Слайд 1Челябинский государственный университет
Институт экономики отраслей бизнеса и администрирования
Кафедра «Экономика отраслей
и рынков»
Предмет:
«Планирование на предприятии»
Преподаватель:
доктор экономических наук,
профессор кафедры экономики
отраслей и рынков
КАЛЕДИН Сергей Викторович
http://www.famous-scientists.ru/15303/
https://glasstree.com/shop/
Слайд 2Лекция 1
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Слайд 3СОДЕРЖАНИЕ
Основные понятия. Предмет, метод и задачи планирования;
Содержание планирования деятельности предприятия;
Границы
планирования;
Структура планов предприятия.
Слайд 4План – это документ, отражающий систему взаимосвязанных решений, направленных на достижение
желаемого результата.
Планирование на предприятии – это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей.
1. Основные понятия. Предмет, метод и задачи планирования
Слайд 5Любой план должен быть:
Осуществимым,
Жизнеспособным,
Гибким.
Слайд 6Цели планирования
экономический рост
полная занятость
экономическая эффективность
стабильный уровень цен
экономическая свобода
справедливое распределение доходов
Слайд 7
Задачи планирования:
- определение места организации в настоящее время;
- анализ ресурсов и
результатов деятельности организации;
- систематический поиск действий по реализации цели и задач организации;
- изучение альтернативных предложений по развитию организации и выбор из них наиболее эффективных.
Слайд 8Планирование на предприятии в условиях рыночной экономики
- это процесс непрерывной
творческой деятельности, научно обоснованной системы свободного выбора основных видов продукции и услуг предприятия, важнейших экономических и социальных целей его перспективного развития, наилучших технических средств и организационных способов решения выдвинутых перспективных целей и задач.
Слайд 9
1.2. Содержание планирования деятельности предприятия
Планирование призвано отвечать на следующие вопросы:
Какую продукцию,
товары или услуги следует производить на предприятии?
Сколько продукции или товаров выгодно предприятию производить, и какие экономические ресурсы следует использовать?
Как эту продукцию надо производить, какую технологию применять и как организовать производство?
Слайд 10Планирование призвано отвечать на следующие вопросы:
Кто будет потреблять производимую продукцию, по
каким ценам ее можно продавать?
Как предприятие может приспособиться к рынку, и как оно будет адаптироваться к внутренним и внешним изменениям рынка?
Слайд 11Технико-экономическое планирование
предусматривает разработку целостной системы показателей развития техники и экономики предприятия
в их единстве и взаимозависимости, как по месту, так и по времени действия. В ходе данного этапа планирования обосновываются оптимальные объемы производства на основе учета взаимодействия спроса и предложения на продукцию и услуги, выбираются необходимые производственные ресурсы и устанавливаются рациональные нормы их использования, определяются конечные финансово-экономические показатели и т. п.
Слайд 12Оперативно-производственное планирование
представляет собой последующее развитие и завершение технико-экономических планов предприятия. На
данном этапе планирования устанавливаются текущие производственные задания отдельным цехам, участкам и рабочим местам, осуществляются разнообразные организационно-управленческие воздействия с целью корректировки процесса производства и т. п.
Слайд 13Оперативное планирование
представляет собой выбор средств решения задач, которые поставлены, даны или
установлены вышестоящим руководством, а также являются традиционными для предприятия, например, распределение выпуска продукции по объему, номенклатуре и срокам, установленным вышестоящим руководством. Такое планирование бывает обычно краткосрочным. Основная его задача состоит в выборе необходимых средств и ресурсов для выполнения заданных объемов работы или стоящих оперативных задач.
Слайд 14Тактическое планирование
заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее
установленных или традиционных целей. Например, тактическая цель – завоевать лидерство на рынке в ближайшие пять лет – может быть задана отделу маркетинга руководством предприятия. Отдел должен разработать пятилетний план по сокращению разрыва между предприятием и существующим лидером на рынке.
Слайд 15Стратегическое планирование
Включает выбор и обоснование средств, задач и целей для достижения
заданных или традиционных для предприятия идеалов. В качестве стратегических идеалов предприятие может выбрать экономический рост, непрерывное развитие человеческого потенциала, периодическое обновление выпускаемой продукции, выход на мировой рынок и т. п.
Такое планирование, как правило, бывает долгосрочным.
Слайд 16Нормативное планирование
требует открытого и обоснованного выбора средств, задач, целей и идеалов.
Оно не имеет установленных границ или фиксированного горизонта. В таком планировании решающую роль играет правильный выбор идеала или миссии фирмы.
Слайд 17Теория планирования
предусматривает формирование научных знаний по следующим важнейшим проблемам:
методология рыночного
планирования,
разработка нормативной базы,
механизм взаимодействия плановых нормативов и показателей,
методика составления планов,
стратегическое планирование,
сетевое планирование,
бизнес-планирование,
технико-экономическое планирование,
социально-трудовое планирование,
финансовое планирование,
оперативное планирование,
экономическая оценка планов.
Слайд 18Практика планирования
предполагает освоение теории и методологии, изучение методов и способов обоснования
планов, использование знаний для поиска и выбора необходимых средств и ограниченных ресурсов, обеспечивающих возможность осуществления намеченных целей и выполнения планов производственно-экономической деятельности.
Слайд 19
3. Границы планирования
Возможности планирования социально-экономических систем, одной из которых является предприятие,
ограничены рядом объективных и субъективных причин. Основные из них заключаются в следующем.
Слайд 20Неопределенность рыночной среды.
Любое предприятие в своей деятельности сталкивается с неопределенностью. Без
оценки настоящего и возможного будущего трудно предугадать последствия и предусмотреть соответствующие действия. Планирование и является одним из способов прояснения будущего. Но полностью устранить неопределенность в рыночных условиях нельзя, поэтому предприятие стремится упорядочить свои внешние отношения различными способами.
Слайд 21Издержки планирования.
Это затраты на оплату труда персонала, плата за аренду помещений
(если помещение собственное – амортизационные отчисления), содержание помещений, расходы на приобретение канцелярских принадлежностей и т. д. Издержки планирования входят в состав совокупных затрат на производство продукции. Но нужны ли такие дополнительные затраты? Здесь, как и в других подобных случаях, необходимо соблюдать правило: любые дополнительные средства должны быть затрачены только в том случае, если они создают положительный дополнительный эффект.
Слайд 22Масштабы деятельности организации.
Крупные организации имеют большие финансовые возможности, более квалифицированный персонал,
соответствующий опыт, крупные плановые подразделения в своем составе. Но даже они иногда обращаются в специализированные консультационные фирмы.
Малые организации имеют меньшие возможности: стратегическое планирование, как правило, не осуществляют. Их преимущество – более простая и обозримая внутренняя среда, что упрощает процесс принятия плановых решений.
Слайд 234. Структура планов предприятия
Структуру планов предприятия следует рассматривать в трех аспектах:
временном, производственно-структурном и содержательном.
В зависимости от охваченного временного отрезка, тактические планы делятся на три типа: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные.
Слайд 24Долгосрочное планирование обычно охватывает длительные периоды времени (свыше 5 лет), а
среднесрочное планирование конкретизирует ориентиры долгосрочных планов. Планы рассчитываются на более короткий период (от года до пяти лет). Краткосрочное (текущее) планирование – это разработка планов на один год с разбивкой по кварталам, а отдельных показателей – и по месяцам. Иногда детализация, т. е. разбивка по месяцам, происходит уже в процессе реализации планов.
Слайд 25Наряду с технико-экономическим планированием (ТЭП), следует учитывать и оперативно-производственное планирование (ОПП).
Существуют следующие различия между ТЭП и ОПП.
С помощью ТЭП разрабатываются проекты деятельности предприятия, его структурных подразделений по всем технико-экономическим и социальным показателям.
С помощью ОПП осуществляется задание параметров производственного процесса, наблюдение за ним и его регулирование.
Слайд 26
Сравнительные характеристики ТЭП и ОПП
Слайд 27
Контрольные вопросы
1. Что представляет собой планирование в условиях рыночной экономики? Какой
круг проблем оно решает?
2. В чем заключается сущность внутрифирменного планирования в свободных рыночных отношениях? Какие цели оно выполняет?
3. Какие основные функции позволяет осуществлять планирование на предприятии? В чем они выражаются?
4. Каким основным требованиям должен соответствовать внутрифирменный план?
5. Что выступает результатом планирования? В чем он выражается?
Слайд 286. Какие методы используются для разработки экономической теории? Как они взаимодействуют
между собой?
7. Какие общие производственные функции выполняются персоналом на предприятиях? Каков состав функций менеджера-руководителя?
8. Какие виды внутрифирменного планирования применяются на предприятиях? Что служит объектом социально-трудового планирования?
9. Как осуществляется рыночное планирование? В чем состоит сущность индикативного планирования?
10. Какие основные функции выполняют планово-экономические службы на предприятиях? Какие подразделения занимаются разработкой плановых нормативов?
11. Какие организационные структуры применяются в планировании? Что представляет линейная структура?