Презентация, доклад для учителей Работа с текстом - приемы

Содержание

Виды чтения Просмотровое чтение является наиболее поверхностным видом, дающее наиболее общее представление о содержании и смысле текста. Конечным результатом является решение, следует ли читать текст или нет.Ознакомительное чтение является более подробным, по сравнению с просмотровым. Для данного вида

Слайд 1Виды чтения и Приемы работы с текстом на уроках
Газизуллина Н.А.,
учитель

географии
Виды чтения  и  Приемы работы с текстом на уроках Газизуллина Н.А.,учитель географии

Слайд 2Виды чтения
Просмотровое чтение является наиболее поверхностным видом, дающее наиболее общее представление о

содержании и смысле текста. Конечным результатом является решение, следует ли читать текст или нет.
Ознакомительное чтение является более подробным, по сравнению с просмотровым. Для данного вида характерно извлечение основной, но не дополнительной информации из читаемого текста. В результате учащиеся определяют, достаточно ли информации содержится в тексте или его необходимо перечитывать или анализировать.
Изучающее чтение — наиболее подробный вид чтения. Целью этого вида является не просто тщательное изучение, но еще и проникновение в смысл текста, детальный анализ текста. Конечный результат направлен на понимание всех уровней текста, а также на восприятие разной информации, изложенной в тексте (фактуальной, концептуальной и подтекстовой).

Цели чтения достигаются при помощи разнообразных приемов для каждого вида чтения.
Виды чтения Просмотровое чтение является наиболее поверхностным видом, дающее наиболее общее представление о содержании и смысле текста. Конечным

Слайд 3Приемы работы с текстом, используемые для просмотрового чтения
Проанализировать подзаголовок, а также

спрогнозировать тему текста.
Сделать анализ подзаголовков, если они присутствуют в тексте. В качестве дополнительного задания возможен просмотр рисунков и разных выделений в тексте.
Познакомиться со структурой текста.
Просмотреть первый, а также последний абзац читаемого текста.
Знакомство с оглавлением.
Использовать аннотации к текстам.


Приемы работы с текстом, используемые для просмотрового чтения Проанализировать подзаголовок, а также спрогнозировать тему текста.Сделать анализ подзаголовков,

Слайд 4Приемы работы с текстом, используемые для ознакомительного чтения
Учащиеся читают текст по

абзацам. Важно фиксировать внимание на существительных, первом и последнем предложении из каждого отдельного абзаца.
Выделение важной информации. Определять главное можно в процессе чтения текста.
Расстановка принятых самими учениками графических знаков: ? — мне непонятно или ! — это интересно.

Приемы работы с текстом, используемые для ознакомительного чтения Учащиеся читают текст по абзацам. Важно фиксировать внимание на

Слайд 5Приемы работы с текстом, используемые для изучающего чтения
Выделение смысловых частей читаемого

текста.
Выделение ключевых слов текста по ходу чтения.
Выявление деталей, а также подтекстовой информации, содержащейся в тексте.
Составление вопросов, которые имеют проблемный характер, как во время, так и после чтения текста.
Составление плана или графической схемы, которые помогут выявить структуру текста, а также взаимосвязь его отдельных частей. Ученики любят такого рода задания.
Переработка текста, создавая новые тексты на основе прочитанного.
Составление комментария является заключительным этапом работы над текстом для изучающего чтения.
Перечисленные приемы работы с текстом являются основными, но далеко не единственными. Их использование во многом определяется опытом учителя, его желанием работать творчески и искать новые эффективные пути решения задач на уроках. Выбор определенных приемов также зависит от уровня подготовленности учащихся и их учебной мотивации.

Приемы работы с текстом, используемые для изучающего чтения Выделение смысловых частей читаемого текста.Выделение ключевых слов текста по

Слайд 6ФГОС: смысловое чтение и работа с текстом (требования)
Выпускник основной школы

должен научиться: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;
находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста;
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания;
использовать в тексте таблицы, изображения; преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы;
интерпретировать текст; откликаться на содержание и форму текста;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации;
находить путь восполнения этих пробелов; в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте). 
ФГОС: смысловое чтение и работа с текстом (требования) Выпускник основной школы должен научиться: ориентироваться в содержании текста

Слайд 7В чем нам помогут приемы работы с текстом?
выделять причинно-следственные связи;
рассматривать

новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
отвергать ненужную или неверную информацию;
понимать, как различные части информации связаны между собой;
выделять ошибки в рассуждениях;
делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
избегать категоричности в утверждениях;
быть честным в своих рассуждениях;
определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;
уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;
отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом. 
В чем нам помогут приемы работы с текстом? выделять причинно-следственные связи;рассматривать новые идеи и знания в контексте

Слайд 8Какие приемы работы с текстом можно использовать:
1.Кластер
2.Фишбон
3. Ромашка Блума


4. Концептуальные таблицы
Какие приемы работы с текстом можно использовать: 1.Кластер 2.Фишбон3. Ромашка Блума 4. Концептуальные таблицы

Слайд 9Кластер
Графическая организация/систематизация материала Кластер (гроздь, созвездие, пучок).
Составление кластера позволяет учащимся

свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.
В центре всегда ключевое понятие.
Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся» - располагаются в определенном порядке. 
КластерГрафическая организация/систематизация материала Кластер (гроздь, созвездие, пучок). Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу

Слайд 11Фишбон – «рыбья кость»
Эта стратегия позволяет учащимся «разбить» общую проблемную

тему на ряд причин и аргументов.
Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость») или, если эту «кость» расположить вертикально, – на елочку.
Особенно рекомендуется применять для рассмотрения неявных проблем. Косточки или ёлочка?
В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть, факты.
Факт придает проблеме ясность и
реальные очертания, позволяют
говорить не об абстрактном решении,
а о конкретном механизме.
Возможно добавление верхних
и нижних косточек, расширение
представленных сведений. 
Фишбон – «рыбья кость» Эта стратегия позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов.

Слайд 13Ромашка Блума
ромашка вопросов Таксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок)

вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, достаточно популярна в мире современного образования.

Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. 

Ромашка Блумаромашка вопросов Таксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и

Слайд 14Шесть лепестков – шесть типов вопросов Простые вопросы. Отвечая на них,

нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Их часто формулируют на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д
Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи человеку относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что...?».
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.
Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в мире, если бы у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д.
Практические вопросы. Всегда, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы его будем называть практическим. «Где вы в обычной жизни могли наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».
Шесть лепестков – шесть типов вопросов Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести

Слайд 16Концептуальные таблицы
используются для систематизации информации, выявления существенных признаков изучаемых явлений,

событий.
Концептуальные таблицы представляют собой матрицу, составление которой дает возможность более четкого сравнительного анализа (если необходимо рассматривать каждый из изучаемых процессов, объектов или явлений более детально) или комплексной оценки (в том случае, когда рассматриваемые процессы, объекты, явления или события изучаются как составляющие единой проблемы, события, объекта, процесса или явления). 
Концептуальные таблицы используются для систематизации информации, выявления существенных признаков изучаемых явлений, событий. Концептуальные таблицы представляют собой матрицу,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть