Слайд 1СОГБПОУ «Вяземский медицинский колледж имени Е.О. Мухина»
СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС
Слайд 2 Сестринский процесс — это метод организации и
оказания сестринской помощи, который включает в себя пациента и медсестру как взаимодействующих лиц.
В основе СП находится пациент как личность, требующая комплексного (холистического) подхода.
Слайд 3Цель сестринского процесса — поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении
основных потребностей человека.
Слайд 4Сестринский процесс — процесс цикличный, и его организационная структура предусматривает пять
последовательных этапов, каждый из которых тесно взаимосвязан с остальными четырьмя.
Слайд 5 Участие пациента или членов семьи —
это обязательное условие сестринского процесса. Степень участия пациента зависит от нескольких факторов:
взаимоотношения сестры и пациента;
отношения пациента к своему здоровью;
уровня знаний, культуры;
осознания потребности в уходе.
Слайд 6Первый этап: обследование пациента, или оценка ситуации
Цель обследования — собрать, обосновать
и связать полученные данные о пациенте для создания информационной базы о нем.
Методы обследования пациента:
- субъективный – основан на ощущениях пациента и его эмоциях. Это реакция пациента на состояние своего здоровья.
- объективный – данные осмотра, наблюдения, измерения.
Слайд 7Субъективная информация — это представления пациента о состоянии его здоровья.
Субъективное обследование
медсестра начинает с паспортных данных о пациенте, затем выявляет его:
— жалобы — то, что заставило человека обратиться к медпомощи;
— анамнез жизни, болезни — историю возникновения той или иной проблемы в здоровье; медсестра подробно расспрашивает пациента об удовлетворении основных жизненных потребностей человека;
— социологические данные (взаимоотношения в семье, коллективе, финансовый статус, окружающая среда, в которой пациент живет и работает);
— интеллектуальные данные (речь, память, оценка коммуникативных способностей);
— данные о культуре (этнические, культурные ценности);
— данные о духовном развитии (духовные ценности, отношение к религии, привычки, убеждения и обычаи).
Источники информации:
сам пациент (наиболее достоверный источник);
члены семьи, родственники;
медперсонал;
коллеги, друзья;
медицинская документация.
Слайд 8Объективная информация — это данные, которые получает медицинская сестра в результате
осмотра, наблюдения, измерения (физикального обследования).
К ним относят:
психологические данные (индивидуальные особенности характера, поведение, настроение, самооценка, способность принимать решения);
- физические данные — осмотр пациента, оценка морфологических и функциональных особенностей с использованием методики пальпации, перкуссии, аускультации.
Слайд 9Дополнительные исследования: лабораторные и инструментальные (рентген, эндоскопия, УЗИ) методы
Слайд 10 На основе субъективных и объективных данных
сестра сопоставляет каждую из 10 потребностей (по адаптированной модели сестринского ухода
В. Хендерсон) с реальной возможностью пациента удовлетворять ее самостоятельно или же он испытывает дефицит самоухода.
Нормальное дыхание
Адекватное питье и питание
Физиологические отправления
Движение
Сон
Личная гигиена и смена одежды
Поддержание нормальной температуры тела
Поддержание безопасности окружающей среды
Общение
Труд и отдых
Слайд 11Итак, 1-й этап определяет направление
сестринской помощи.
Слайд 12Второй этап сестринского процесса
Второй этап СП — анализ и интерпретация полученных
данных о пациенте — это выявление реальных и потенциальных проблем пациента, которые должна разрешить или устранить медсестра в силу своей профессиональной компетенции.
Слайд 13Проблема пациента — это ответная реакция пациента на болезнь или состояние
здоровья (т. е. сестра делает выводы, которые и становятся проблемами — предметами сестринского ухода).
Слайд 14Сестринская проблема — это продуманный вывод, основанный на анализе информации, полученной
при обследовании.
То есть врач ставит свой диагноз по патологическому процессу, а сестра определяет проблему по реакции пациента на болезнь или состояние здоровья.
Слайд 15медицинская сестра, проводя обследование, анализирует данные, выявляет нарушенные потребности и определяет
проблемы пациента
Слайд 16Пример возможных нарушенных потребностей молодой девушки: после операции по поводу аппендэктомии
23-летняя пациентка испытывает трудности в осуществлении личной гигиены.
Слайд 19Цель этапа:
определение проблем, возникающих у пациента;
установление факторов, способствующих или вызывающих развитие
этих проблем;
выявление сильных сторон пациента, которые способствовали бы предупреждению или разрешению его проблем.
Пациент сам часто осознает наличие проблем и потребность в помощи, но существуют проблемы, о которых он не догадывается и которые могут быть выявлены только медсестрой.
Слайд 20
Классификация проблем пациента
В зависимости от времени появления:
существующие (действительные или явные) —
беспокоят пациента в момент обследования (например, у пациента головная боль в связи с повышением артериального давления, дефицит самоухода у неподвижного больного);
потенциальные (вероятные) — те, которые не существуют на сегодняшний день, но могут появиться с течением времени (например, дефицит общения, появление пролежней, запоры у неподвижного пациента или риск обезвоживания вследствие упорной рвоты).
Слайд 21По характеру реакции пациента на болезнь и свое состояние:
физиологические (биологические или
физические, связаны с обеспечением функционирования организма) — симптомы и синдромы заболеваний (боль в сердце, тошнота, диарея, нарушение сна);
психологические (беспокойство по поводу предстоящей операции, депрессия вследствие потери близкого человека);
духовные — проблемы высшего уровня, связанные с изменением ценностей, поисками смысла жизни, уходом в религию (одиночество, утрата смысла жизни, потребность обратиться к богу);
социальные (конфликтная ситуация на работе, в семье, потеря трудоспособности, финансовые трудности в связи с инвалидностью).
Слайд 22Субъективные и объективные:
субъективные — базируются на ощущениях пациента, определяются самим пациентом
(например, страх предстоящей операции, неверие в выздоровление часто носят психологический характер);
объективные — связаны с использованием медицинских знаний, могут не осознаваться или игнорироваться пациентом, диагностируются чаще медработником (часто потенциальные — высокий риск развития пролежней, удушье).
В большинстве случаев у пациента может быть несколько проблем, связанных со здоровьем, поэтому сестра должна рассматривать их с учетом значимости.
Слайд 23Приоритетность проблем:
первичные — требуют срочных мероприятий, опасны для жизни (одышка, удушье,
расстройство сознания) — те проблемы, которые в основном разрешает врач или медицинская бригада;
промежуточные — не требуют экстренных мер, не опасны для жизни — это, в основном, те проблемы, которыми будет заниматься медсестра (потеря аппетита вследствие болезни, дефицит знаний о своем состоянии здоровья, недержание мочи у пожилого человека);
вторичные — не имеют прямого отношения к заболеванию и прогнозу (например, дисфункция кишечника у пациента с бронхитом или дефицит знаний о здоровом питании пациента с переломом ноги).
Слайд 24
Третий этап сестринского процесса: планирование
Слайд 25План должен быть понятен всем специалистам, практичен, удобен в пользовании, легко
корректируем.
Во время планирования:
определяют цели, ожидаемые результаты;
выбирают меры по уходу за больными;
составляют план ухода.
Слайд 26Существует два вида целей по времени определения:
краткосрочные — цели, которые достижимы
за 1—2 недели. Цели определяют, как правило, в острой фазе заболевания в стационаре (например, уменьшение боли в области послеоперационной раны, снижение аппетита у пациента при остром гастрите);
долгосрочные - цели, которые достижимы за более длительный период времени — более 2 недель. Они обычно направлены на предотвращение рецидивов заболевания, осложнений, их профилактику, реабилитацию и социальную адаптацию. Если они не определены, то, по сути, пациент лишен планомерного сестринского ухода при выписке.
Слайд 27При написании целей должны быть указаны следующие обязательные моменты:
мероприятия — действия;
критерий
— дата, время, расстояние;
условия — помощник, ассистент.
Например, медсестра должна обучить пациента в течение 2 дней ставить себе согревающий компресс:
действия — ставить компресс;
временной критерий — в течение 2 дней;
условие — с помощью медсестры.
Слайд 28Цель — это ожидаемый результат, то, чего хотят достичь медсестра и
пациент по определенной проблеме.
Формирование целей предполагает активное участие пациента. Цель и ожидаемый результат не должны создавать препятствий лечению, проводимому другими специалистами. В нашем случае пациент должен научиться ставить себе компресс.
Требования к постановке целей:
должны быть сосредоточены на пациенте;
должны быть реальными, достижимыми;
должны быть поставлены так, чтобы их можно было оценить.
Слайд 29Проблема пациента — это база для планирования сестринской помощи.
Слайд 30Выбор мер по уходу за больным — сестринские вмешательства (перечень действий,
которые предпринимает сестра для решения проблемы) — сестра проводит манипуляции, используя стандарты клинической деятельности.
Стандарт (от англ. standard — норма) — это образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов.
Стандарт включает:
оснащение, которым должен и может пользоваться медперсонал;
алгоритм (последовательность действий) выполнения сестринской технологии;
осложнения, которые могут возникнуть при выполнении процедуры;
особенности выполнения данной манипуляции различным категориям пациентов.
Слайд 31Планирование сестринских вмешательств
Слайд 41Четвертый этап сестринского процесса:
выполнение плана сестринских вмешательств
Слайд 42Цель этапа — обеспечение соответствующего ухода за пострадавшим, обучение и консультирование.
Медсестра
должна помнить, что все сестринские вмешательства основаны на:
- знании цели;
- индивидуальном подходе, безопасности;
- обеспечении конфиденциальности, уважении личности;
- поощрении пациента к самостоятельности
Слайд 43Потребность пациента в помощи может быть:
временной —- рассчитана на короткий период
времени, когда существует дефицит самоухода;
постоянной — требует помощи на протяжении всей жизни (ампутация конечности, травма позвоночника);
реабилитирующей — процесс длительный, иногда всю жизнь (ЛФК, массаж, гимнастика);
образовательной — процесс обучения родственников и самого пациента.
Слайд 444-й этап — это выполнение действий, направленных на достижение цели. Включает
то, что сестра делает для человека вместе с ним и в интересах его здоровья.
Категории сестринских вмешательств:
независимое — сестра выполняет по собственной инициативе на основе своих знаний и умений (мероприятия по личной гигиене, обучает пациента навыкам самоухода, проводит беседы о здоровом образе жизни);
зависимое — сестра выполняет письменные предписания врача, здесь она выступает в роли сестры-исполнителя (выполнение инъекций, раздача лекарств соответственно листу назначения);
взаимозависимое — предусматривает совместную деятельность сестры с другими специалистами (с врачом, в операционном блоке, с инструктором ЛФК, диетсестрой).
Слайд 45
Пятый этап сестринского процесса:
оценка результата – эффективность сестринского ухода
Слайд 46 При недостижении цели или ее частичном
достижении сестра формулирует заключение, например: «план помощи необходимо пересмотреть», «необходимо провести обследование».
При неправильном определении приоритетности действительных и потенциальных проблем сестре также необходимо пересмотреть цели и приоритеты.
Только после внесения необходимых изменений сестра приступает к выполнению пересмотренного плана ухода, и сестринский процесс возобновляется
Слайд 47
Применение сестринского процесса в работе медсестры
I этап СП
Провести субъективное обследование удовлетворения основных потребностей пациента
Слайд 48Провести объективное обследование удовлетворения основных потребностей пациента.
Слайд 49Выявить основные нарушенные потребности пациента:
Слайд 51Определить цели сестринского вмешательства по проблемам пациентки.
Слайд 52План ухода
Независимые сестринские вмешательства:
Поместить пациентку в палату со сверстницей.
Контролировать показатели физиологического
состояния: температуры тела, пульса, АД, ЧДД, массы тела.
Рекомендовать процедуры, увеличивающие теплоотдачу.
Ежедневно следить за гигиеническим уходом и помогать в проведении:
утреннего туалета;
приема пищи;
потребления жидкости.
Беседовать с пациенткой о ее проблемах ежедневно по 10-15 минут (по согласованию).
Проветривать палату 3—4 раза в день по 20 минут.
Зависимые сестринские вмешательства:
Выдавать лекарственные средства по назначению врача.
Следить за полноценностью питания.
Готовить пациентку для лабораторных и инструментальных исследований по назначению врача.
Слайд 53IV и V этапы СП
Сестринские вмешательства — реализация плана ухода.
Обеспечить пациентке
покой, строгий постельный режим первые 2—3 дня.
Использовать пузырь со льдом, холодный компресс, вентилятор.
Обеспечить частое питье — до 2 литров жидкости в сутки.
Контролировать количество мочи.
Употреблять адекватное количество пищи и жидкости.
Осуществлять помощь в личной гигиене: проводить утренний туалет, обрабатывать губы кремом, проводить орошение полости рта после каждого приема пищи.
Контролировать пульс, АД, температуру тела.
Слайд 54Оценка результатов и коррекция ухода
Вариант 1
Пациентка бодра, общительна, благодарит палатную сестру
и лечащего врача за внимание к ней, собирается домой, хочет скорее отправиться в колледж на учебу.
Вывод: цель достигнута полностью.
Вариант 2
Пациентка себя обслуживает полностью, но быстро устает. Настроение подавленное, общаться с медперсоналом не желает. Готовится к выписке.
Вывод: цели достигнуты частично, необходима коррекция плана ухода для решения психологических проблем.
Вариант 3
Общее состояние улучшилось частично, испытывает слабость, кашель беспокоит по утрам. Пациентка подавлена, депрессивна, жалуется на отсутствие ухода и плохое питание, безразличие медперсонала.
Вывод: цели не достигнуты. Причина — в невыполнении плана ухода.