Слайд 1Челябинский государственный университет
Институт экономики отраслей бизнеса и администрирования
Кафедра «Экономика отраслей
и рынков»
Предмет:
«Планирование на предприятии»
Преподаватель:
доктор экономических наук,
профессор кафедры экономики
отраслей и рынков
КАЛЕДИН Сергей Викторович
http://www.famous-scientists.ru/15303/
https://glasstree.com/shop/
Слайд 2Лекция 5
ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА И СБЫТА ПРОДУКЦИИ
Слайд 3СОДЕРЖАНИЕ
Планирование производства;
Планирование производственных программ
предприятия и цехов;
Обоснование производственной программы
производственной
мощностью;
Планирование реализации продукции.
Слайд 41. Планирование производства
К задачам планирования производства и реализации продукции относятся:
выбор варианта
технологического процесса и процесса производства, которые могли бы обеспечить должный уровень издержек производства и качества продукции и гарантировать ее реализацию, получение прибыли;
планирование объема выпуска продукции, принятие решений о формировании портфеля заказов по отдельным номенклатурным позициям;
Слайд 5планирование производственной мощности, принятие решений о сохранении уровня или увеличении производственной
мощности за счет «расшивки узких мест» или путем установления дополнительного оборудования;
планирование уровня кооперации, принятие решений о самостоятельном производстве полуфабрикатов и комплектующих изделий или закупки их у сторонних производителей;
планирование материальных ресурсов, принятие решений о выборе поставщиков, количестве и качестве и т. д.;
планирование реализации продукции, принятие решений о движении потоков изделий по всей распределительной логистической цепочке.
Слайд 6Система планирования производства и реализации продукции
Слайд 7
На практике используются измерители продукции:
натуральные измерители, выражающие физический объем конкретных видов
продукции, служат основой для установления трудовых и стоимостных измерителей и могут применяться лишь при выпуске однородной продукции. Они измеряются в таких единицах, как штуки, тонны, метры и т. д.;
условно-натуральные (агрегированные) измерители, которые применяются для измерения натуральной продукции разных номенклатур единым агрегированным показателем, каковым является единый для данной отрасли условно-натуральный показатель.
Слайд 8
На практике используются измерители продукции:
трудовые измерители, которые характеризуют объем выпущенной продукции
в нормо-часах (человеко-часах, станко-часах), нормо-рублях и являются базой для многих видов планирования (технико-экономического, оперативно-производственного, социально-трудового и т. д.) и основой для управления издержками производства на предприятии;
стоимостные измерители, которые характеризуют объем производства продукции в денежном выражении и являются основой для сопоставления объема выпуска разнородной продукции.
Слайд 9При разработке производственной программы используются следующие понятия и показатели.
Номенклатура – перечень
или состав выпускаемой продукции по ее видам или наименованиям.
Ассортимент – состав определенного вида (наименования) продукции по типам, сортам, маркам, размерам, профилям и т. д.
Готовая продукция – полностью выполненные работы, соответствующие техническим условиям, стандартам, рабочим чертежам, договорам с потребителями, требованиям заказчиков, показателям качества и пр. Она может быть выражена в натуральных, трудовых и стоимостных измерителях.
Слайд 10Товарная продукция – готовая продукция и выполненные работы (услуги), предназначенные для
реализации на сторону. Объем товарной продукции определяется в оптовых ценах предприятия по следующей формуле:
где:
Nтп – объем товарной продукции в стоимостных показателях;
Ni – объем производства i-го изделия в натуральном выражении;
Цi – оптовая цена i-гo изделия.
Слайд 11Валовая продукция – вся продукция, намеченная к выполнению в данный плановый
период.
Она включает товарную продукцию, изменение остатков незавершенного производства, соответственно, на начало и конец планового периода (НЗПн, НЗПк) и изменение остатков специальной технологической оснастки собственного производства, соответственно, на начало и конец планового периода (Он, Ок)
ВП = Nтп + (НЗПн – НЗПк) + (Он – Ок).
Слайд 12
2. Планирование производственных программ предприятия и цехов
Производственная программа предприятия представляет собой
годовой развернутый план производства и реализации продукции.
Исходной информацией для разработки производственной программы являются:
- план маркетинга;
- анализ загрузки производственных мощностей по всем производственным подразделениям;
- анализ обеспеченности сырьем, материалами, энергией, трудовыми ресурсами.
Слайд 13При планировании производственной программы используют запланированные данные из следующих подразделений:
- сбыта
– максимальный объем сбыта, цены;
- хранения – складские запасы;
- производства – имеющиеся оборудование, трудовые ресурсы, потребность в производственных мощностях на единицу продукции и пр.
- закупок – имеющиеся в распоряжении сырье, материалы.
Слайд 14Планирование производственной программы включает:
- планирование количества продукции;
- планирование структуры ассортимента;
- планирование
уровня качества;
- планирование выхода на рынок и времени пребывания на рынке.
Основой плана производства на предприятиях являются заключенные договоры с потребителями, имеющийся портфель заказов и существующая потребность в товарах, а также возможные изменения на рынке в течение планового периода.
Слайд 15Планирование производственной программы (план изготовления продукции) состоит в том, чтобы решить,
какие виды и какой объем продукции должны быть изготовлены за определенный промежуток времени.
Для разработки комплексного плана производства продукции, характеризующего годовой объем, номенклатуру, качество и сроки выпуска требуемых рынком товаров (работ, услуг), необходимо проводить анализ профиля загрузки производственных мощностей предприятия.
Слайд 16Производственная программа предприятия должна быть обоснована как с позиции рыночных потребностей
в производимых предприятием изделиях, так и с позиции обеспеченности предприятия различными ресурсами, необходимыми для выполнения производственной программы.
На основе анализа большого количества информационных данных можно рассматривать множество вариантов формирования производственной программы, из которых следует выбрать наиболее эффективный (оптимальный).
Слайд 173. Обоснование производственной программы производственной мощностью
С целью обоснования производственной программы производится
расчет производственной мощности. Под производственной мощностью понимают максимально возможный годовой выпуск продукции (работ, услуг) в запланированной номенклатуре.
Слайд 18Производственная мощность предприятия определяется по мощности ведущих цехов, которые зависят от
специализации предприятия и трудоемкости выполняемых в них работ. К ним могут быть отнесены механические, сборочные и другие цехи (в геодезическом производстве – мощность полевого и камерального производства).
Мощность цехов (экспедиций) определяется по мощности ведущих участков, играющих решающую роль в выполнении производственной программы цеха (экспедиции).
Слайд 19В плановых расчетах используется показатель среднегодовой мощности, определяемый по формуле:
где:
Мвх
– входная мощность;
Мвв – вводимая мощность в течение планового периода;
Мвыб – выбывающая мощность в течение планового периода;
Тп – продолжительность эксплуатации мощности в течение планового периода, месяц.
Слайд 204. Планирование реализации продукции
Обобщающим показателем деятельности предприятия является объём реализованной продукции.
Под
реализованной продукцией предприятий понимается отгруженная покупателям продукция, товары, а также сданные заказчикам работы и услуги промышленного характера с предъявлением расчетных документов об оплате.
Предъявленными считаются расчетные документы с момента сдачи их в учреждения банка либо передачи их покупателю (заказчику), если это предусмотрено договором.
Слайд 21К объему реализации продукции собственного производства относятся:
• выручка от реализации (продажи)
всех видов продукции, произведенной в рамках производственной деятельности предприятия;
• выручка от реализации (продажи) товаров на основе давальческих сделок с другими предприятиями в стране или за границей (включая переработку давальческого сырья);
• выручка от реализации (продажи) электроэнергии, тепла, газа, пара, воды собственного производства;
• выручка от реализации (продажи) продукции подсобных производств.
Слайд 22При расчете объема реализованной продукции под отгруженной понимается продукция, фактически отгруженная
потребителям (включая продукцию, сданную по акту заказчикам на месте), выполненные работы и услуги, принятые заказчиком независимо от того, поступили деньги на счет предприятия или нет.
Оценка объема отгруженной продукции производится в фактических ценах производителей без налога на добавленную стоимость, акцизного сбора и других налогов из выручки.
Слайд 23Если под реализованной понимается отгруженная потребителям продукция, выполненные работы и услуги
независимо от того, оплачены они или нет, то она определяется следующим образом:
ОР = ОП + (Г1 - Г2),
где:
ОР – планируемый объем реализации продукции (работ, услуг), тыс. руб.;
ОП – планируемый объем производства продукции (работ, услуг), тыс. pуб.;
Г1 и Г2 – запасы готовой продукции на складах предприятия, соответственно, на начало и конец планового периода, тыс. руб.
Слайд 24Если под реализованной продукцией понимается отгруженная и оплаченная продукция (работы, услуги),
то она определяется как стоимость планируемого объема производства продукции (работ, услуг) плюс остатки запасов готовой продукции на складах и остатки отгруженной, но неоплаченной продукции на начало, минус остатки запасов готовой продукции на складах и остатки отгруженной, но неоплаченной продукции на конец планового периода:
ОР = ОП + (Г1 – Г2) + (О1 – О2),
где O1 и О2 – остатки отгруженной, но неоплаченной потребителем продукции (работ, услуг), соответственно, на начало и конец планового периода, тыс. руб.
Слайд 25Результирующим документом разработки плана реализации является план сбыта продукции, утвержденный руководителем
коммерческой службы, а при её отсутствии – руководителем предприятия
Слайд 26
Контрольные вопросы
Что относится к задачам планирования и реализации продукции?
Как учитывается при
планировании процесс изготовления изделия?
Какие исходные данные необходимы для разработки производственной программы?
Что понимается под товарной продукцией, и какое значение она имеет для предприятия?
Что понимается под производственной мощностью предприятия и каково её назначение?
Каковы сущность и цель обоснования объёмного плана производственной мощностью?