Слайд 1 Формирование природоведческих знаний у детей с ОВЗ средствами внеклассной
работы по окружающему миру
Слайд 2 Актуальность темы обусловлена не только научными задачами, но и
потребностями социальной защиты в стране.
Интерес к детям с ОВЗ, к их проблемам, к социальной защите, к трудностям родителей, воспитывающих такого ребёнка, постоянно растёт.
Слайд 3 Проблема исследования заключается в следующем:
как повысить уровень природоведческих знаний для детей с ОВЗ средствами внеклассной работы
Слайд 4Несмотря на значимость рассматриваемой проблемы, наблюдается
противоречие между объективной необходимостью в использовании внеклассной работы в образовательном процессе начальной школы и условиями повышения уровня природоведческих знаний младших школьников на уроках окружающего мира.
Слайд 5 Объект исследования:
процесс организации внеклассной
работы по окружающему миру.
Предмет исследования: уровень природоведческих знаний детей с ОВЗ.
Цель: теоретически обосновать и практически доказать роль внеклассной работы по окружающему миру в повышении уровня природоведческих знаний детей с ОВЗ.
Слайд 6Задачи :
1) Изучить и проанализировать научно
– методическую, психолого – педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования.
2) Рассмотреть теоретические основы организации внеклассной работы по окружающему миру в начальной школе.
3) Выявить уровень природоведческих знаний у детей с ОВЗ.
4) Обобщить результаты теоретического и практического исследования, сформулировать выводы.
Слайд 7Гипотеза:
уровень природоведческих знаний детей с ОВЗ
будет выше, если использовать разнообразные формы внеклассной работы по окружающему миру
Слайд 8Методы исследования:
Теоретические методы: анализ психолого-педагогической и специальной
литературы, моделирование, синтез полученных знаний.
Эмпирические методы: анкетирование, педагогическое наблюдение, анализ документации, интерпретация результатов исследования.
Слайд 9
База исследования:
МОУ Ново – Акатуйская
СОШ.
Слайд 10
Теоретическая значимость: систематизирован теоретический материал по
проблеме исследования.
Практическая значимость: апробированы формы внеклассной работы, повышающие уровень природоведческих знаний младших школьников и детей с ОВЗ.
Слайд 11Структура ВКР:
Введение…………………………………………………..………...
Глава 1. Теоретические аспекты
организации внеклассной работы по окружающему миру
1.1. Внеклассная работа по окружающему миру в условиях реализации ФГОС НОО
1.2. Природоведческие знания детей с ОВЗ и пути их формирования
Глава 2. Практическая работа по исследованию уровня природоведческих знаний детей с ОВЗ в условиях внеклассной работы
2.1. Диагностика уровня природоведческих знаний детей с ОВЗ
2.2. Практическая работа по формированию природоведческих знаний детей с ОВЗ средствами внеклассной работы
2.3. Сравнительный экзамен результатов исследования уровня сформированности природоведческих знаний детей с ОВЗ в процессе организации внеклассной работы по «Окружающему миру»
Заключение……………………………………
Список используемых источников………..
Приложение А …………………………………
Приложение Б…………………………………
Приложение В …………………………………
Приложение Г…………………………………
Приложение Д…………………………………
Приложение Е…………………………………
Слайд 12Глава 1: Теоретические аспекты организации внеклассной работы
по окружающему миру
1.1. Внеклассная работа по окружающему миру в условиях реализации ФГОС НОО
1.2. Формирование природоведческих знаний у детей с ОВЗ в процессе организации внеклассной работы
Слайд 13 Внеклассная работа – это часть
образовательного процесса в школе, совокупность всех видов деятельности школьников, позволяющая реализовать требования ФГОС НОО в полной мере.
Слайд 14 Вопросу внеклассной работы по окружающему миру
с детьми с ограниченными возможностями здоровья посвятили свои исследования такие авторы, как В. О. Кутьев, И. Д. Шадриков, А. В. Петровский, И. Д. Демакова.
Слайд 15
Природоведческие знания – это знания, которые учащиеся получают не только на
уроках «Окружающего мира», но и во внеклассной работе по окружающему миру.
В развитие системы изучения природоведческих знаний внесли свой вклад такие учёные как английский учёный Ч. Дарвин (1809—1882) и русский ученый В. И. Вернадский (1863—1945).
Слайд 16
Глава 2: ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ
УРОВНЯ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ
2.1. Диагностика уровня сформировавшихся природоведческих знаний младших школьников с ОВЗ
2.2. Практическая работа по формированию природоведческих знаний детей с ОВЗ средствами внеклассной работы
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования уровня природоведческих знаний детей с ОВЗ в процессе организации внеклассной работы по «Окружающему миру»
Слайд 17
На первом этапе была проведена первичная диагностика по
проблеме исследования, которая включала использование диагностических методик:
1) «диагностика природоведческих знаний» кандидата педагогических наук О. А. Соломенниковой.
Слайд 18
Цель данной диагностики - выявить уровень знаний о
живой и неживой природе, а так же уровень знаний из разных областей естествознания.
Учащимся было предложено ответить на 4 вопроса и обвести выбранный вариант ответа.
Слайд 19
Подведя итоги «Диагностики природоведческих знаний» на первичном
этапе было выявлено, что уровень знаний по «Окружающему миру» у учащихся очень низкий.
Слайд 20
2) «Природоведческая деятельность» - автор Е. Н. Жидарева, методист кафедры
педагогики и коррекционной работы.
Слайд 21
Методика «Природоведческая деятельность» предназначена для определения природоведческой
деятельности младших школьников.
Слайд 22
После проведения первичной диагностики баллы каждого ребёнка суммировались, это позволило
выявить, что значительная часть младших школьников демонстрирует ниже среднего уровень сформированности ценностного отношения к природе.
Слайд 23
Была разработана методика организации и проведения занятий кружка «Юный
природовед».
Содержание занятий было направлено на повышение уровня природоведческих знаний.
Слайд 24
Была определена цель занятий кружка и задачи.
При построении программы
кружковой работы мы сочли целесообразным заострить внимание на четырех основных направлениях работы: познавательном; творческом; практическом; исследовательском.
Слайд 25
Познавательное направление
Экологические игры
Слайд 26
Творческое направление.
Пишем сочинение «Помогайте птицам»
Слайд 27
Проектное направление
Выставка поделок « Чудеса из мусорной корзины»
Слайд 28
Исследовательское направление Экскурсия в лес
Слайд 29
После проведения повторной диагностики я пришла к выводу, что у детей
появился интерес к окружающему миру по средствам внеклассной работы, а так же повысился уровень природоведческих знаний.
Слайд 30
«Сравнение результатов диагностического и аналитического этапов».
Слайд 31
Таким образом, разработанные внеклассные занятия и
апробированные на практике в рамках кружка «Юный природовед» значительно повлияли на процесс формирования природоведческих знаний младших школьников.