Презентация, доклад на тему При анализе греческой философии выделяют три периода

Содержание

1 этап – древнегреческая натурфилософияПри анализе греческой философии выделяют три периода:первый — от Фалеса до Аристотеля;второй — греческую философию в римском мире и, наконец,третий — неоплатоновскую философию.

Слайд 1Философия естествознания

Философия естествознания

Слайд 21 этап – древнегреческая натурфилософия
При анализе греческой философии выделяют три периода:
первый

— от Фалеса до Аристотеля;
второй — греческую философию в римском мире и, наконец,
третий — неоплатоновскую философию.

1 этап – древнегреческая натурфилософияПри анализе греческой философии выделяют три периода:первый — от Фалеса до Аристотеля;второй —

Слайд 3Натурфилософия –
философия природы, особенностью которой является преимущественно умозрительное

истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности.
Натурфилософия –  философия природы, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности.

Слайд 4 Милетская школа: проблема единого первоначала
Проблема единства сущего
Проблема первоначала (архе)
Фалес:

вода как первоначало сущего
Анаксимандр: апейрон как первоначало сущего
Анаксимен: воздух как первоначало сущего
Гераклит: проблема изменчивости
Мир как вечное становление (генезис)
Элейская школа: иллюзорность изменчивости
Парменид: мир как единое, вечное и неизменное бытие
Парадоксы Зенона: обоснование элейской онтологии
Апория места (немыслимость пустоты)
Апории множества (немыслимость множества)
Парадокс делимости
Парадокс сложения
Парадокс счисления
Апории движения (немыслимость движения)
«Ахилл и черепаха»
«Дихотомия» (деление на два)
«Стрела»
«Стадий»
Иллюзии восприятия и мыслимая реальность
Милетская школа: проблема единого первоначалаПроблема единства сущегоПроблема первоначала (архе) Фалес: вода как первоначало сущегоАнаксимандр: апейрон как

Слайд 5Милетская школа Проблема единого первоначала
Фалес (ок. 640-562)
Анаксимандр (ок. 610 - ок. 540)
Анаксимен (ок. 588 -

ок. 525)

Взаимопревращения веществ свидетельствуют,
что за видимым многообразием воспринимаемого мира скрывается единое первоначало.

Милетская школа Проблема единого первоначалаФалес (ок. 640-562)Анаксимандр (ок. 610 - ок. 540)Анаксимен (ок. 588 - ок. 525)Взаимопревращения

Слайд 6Милетская школа Проблема первоначала (архе)
Архé (греч. αρχή, лат. principium) –
термин древнегреческой философии, означающий

начало (принцип) как
отправной момент (исходную точку) чего-либо (в пространственном и временном смыслах);
начало как зачин или причину чего-либо;
начало как начальство (власть);
в специфически философском употреблении –
онтологическое начало (первоначало) или
начало познания (гносеологический принцип).
Милетская школа Проблема первоначала (архе)Архé (греч. αρχή, лат. principium) –термин древнегреческой философии,  означающий начало (принцип) какотправной

Слайд 7Милетская школа Проблема первоначала (архе)
Аристотель. «Метафизика».
... большинство первых философов считало началом то, из

чего состоят все вещи, из чего как первого они возникают и во что как в последнее они, погибая, превращаются, причём сущность хотя и остаётся, но изменяется в своих проявлениях, – это они считают элементом и началом вещей. И потому они полагают, что ничто не возникает и не исчезает; <...> ибо должно быть некоторое естество – или одно, или больше одного, откуда возникает всё остальное, в то время как само это естество сохраняется.
Милетская школа Проблема первоначала (архе)Аристотель. «Метафизика».... большинство первых философов считало началом то, из чего состоят все вещи,

Слайд 8Милетская школа Проблема первоначала (архе)
Философ
Первоначало
Фалес
Вода
Анаксимандр
Апейрон (беспредельное, неопределённое)
Анаксимен
Воздух

Милетская школа Проблема первоначала (архе)ФилософПервоначалоФалесВодаАнаксимандрАпейрон (беспредельное, неопределённое)АнаксименВоздух

Слайд 9Фалес Вода как первоначало
Аристотель. «Метафизика».
Относительно количества и вида такого начала не все учили одинаково.

Фалес – основатель такого рода философии – утверждал, что начало – вода (потому он и заявлял, что земля находится на воде); к этому предположению он, быть может, пришёл, видя, что пища всех существ влажная и что само тепло возникает из влаги и ею живет (а то, из чего всё возникает – это и есть начало всего). Таким образом, он именно поэтому пришёл к своему предположению, равно как потому, что семена всего по природе влажны, а начало природы влажного – вода.
Фалес Вода как первоначалоАристотель. «Метафизика».Относительно количества и вида такого начала не все учили одинаково. Фалес – основатель такого

Слайд 10Анаксимандр Апейрон как первоначало
Диоген Лаэртский. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов».
Анаксимандр Милетский... учил, что первоначалом

и основой является беспредельное, и не определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо иное. Он учил, что части изменяются, целое же остаётся неизменным.
Анаксимандр Апейрон как первоначалоДиоген Лаэртский. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов».Анаксимандр Милетский... учил, что первоначалом и

Слайд 11Анаксимандр Апейрон как первоначало
Áпейрон (греч. άπειρον; от α,
отрицательная приставка, и πέρας, конец, предел)

– термин древнегреческой философии, обозначающий бесконечное
(беспредельное) и/или неопределённое.
Анаксимандр Апейрон как первоначалоÁпейрон (греч. άπειρον; от α, отрицательная приставка, и πέρας, конец, предел) – термин древнегреческой

Слайд 12Анаксимен Воздух как первоначало
Ипполит. «Опровержение всех ересей».
Анаксимен... полагал, что начало – бесконечный воздух, из

которого рождается то, что есть, что было и что будет <...> Сгущаясь и разрежаясь, [воздух] приобретает видимые различия. Так, растекшись до более разреженного состояния, он становится огнём; в среднем состоянии возвращается к [природе] воздуха; по мере сгущения из воздуха путем «валяния» образуется облако, сгустившись ещё больше, [он становится] водой, ещё больше – землёй, а достигнув предельной плотности – камнями.
Анаксимен  Воздух как первоначалоИпполит. «Опровержение всех ересей».Анаксимен... полагал, что начало – бесконечный воздух, из которого рождается

Слайд 13Гераклит Проблема изменчивости
Как из единого получается многое, из неизменного – изменчивое?
Гераклит
Мир как вечное становление

Гераклит Проблема изменчивостиКак из единого получается многое, из неизменного – изменчивое?ГераклитМир как вечное становление

Слайд 14Гераклит Мир как вечное становление (генезис)
Гераклит (ок. 540 - 480)
Этот космос, тот же самый

для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнём, мерно возгорающимся, мерно угасающим.
Гераклит Мир как вечное становление (генезис)Гераклит (ок. 540 - 480)Этот космос, тот же самый для всех, не

Слайд 15Гераклит Мир как вечное становление (генезис)
Первоначало по природе своей изменчиво: стихия мира

– огонь.
Мир вечен, но не неизменен: в нём всё течёт, всё меняется, и даже в одну и ту же реку нельзя войти дважды.
Всё возникает через борьбу противоположностей.
Но эта борьба порождает не хаос, а упорядоченный космос, подчинённый разумному принципу – логосу.
Гераклит Мир как вечное становление (генезис)Первоначало по природе своей изменчиво: стихия мира – огонь.Мир вечен, но не

Слайд 16Элейская школа Иллюзорность изменчивости
Парменид (род. 540/539)
Зенон (ок. 490 - 430)

Элейская школа Иллюзорность изменчивостиПарменид (род. 540/539)Зенон (ок. 490 - 430)

Слайд 17Элейская школа Иллюзорность изменчивости
Как из единого получается многое, из неизменного – изменчивое?
Элеаты
Мир как вечное

становление

Мир как вечное неизменное бытие

Гераклит

Элейская школа Иллюзорность изменчивостиКак из единого получается многое, из неизменного – изменчивое?ЭлеатыМир как вечное становлениеМир как вечное

Слайд 18Парменид Мир как единое, вечное и неизменное бытие
Бытие есть, небытия нет
Бытие едино

и неделимо
Бытие вечно и неизменно
Небытие немыслимо

Сущее не может быть несуществующим, не-сущее же не может существовать.

При допущении множественности бытия придётся допустить бытие небытия.

Сущее не может ни возникнуть из не-сущего, ни сделаться не-сущим.

Одно и то же – мысль и предмет мысли.

Парменид Мир как единое, вечное и неизменное бытиеБытие есть, небытия нет  Бытие едино и неделимо

Слайд 19 Органическую часть натурфилософии составляли также космология и космогония.
раздел астрономии,

изучающий свойства и эволюцию Вселенной в целом. Основу этой дисциплины составляют математика, физика и астрономия. Ранние формы космологии представляли собой религиозные мифы о сотворении (космогония) и уничтожении (эсхатология) существующего мира.
Органическую часть натурфилософии составляли также космология и космогония.раздел астрономии, изучающий свойства и эволюцию Вселенной в

Слайд 20Парменид Мир как единое, вечное и неизменное бытие
Рассел. «История западной философии».
Часто говорят, что Парменид изобрёл

логику, но в действительности он изобрёл метафизику, основанную на логике . <…> В философии это первый пример широкой аргументации от мысли и языка к миру в целом. Эту аргументацию нельзя, конечно, считать основательной, но в то же время стоит посмотреть, какой элемент истины она содержит
Парменид Мир как единое, вечное и неизменное бытиеРассел. «История западной философии».Часто говорят, что Парменид изобрёл логику, но

Слайд 21Парадоксы Зенона Обоснование элейской онтологии
Апория места (немыслимость пустоты)
Апории множества (немыслимость множества)
Парадокс

делимости
Парадокс сложения
Парадокс счисления
Апории движения (немыслимость движения)
«Ахилл и черепаха»
«Дихотомия» (деление на два)
«Стрела»
«Стадий»
Парадоксы Зенона Обоснование элейской онтологииАпория места (немыслимость пустоты)Апории множества (немыслимость множества) Парадокс делимости Парадокс сложения Парадокс счисленияАпории

Слайд 22Парадоксы Зенона Обоснование элейской онтологии
Апорúя (греч. απορία, затруднение,
безвыходное положение; от α, отрицательная приставка,


и πόρος, выход) – понятие древнегреческой философии, обозначающее трудноразрешимую или неразрешимую проблему.
Парадоксы Зенона Обоснование элейской онтологииАпорúя (греч. απορία, затруднение, безвыходное положение; от α, отрицательная приставка, и πόρος, выход)

Слайд 23Парадоксы Зенона Апория места
Если условием существования является нахождение в каком-то месте,
то и само

место, коль скоро оно существует, тоже должно находиться в каком-то месте.

Это будет уже «второе» место, но и оно должно существовать в каком-то «третьем» месте, и так далее до бесконечности.

Следовательно, «пустое место», как что-то отличное от того, местом чего оно является, немыслимо.

Парадоксы Зенона  Апория местаЕсли условием существования является нахождение в каком-то месте,то и само место, коль скоро

Слайд 24Парадоксы Зенона Апория делимости
Если допустить, что бытие делимо, то каждую частицу бытия придётся

признать одновременно

и бесконечно большой

и вовсе лишённой величины

(как делимую до бесконечности),

(как результат бесконечного деления),

что, разумеется, невозможно.

Парадоксы Зенона  Апория делимостиЕсли допустить, что бытие делимо, то каждую частицу бытия придётся признать одновременнои бесконечно

Слайд 25Парадоксы Зенона Апория сложения
Если допустить, что бытие делимо, т.е. состоит из частей, то

его придётся признать

или бесконечно большим

или вовсе лишённым величины

(если его части имеют какую-то величину),

(если его части величины не имеют),

но тогда оно должно быть единственным;

и, следовательно, неотличимым от небытия.

Парадоксы Зенона  Апория сложенияЕсли допустить, что бытие делимо, т.е. состоит из частей, то его придётся признатьили

Слайд 26Парадоксы Зенона Апория счисления
Если допустить, что существует многое, то число вещей придётся

признать одновременно

и ограниченным

и бесконечным

(так как их будет ровно столько, сколько есть: ни больше, ни меньше),

(так как между любыми из них будут другие),

что, разумеется, невозможно.

Парадоксы Зенона  Апория счисленияЕсли допустить, что существует многое, то число вещей  придётся признать одновременнои ограниченными

Слайд 27Парадоксы Зенона Апория «Ахилл и черепаха»
Быстроногий Ахилл никогда не догонит медленно ползущую черепаху,
так

как прежде, чем догнать её, он должен будет пройти то место, из которого она вышла,

но за это время черепаха уйдёт вперёд и, таким образом, опять окажется впереди Ахилла, и так далее до бесконечности.

Парадоксы Зенона  Апория «Ахилл и черепаха»Быстроногий Ахилл никогда не догонит медленно ползущую черепаху,так как прежде, чем

Слайд 28Парадоксы Зенона Апория «Дихотомия»
Дuхотомúя (греч. διχοτομία; от δίχα, на две части, и

τομή, сечение, разделение) – 1) деление целого на две части (с возможным последующим делением каждой из частей на две подчасти и т.д.); 2) метод классификации, состоящий в делении объёма понятия (класса, множества) на два подчинённых взаимоисключающих (противоречащих) понятия, суммарный объём которых исчерпывает объём делимого понятия.
Парадоксы Зенона  Апория «Дихотомия»Дuхотомúя (греч. διχοτομία; от δίχα, на две части,  и τομή, сечение, разделение)

Слайд 29Парадоксы Зенона Апория «Дихотомия»
Ахилл вообще не сдвинется с места (как, впрочем, и черепаха),
а

прежде, чем пройти это второе место, он должен пройти место, которое находится на полпути между ними, и так далее до бесконечности.

так как прежде, чем добраться до любого места, он должен пройти то место, которое находится на полпути между ним и первым местом,

Парадоксы Зенона  Апория «Дихотомия»Ахилл вообще не сдвинется с места (как, впрочем, и черепаха),а прежде, чем пройти

Слайд 30Парадоксы Зенона Апории движения
Первые две апории демонстрируют немыслимость движения при допущении бесконечной делимости времени и пространства.
Две последние апории демонстрируют немыслимость движения при допущении предела делимости времени и пространства.

Парадоксы Зенона  Апории движенияПервые две апории демонстрируют немыслимость движения при допущении бесконечной делимости времени и пространства.

Слайд 31Парадоксы Зенона Апория «Стрела»
Летящая стрела в любой момент времени занимает какое-то место в пространстве (иначе

её нет вообще).

Так как в этом месте ей двигаться некуда, она покоится, и это верно для любого места её траектории.

Она занимает в пространстве место, равное её размеру – ни больше, ни меньше (иначе она была бы больше или меньше себя самой).

Парадоксы Зенона  Апория «Стрела»Летящая стрела в любой момент времени занимает какое-то место в пространстве (иначе её

Слайд 32Таким образом, получится, что минимальная, т.е. неделимая, единица времени делима, что абсурдно. (Равным

образом, делимой окажется и минимальная, т.е. неделимая, единица пространства).

Парадоксы Зенона Апория «Стадий»

Если две колесницы движутся навстречу друг друга со скоростью, равной минимальной единице пространства за минимальную единицу времени, мимо третьей – неподвижной – колесницы,

то они пройдут расстояние, равное минимальной единице пространства, за минимальную единицу времени относительно неподвижной колесницы и за половину минимальной единицы времени относительно друг друга.

Таким образом, получится, что минимальная, т.е. неделимая, единица времени делима, что абсурдно. (Равным образом, делимой окажется и

Слайд 33Элейская школа Иллюзии восприятия и мыслимая реальность
Разум свидетельствует, что ни пустоты, ни

множества, ни движения нет, ибо они немыслимы.

Чувства не позволяют утверждать существование пустоты, но свидетельствуют о существовании многих движущихся вещей.

У нас есть, таким образом, два источника знания, которые в чём-то противоречат друг другу.

Какой же из них следует признать достоверным?

Элейская школа  Иллюзии восприятия и мыслимая реальностьРазум свидетельствует, что ни пустоты, ни множества, ни движения нет,

Слайд 34Эмпедо́кл из Акрага́нта 
(др.-греч. Ἐμπεδοκλῆς) (ок. 490 до н. э., Агридженто — ок. 430

до н. э.) — древнегреческий философ, врач, государственный деятель, жрец. Труды Эмпедокла написаны в форме поэм. Был плюралистом, признавая множественность архэ. Являлся сторонником демократии.
Ему принадлежит поэма «О природе», из которой сохранились 340 стихов, а также религиозная поэма «Очищения» (иначе — «Искупления»; дошло около 100 стихов).

Эмпедо́кл из Акрага́нта (др.-греч. Ἐμπεδοκλῆς) (ок. 490 до н. э., Агридженто — ок. 430 до н. э.) — древнегреческий философ, врач, государственный

Слайд 35Анаксаго́р
 (др.-греч. Ἀναξαγόρας) из Клазомен (ок. 500 до н. э. — 428 до н. э.) — древнегреческий философ, математик и астроном. Основоположник афинской философской

школы.
Анаксагор — один из самых выдающихся ионийских философов, сын богатых и знатных родителей. Родился в Клазоменах, в Малой Азии около 500 до н. э. С ранних лет он отказался от удовольствий, на которые мог рассчитывать по своему богатству, и пристрастился к философии.
Анаксаго́р (др.-греч. Ἀναξαγόρας) из Клазомен (ок. 500 до н. э. — 428 до н. э.) — древнегреческий философ, математик и астроном. Основоположник афинской философской школы.Анаксагор — один из самых выдающихся ионийских философов,

Слайд 36Демокри́т Абдерский
 (Δημόκριτος; ок. 460 до н. э., Абдеры — ок. 370 до н. э.) — древнегреческий

философ, предположительно ученик Левкиппа, один из основателей атомистики и материалистической философии.

Демокри́т Абдерский (Δημόκριτος; ок. 460 до н. э., Абдеры — ок. 370 до н. э.) — древнегреческий философ, предположительно ученик Левкиппа, один из основателей атомистики и

Слайд 37Левкипп
Левкипп (др.-греч. Λεύκιππος) из Абдеры или Милета (V век до н.

э.) — древнегреческий философ, один из основоположников атомистики, учитель Демокрита.
Левкипп, вероятно, жил в Абдере — там же, где и Демокрит. Одновременно с Зеноном, Эмпедоклом и Анаксагором он выдвинул идею множественности элементов сущего. Придерживаясь идеи Парменида о неизменяемости и качественной однородности сущего, Левкипп для объяснения разнообразия предметов утверждает существование относительного небытия, то есть наличие пустоты, разделяющей всё сущее на множество элементов. Свойства этих элементов зависят от ограничивающего их пустого пространства, различаются они по величине, фигуре, движению, но все элементы мыслятся как однородные, непрерывные и потому неделимые (atomoi). Вслед за философами ионийской школы (прежде всего милетской) Левкипп считает движение внутренне присущим атомам.[3]
Левкипп Левкипп (др.-греч. Λεύκιππος) из Абдеры или Милета (V век до н. э.) — древнегреческий философ, один

Слайд 38Работа в группах
Прочитать и кратко законспектировать информацию
Сделать доклад об особенностях

учения ученых или школы
Объединиться в группы и принять участие в дискуссии по вопросу:
что есть окружающий мир. 
Ответьте на вопросы:
что есть космос; 
что есть архэ, представить логику развития; 
что есть бытие
Работа в группахПрочитать и кратко законспектировать информацию Сделать доклад об особенностях учения ученых или школыОбъединиться в группы

Слайд 39Семинар: «Космоцентризм древнегреческой натурфилософии» 
Цель семинара: рассмотреть многообразие концепций и подходов объяснения

мира, его происхождения в древнегреческой натурфилософии.  Форма занятия: дебаты.  Слушатели выбирают себе школы или философов: милетцы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Гераклит, Пифагор, элеаты (Ксенофан, Парменид), Зенон Элейский, физики-плюралисты (Эмпедокл, Анаксагор), атомисты (Демокрит, Левкипп). 
Слушатели спорят по самому главному вопросу: что есть окружающий мир, откуда все произошло. 
В конце семинарского занятия студентам необходимо сформулировать конкретные выводы по теме: 
• что есть космос;  • что есть архэ, представить логику развития;  • что есть бытие. 
Семинар: «Космоцентризм древнегреческой натурфилософии» Цель семинара: рассмотреть многообразие концепций и подходов объяснения мира, его происхождения в древнегреческой натурфилософии. 

Слайд 402 этап - философия средневековья

2 этап - философия средневековья

Слайд 41 Элементы натурфилософии присущи даже средневековой схоластике, они состояли, главным

образом, в приспособлении к геоцентрической картине мира некоторых принципов аристотелевской натурфилософии и космологии, а также метафизики света, содержавшейся в неоплатонизме.
Элементы натурфилософии присущи даже средневековой схоластике, они состояли, главным образом, в приспособлении к геоцентрической картине

Слайд 42Основные философские учения и концепции средневековья:
1.    Схоластика – представляла собой единство

логики Аристотеля и христианского богословия. Она занималась вопросами веры и доказательствами существования Бога.
2.    Патристика – это философия лидеров христианства до 7 века. Они заложили основу христианского мировоззрения и внесли неоценимый вклад в формирование этики и эстетики.
3.    Мистика – в общепринятом смысле – это вера в существование мира сверхъестественных сил. Также это особый род философской познавательной деятельности
Основные философские учения и концепции средневековья: 1.    Схоластика – представляла собой единство логики Аристотеля и христианского богословия.

Слайд 43Патристика
Патристика (лат. pater —отец) - произведения отцов церкви.
Первоначально «отцом церкви» именовался

духовный наставник, обладающий признанным учительским авторитетом. Позже это понятие было уточнено и стало включать в себя четыре признака: 1)святость жизни; 2)древность; 3) ортодоксальность учения; 4) официальное признание церкви.
В произведениях, написанных отцами церкви, были заложены основы христианских догматов. Подлинная философия с точки зрения отцов церкви тождественна теологии, вера всегда первенствует над разумом, а истина — это истина Откровения. Патристику по той роли, которую она играла в обществе, делят на апологетическую и систематическую. По языковому критерию — на греческую и латинскую, или (что несколько более условно) на западную и восточную. На Востоке преобладала систематика, на Западе —апологетика.
Вершина латинской патристики —творчество Аврелия Августина, классику греческой патристики представляют Василий Великий, Григорий Назианзин и Григорий Нисский.
ПатристикаПатристика (лат. pater —отец) - произведения отцов церкви.Первоначально «отцом церкви» именовался духовный наставник, обладающий признанным учительским авторитетом.

Слайд 44Схоластика
Схоластика — тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением

догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике.
Крупнейшим схоластом западно-европейской философии был Фома Аквинский. Схоластическим по сути был, например, спор Фомы Аквинского и Альберта Великого во дворике Парижского университета на тему «Есть ли у крота глаза»?
Под схоластикой понимается (это очевидно из приведенного примера) также формальное знание, бесплодное умствование, оторванное от жизни, от практики. Отсюда и происходит выражение «схоластическое теоретизирование». Образчиком схоластического мышления могут быть вопросы такого рода: может ли Бог сотворить такой камень, который сам не может поднять? Или: что появилось раньше — курица или яйцо? Сколько чертей может уместиться на острие одной иглы? (Последний вопрос звучит особенно актуально сегодня, во время разгула наркомании).
СхоластикаСхоластика — тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и

Слайд 45Мистика
Мистика — философия, осмысляющая религиозную практику единения человека с Богом, погружения

созерцающего духа в океан божественного света.
Если в схоластике преобладал спекулятивно-логический аспект, то в мистике — созерцательный.
Все мистические учения тяготеют к иррационализму, интуитивизму, намеренной парадоксальности; они выражают себя не столько на языке понятий, сколько на языке символов.
Ярким представителем мистики позднего средневековья в Западной Европе был немецкий мыслитель Мейстер Экхарт.


МистикаМистика — философия, осмысляющая религиозную практику единения человека с Богом, погружения созерцающего духа в океан божественного света.

Слайд 46Омар Хайям (1048-1131) – великий иранский поэт, философ, ученый. Автор знаменитых

четверостиший, «рубай». Написал комментарий к «Началам» Евклида, в области астрономии ввел солнечный календарь.
Абу Али ибн Сина (Авиценна) (980-1037) гг. – философ, математик, астроном, врач, чей «Канон врачебной науки» снискал мировую славу.
Ибн Рушд (Аверрох) (1126-1198) гг. – философ, естествоиспытатель, добился больших успехов в алхимии, автор медицинских трудов, комментатор Аристотеля. Стремился объединить философию с мусульманской религией.

Достижения арабских ученых:

Омар Хайям (1048-1131) – великий иранский поэт, философ, ученый. Автор знаменитых четверостиший, «рубай». Написал комментарий к «Началам»

Слайд 47 Достижения арабских ученых:
Мухаммед ибн Мусса ал-Хорезми (780-850) гг. – создатель книг

по арифметике, которые в XII в. были переведены на латынь и четыре столетия служили в Европе учебными пособиями; заложил основы алгебры.
Аль-Фараби (870-950) гг. – первым среди арабских ученых осмыслил и доработал логическое наследие Аристотеля, написал комментарии ко всем его книгам и несколько собственных работ по логике. Получил титул «Второй учитель» (Первым считался Аристотель).
Аль-Бируни (973-1048) гг. – ученый – энциклопедист. В его произведениях трактовались вопросы математики, астрономии, физики, географии, геологии, ботаники, этнографии, истории. Сделал предположение о возможности вращения Земли вокруг Солнца.

Достижения арабских ученых: Мухаммед ибн Мусса ал-Хорезми (780-850) гг. – создатель книг по арифметике, которые в

Слайд 48В эпоху Возрождения натурфилософия в борьбе против схоластической картины природы в

основном сохранила понятия и принципы античной натурфилософии, но опиралась на более высокий уровень естественнонаучных знаний и развила ряд глубоких материалистических и диалектических идей.
В эпоху Возрождения натурфилософия в борьбе против схоластической картины природы в основном сохранила понятия и принципы античной

Слайд 493 этап – зарождение естествознания
Основные философские направления эпохи Возрождения
Гелиоцентризм - представление

о том, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается Земля и другие планеты. Противоположность геоцентрической системе мира. Возникло в античности, но получило широкое распространение с конца эпохи Возрождения.
Гуманизм - от лат. humanitas — «человечность», humanus — «человечный», homo — «человек») — демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что люди имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни. Гуманизм не теистичен и не принимает «сверхъестественное» видение реального мира. (англ.)
Неоплатонизм- — выразителем идей неоплатонизма является Плотин. Парадигма неоплатонизма сводится: к диалектике платоновской триады Единое-Ум-Душа; к концепции ступенчатого удаления-перехода от высшего «единого и всеобщего» к разобщенной материи; к мистически-интуитивному познанию высшего; к освобождению души человека от мате́рийной обременённости, к достижению чистой духовности с помощью аскезы и/или экстаза.
Секуляризм - концепция, согласно которой правительство и другие источники права должны существовать отдельно от любого типа религий и религиозной веры.


3 этап – зарождение естествознанияОсновные философские направления эпохи ВозрожденияГелиоцентризм - представление о том, что Солнце является центральным небесным телом,

Слайд 50Работа в группах
Познакомиться с идеями классического рационализма
Декарта
Спинозы
Лейбница
Канта
Ф.Бэкон
Составить сравнительную таблицу


Работа в группахПознакомиться с идеями классического рационализмаДекартаСпинозыЛейбницаКантаФ.БэконСоставить сравнительную таблицу

Слайд 51 В 17 в. ряд отраслей естествознания, прежде всего математика и

механика, выделяются из натурфилософии, но последняя все же мыслится в тесном единстве с ними. Не случайно главный труд Ньютона, формулирующий принципы механики и астрономии, назван “Математические начала натуральной философии”.
В 17 в. ряд отраслей естествознания, прежде всего математика и механика, выделяются из натурфилософии, но последняя

Слайд 52В 18 в. в философии французского и европейского Просвещения и материализма

натурфилософия выдвигает идею энциклопедической связи всех наук, расширившихся и углубившихся по сравнению с достигнутым в предшествующем столетии.
В 18 в. в философии французского и европейского Просвещения и материализма натурфилософия выдвигает идею энциклопедической связи всех

Слайд 53В конце 18 — начале 19 в. большую роль сыграла натурфилософия

Шеллинга, которая, хотя и на идеалистической основе, сформулировала идею единства сил природы, обобщила ряд важных естественнонаучных открытий той эпохи.
В конце 18 — начале 19 в. большую роль сыграла натурфилософия Шеллинга, которая, хотя и на идеалистической

Слайд 54 Один из последователей Шеллинга, Л. Окен,
высказал идею развития

органического мира. Характеризуя натурфилософию, Энгельс писал, что она заменяла неизвестные еще ей действительные связи явлений идеальными, фантастическими связями и замещала недостающие факты вымыслами, пополняя действительные пробелы лишь в воображении.
Один из последователей Шеллинга, Л. Окен, высказал идею развития органического мира. Характеризуя натурфилософию, Энгельс писал,

Слайд 55Конец 19 — начало 20 в.
В. Оствальд, Авенариус, Т. Липс,

и некоторые др. философы-идеалисты, пытались преодолеть с помощью натурфилософии кризис новейшего естествознания. Элементы натурфилософии прослеживаются в теории эмерджентной эволюции, “критической онтологии” натурфилософии Гартмана и т. п.
В современных условиях натурфилософские воззрения проявляются в качестве рецидива метафизических подходов, в неумении применять диалектику в естественнонаучных обобщениях.
Конец 19 — начало 20 в. В. Оствальд, Авенариус, Т. Липс, и некоторые др. философы-идеалисты, пытались преодолеть

Слайд 56План лекций
 Введение. История становления и развития естествознания. Натурфилософия. Естественные науки. Предшественники

греков – египтяне. Первые греческие философские школы – милетская, эфесская.
3. Афинский период греческой философии. Софисты. Майевтика Сократа, идеализм Платона. Ученик Платона – Аристотель. Основные труды и биография. Биологические взгляды и достижения Аристотеля.
4. Александрийский период греческой философии. Естествознание после Аристотеля.
5. Естествознание в Древнем Риме.
6.Средневековая философия. Наука в арабском мире – роль в поддержании античной традиции.
7. Философия нового времени. Предпосылки к появлению науки нового времени. Фрэнсис Бэкон и его эмпиризм. Работа Гарвея. Рационализм Рене Декарта. Преемственность со схоластикой.
8. Основные этапы развития науки. Научные революции. Противоречия современной науки. Естественнонаучная картина мира и ее неполнота.
9. Современное естествознание. Методология науки.

План лекций Введение. История становления и развития естествознания. Натурфилософия. Естественные науки. Предшественники греков – египтяне. Первые греческие философские

Слайд 57Тематический план лабораторных занятий
1. История становления и развития естествознания. Натурфилософия. Естественные

науки. Предшественники греков – египтяне. Первые греческие философские школы – милетская, эфесская. Фалес Милетский, Анаксимандр и Анаксимен. Элеаты – Ксенофан, Зенон, Парменид.
2. Жизнь и философия Пифагора. Пифагорейская школа. Спор Пифагора с элеатами. Афинская школа – Анаксагор, Демокрит.
3. Афинский период греческой философии. Софисты. Философия Сократа. Майевтика Сократа, идеализм Платона. Платон – ученик Сократа. Взгляды Платона на первичную реальность. Объективный идеализм. Ученик Платона – Аристотель. Биография, основные физические и биологические взгляды Аристотеля. Основные труды Аристотеля и его вклад в науку. Парадигмаобразующее значение трудов Аристотеля.
4. Александрийский период греческой философии. Естествознание после Аристотеля. Развитие конкретных наук. Музейон, Александрийская библиотека. Математика – Евклид, Гиппарх, Никомед. Механика – Архимед, Герон. Астрономия – Аристарх Самосский, Клавдий Птолемей. Анатомия – Праксагор, Герофил, Эразистрат.
5. Естествознание в Древнем Риме. Практический характер науки в Древнем Риме. Марк Порций Катон, Марк Терентий Варрон, Тит Лукреций Кар. Гай Плиний Старший, термин «естественная история». Последний великий ученый античности – Клавдий Гален.
6. Средневековая философия. Наука в арабском мире – роль в поддержании античной традиции. Аль-Хорезми. Джабир ибн Хайян. Аль-Идриси. Ар-Рази. Авиценна. Аверроэс.
7. Начало христианской философии. Апологетика и неоплатонизм. Юстин-мученик. Климент Александрийский. Тертуллиан – верую, ибо абсурдно.
8. Патристика. Блаженный Августин и его расхождения с Аристотелем. Учение о предопределенности, учение о времени. Два града. Опровержение тезиса Аристотеля о вечности материи, оформление креационизма. Василий Великий и античная ученость, Шестоднев.
9. Схоластика. Периодизация схоластики. Ранняя схоластика и ее связь с образованием в средневековом университете. Первые университеты. Тривиум и квадриум. Иоанн Скот Эриугена. Абеляр – понимать, чтобы верить.
10. Высокая схоластика. Спор номиналистов и реалистов. Реалисты – доминиканцы, Альберт Великий, Фома Аквинский. Отработка вероучения в формулах здравого смысла. Доказательства бытия Божьего Фомы Аквинского. Разница между человеком и животным, понятие инстинкта и греха. Концепция двойственной истины. Спор об универсалиях, реалисты. Францисканцы – Дунс Скот, Уильям Оккам. Поздняя схоластика в работах Оккама. Трудности номиналистов.
11. Философия нового времени. Предпосылки к появлению науки нового времени. Фрэнсис Бэкон и его эмпиризм. Основные положения эмпиризма Бэкона, индуктивный метод. Работа Гарвея.
12. Рационализм Рене Декарта. Основные положения, содержащиеся в «Рассуждении о методе», преемственность со схоластикой. Деизм Декарта. Преемственность со схоластикой.
13. Галилей, Коперник, Ньютон. Формирование классической картины мира. Галилей – создатель экспериментального метода. Теоретическая идеализация. Поддержка Галилеем системы Коперника. Исаак Ньютон: «Математические начала натуральной философии». Формирование классической картины мира: «Книга природы написана на языке математики».
 
Тематический план практических занятий
1. Основные этапы развития науки. Научные революции. Первая научная революция (XVII в.). Вторая научная революция (XVIII в. - нач. XIX вв.). Третья научная революция (сер. XIX в. - сер. XX в.). Четвертая научная революция (кон. XX в.). Противоречия современной науки. Естественнонаучная картина мира и ее неполнота. Феномен чуда и естественные науки.
2. Современное естествознание. Методология науки. Характерные черты науки. Отличие науки от других сфер культуры. Наука и религия. Наука и философия. Предмет и общая структура естествознания: естественнонаучная и гуманитарная культура. Структура научного познания. Внутренняя логика и динамика развития естествознания. Методы науки. Принцип системности. Редукционизм и холизм.
3. Развитие эмпиризма. Джон Локк и концепция “tabula rasa”. Абстракция. Сенсуализм Джорджа Беркли. Критерии истины. Субъективный идеализм Давида Юма. Позитивизм Огюста Конта. Естествознание как модель научной дисциплины.
4. Позитивизм и неопозитивизм. Верификационизм и критерии научности. Неопозитивизм и принцип верификации. Венский кружок. Философия как логическая деятельность в рамках науки. Проблемы верификационизма.
5. Карл Поппер и фаллибилизм. Постпозитивизм Карла Поппера. Критика индукции. Критерий фальсификации. Невозможность исключения из науки философских категорий. Особенности научного познания.Концепция научной революции Томаса Куна. Научная парадигма. Смена парадигмы, научная революция на примере крушения классической и становления неклассической научной картины мира. Концепция научно-исследовательской программы Имре Лакатоса.
 

Тематический план лабораторных занятий 1. История становления и развития естествознания. Натурфилософия. Естественные науки. Предшественники греков – египтяне.

Слайд 58Тематический план практических занятий
1. Основные этапы развития науки. Научные революции. Первая

научная революция (XVII в.). Вторая научная революция (XVIII в. - нач. XIX вв.). Третья научная революция (сер. XIX в. - сер. XX в.). Четвертая научная революция (кон. XX в.). Противоречия современной науки. Естественнонаучная картина мира и ее неполнота. Феномен чуда и естественные науки.
2. Современное естествознание. Методология науки. Характерные черты науки. Отличие науки от других сфер культуры. Наука и религия. Наука и философия. Предмет и общая структура естествознания: естественнонаучная и гуманитарная культура. Структура научного познания. Внутренняя логика и динамика развития естествознания. Методы науки. Принцип системности. Редукционизм и холизм.
3. Развитие эмпиризма. Джон Локк и концепция “tabula rasa”. Абстракция. Сенсуализм Джорджа Беркли. Критерии истины. Субъективный идеализм Давида Юма. Позитивизм Огюста Конта. Естествознание как модель научной дисциплины.
4. Позитивизм и неопозитивизм. Верификационизм и критерии научности. Неопозитивизм и принцип верификации. Венский кружок. Философия как логическая деятельность в рамках науки. Проблемы верификационизма.
5. Карл Поппер и фаллибилизм. Постпозитивизм Карла Поппера. Критика индукции. Критерий фальсификации. Невозможность исключения из науки философских категорий. Особенности научного познания.Концепция научной революции Томаса Куна. Научная парадигма. Смена парадигмы, научная революция на примере крушения классической и становления неклассической научной картины мира. Концепция научно-исследовательской программы Имре Лакатоса.
 

Тематический план практических занятий 1. Основные этапы развития науки. Научные революции. Первая научная революция (XVII в.). Вторая

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть