестия схиархимандрита Иоанна (Маслова), «передача
склонности людей ко греху стала осуществляться путем естественного рождения» (146, 174).
Слайд 12Значение искупительной жертвы Иисуса Христа
После грехопадения люди, осознавшие гибельность своего состояния,
вступили в усиленную борьбу с грехом, но они не могли очистить свое естество от противоестественной примеси зла. Восстановить естество мог только Творец естества (105, 100). Восстановление поврежденной грехом природы человека потребовало принятия Спасителем не ангельской, а именно человеческой природы (146, 185).
Слайд 13Любовь сына Божия открыла путь к воссозданию, примирению и соединению человека
с Богом в вечности. Однако это еще не гарантировало человеку спасения, т.к. оно зависит от того, куда направит человек свою свободную волю (146, 194).
Слайд 14Возможность полного воссоединения верующими Духа Святого открылась только после принесения Жертвы
Христовой. Дух Святой обновляет и просвещает тех, в кого вселился, подает людям благодатную помощь в их немощах, подвигах и борьбе со злом (146, 198). Через наитие святого Духа в душе человека снова возобновляется та духовная, благодатная жизнь, которая была утрачена в Адаме. Союз между Богом и человеком в полной своей гармонии и в идеальной реальности (146, 198).
Слайд 15Церковь – место обновления, спасения человека
Спаситель основал на земле Церковь с
целью освящения и спасения людей. «Христос навсегда остался в ней Главой и Источником жизни» (146, 201).
Слайд 16Особая миссия пастыря
Пастырь – это особое лицо, которому Господь поручил воспитывать
и оберегать паству, вести её к назначенной цели – спасению. Пастырь является субъектом воспитания.
Слайд 17Таинства: новое жизненное направление
Таинства Церкви своими благодатными средствами возрождают человека, одухотворяют
его и воссоединяют с Богом. Без принятия таинств Церкви никто не может вернуться в естественное состояние, освободиться от греха. В таинствах человеку обильно даруется Божественная благодать - особая сила Святого Духа, которая совершает его духовное возрождение (146, 217).
Таинство Крещения
Таинство Миропомазания
Таинство Покаяния
Таинство Священства
Таинство Брака
Таинство Елеосвящения
Слайд 18СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА
ОБНОВЛЕННОЕ
свойства:
«Например, раскрытие зрения – до способности видеть
далекое и сокрытое, слуха – до способности слышать и пение ангельское, обоняния – до способности обонять в вещи запах страсти, с которой она дана, движения – до способности быть в другом месте не выходя из своего, все сие и подобное…свидетельствует лишь о том, как умаленно в чести и славе нынешнее тело наше в обычном его состоянии».
(Преподобный Никон Оптинский).
Слайд 20СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА
ОБНОВЛЕННОЕ
свойства:
«Если взглянем на святых, то увидим, какой
дивной славы и власти они сподоблялись: побеждали природу нравственною силою по благодати Божией: ходили по морю, яко по суху, были переносимы по воздоху божественною силою, им служили дикие звери, как кроткие ангелы, призывая в них своего владыку, молитвой своею они низводили дождь на землю и совершали другие дивные чудеса, перечислить кои невозможно».
(Святой праведный Иоанн Кронштадтский)
Слайд 22Литература
1. Маслов (Иоанн), схиархимандрит. Симфония по
творениям святителя
Тихона Задонского. М.,
Самшит-издат, 2003.
2. Маслов (Иоанн), схиархимандрит.
Святитель Тихон Задонский и его учение о
спасении. М., Самшит-издат, 1995.
3. Маслов Н.В. Основы русской педагогики.
М., Самшит-издат, 2006.