Слайд 1Химический состав клетки.
Учитель биологии – химии Л.Ш.Махмутова.
МБОУ«Русско-татарская средняя общеобразовательная школа №136»
Приволжского района г. Казани
Слайд 2Цель и задачи урока.
Цель урока : Способствовать развитию интереса к химической
и биологической наукам, сформировать знания учащихся о неорганических и органических веществах клетки, раскрыть межпредметные связи, сформировать знания о химическом составе клетки.
Задачи урока:
1. Образовательные: Сформировать знания о химическом составе клетки , а так же о роли органических веществ в жизнедеятельности клетки.
2. Развивающие: Умение анализировать, сравнивать и обобщать факты, устанавливать причинно-следственные связи, определять органические вещества в клетках растений с помощью опытов, уметь организовать совместную деятельность на конечный результат, уметь выражать свои мысли.
3. Воспитательные: Осознанно достигать поставленной цели, воспитывать положительное отношение к совместному труду.
Слайд 3Тип урока:
комбинированный, лабораторная работа «Определение содержания воды, жиров, белков и
углеводов», демонстрационный эксперимент «Качественная реакция на белок».
Слайд 4Домашняя подготовка учащихся:
Вспомнить строение растительной и животной клеток из курса 6-го
класса; подготовить сообщения о воде, жирах, белках, углеводах.
Слайд 5Тест
1. Растительная клетка отличается от животной наличием органоида:
а) рибосома; б) митохондрия; в)
хлоропласт; г) лизосома
2. Клеточная стенка имеется у клетки:
а) растительной; б) бактериальной; в) животной
3. Органоид, который является источником энергии:
а) митохондрия; б) аппарат Гольджи; в) вакуоль; г) ядро
4. Какой клетки характерен процесс фагоцитоза:
а) вирусы; б) животной; в) растительной; г) бактерии
5. Как называется среда клетки, внутри которой происходят обменные процессы:
а) ядро; б) цитоплазма; в) вода; г) ЭПС
Слайд 6Таблица ответов. Учащиеся проверяют ответы, анализируют их.
1в
2а
3а
4б
5б
Слайд 7Изучение нового материала.
Что объединяет и растительную и животную клетки? (Вещества). Сегодня мы будем
говорить о химических веществах, которые входят в состав клетки.
В составе клетки более 80 химических элементов из 111 известных.
Тема урока: “Химический состав клетки” (учащиеся записывают в тетради)
классификацию веществ, входящих в состав растительной и животной клеток, (учащиеся записывают в тетради) схему:
Слайд 10Сообщения учащихся.
Итак, химический состав клетки довольно разнообразен. Рассмотрим его более подробно, заслушав
сообщения учащихся
Слайд 11Лабораторная работа “Определение содержания воды, жиров, белков и углеводов”
1. Определение содержания воды
в растении.
Оборудование: стебли комнатных растений, фильтровальная бумага.
Опыт: Между листов фильтровальной бумаги поместить стебель растения и надавить до промокания фильтровальной бумаги.
Вода принимает участие в процессах превращения одних веществ в другие, непрерывно происходящие в живых клетках. Как называются эти превращения в химии? (Химическая реакция, записывают определение в тетрадь). Учащиеся формулируют определение им известной из курса естествознания химической реакции – фотосинтеза. (Процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды на свету при участии пигмента хлорофилла).
Слайд 12ФОТОСИНТЕЗ
процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды на
свету при участии пигмента хлорофилла.
Вода + углекислый газ = глюкоза +кислород
Слайд 132. Обнаружение жиров (масел) в семенах подсолнечника.
Оборудование: семена подсолнечника, лист бумаги.
Опыт: для обнаружения масла
раздавить семечки (без кожуры) на листе бумаги
Слайд 143. Обнаружение крахмала и белка в пшеничной муке.
Оборудование: йод, пшеничная мука, вода, стакан,
кусочек марли.
Опыт: На кусочек марли, сложенный в несколько раз, насыпать немного пшеничной муки, сделать мешочек и прополоскать в стакане с водой. К полученной мутной воде добавить несколько капель спиртового раствора йода. О чём свидетельствует появление тёмно-синего окрашивания? (Наличие крахмала). Реакции, с помощью которых распознают определённые вещества, называют качественными (определение записывают в тетрадь).
В марле осталась липкая тягучая масса. Это растительный белок, который называют клейковиной. Белки тоже можно распознать с помощью качественной реакции.
Слайд 15Качественная реакция на белок
Реактивы и оборудование: куриное яйцо, 10%-е растворы сульфата меди
(II) и гидроксида натрия, вода; химические стаканы, стеклянная палочка.
Опыт: Отделить белок от желтка, разбавить белок водой. В полученный раствор белка добавить 1 мл раствора сульфата меди (II) и 2 мл раствора гидроксида натрия, перемешать.
Учащиеся отмечают появление фиолетового окрашивания.
Слайд 16Какие можно сделать выводы?
В состав растений, а значит, и
всех живых организмов, исходя из общности химического состава всего живого, входят белки, жиры (масла), углеводы (крахмал).
Нет таких элементов, которые встретились бы только в живых организмах, а вот химические соединения их, а также вещества, могут быть. Эти соединения и называют органическими.
На уровне химических элементов различий между живой и неживой природой нет. Они появляются лишь на уровне химических соединений.
Слайд 17Подведение итогов
Какие вещества необходимы для полноценного существования и растительной и животной
клеток?
Перечислите элементы, наиболее распространённые в живых организмах.
Как называется группа органических веществ, в которую входят глюкоза, сахароза, клетчатка, целлюлоза?
Какие вещества в клетке выполняют роль хранения и передачи наследственной информации?
Слайд 18Тест
А1. Сколько химических элементов встречается в клетке?
1.
более 70; 2. более 80; 3. более 90; 4. более 111
А2. Самое распространенное неорганическое вещество в клетке:
1. соли калия 2. соли кальция 3. вода 4. йод
А3. В клетке различают вещества:
1. органические и внеклеточные 3. органические и неорганические
2. клеточные и внеклеточные 4. внеклеточные и неорганические
А4. К органическим веществам клетки относятся:
1. белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты 3. белки, соли, углеводы, жиры
2. жиры, белки, углеводы, жирные кислоты 4. вода, белки, жиры, углеводы
Слайд 19Проверь себя.
Домашнее задание.
А1—2 А2—3 А3—3 А4—1
1. Изучить соответствующий теме раздел учебника.
2.
Оформить лабораторную работу, сделав в ней рисунки и соответствующие выводы.