Презентация, доклад на тему История геологии как часть всеобщей истории естествознания и мировой культуры

Содержание

Тема : История геологии как часть всеобщей истории естествознания и мировой культуры

Слайд 1Список основной и дополнительной учебной и научной литературы по курсу
Основная:
1. История

и методология геологических наук / Хаин В.Е.. Рябухин А.Г., Наймарк А.А. М.: Академия, 2008. 413 с.
2. Белоусов В.В. Очерки истории геологии. У истоков науки о Земле (геология до конца ХVIII в.). М.,1993. 267 с.
3. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М.: Наука. 1981. 362 с.
4. Хаин В.Е. Основные проблемы современной геологии (геология на пороге ХХI века). М.: Наука. 1994. 190 с.
5. Хаин В.Е., Рябухин А.Г. История и методология геологических наук. М.: МГУ. 1997. 224 с.
Дополнительная:
6. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс. 1975. 222с.
7. Николис Г., Пригожин И.Р. Познание сложного. Введение. М.: Мир. 1990. 340 с.
8. Резанов И.А. История геотектонических идей. М.: Наука. 1987. 253 с.
9. Суворов А.И. История мобилизма в геотектоник. М.: Наука. 1994. 224 с.
10. Хэллем А. Великие геологические споры - М.: Мир, - 1985. – 216 с.
11. Шафрановский И.И. История кристаллографии ХIХ века. Л.: Недра. 1980. 333 с.

Список основной и дополнительной учебной и научной литературы по курсуОсновная:1. История и методология геологических наук / Хаин

Слайд 2Тема : История геологии как часть всеобщей истории естествознания и мировой

культуры
Тема : История геологии как часть всеобщей истории естествознания и мировой культуры

Слайд 31.1. Объект и предмет истории геологических наук, цели, задачи
История геологии

является частью всеобщей истории естествознания и мировой культуры в целом. Геология порождена потребностями общества и развивается вместе с ним. История геологии изучает процесс становления геологических знаний, раскрывает внутренние связи между развитием геологии и развитием производительных сил, экономическими, социальными, культурно-историческими особенностями состояния общества, исследует взаимосвязи и взаимодействие геологии с другими науками в рамках развития естествознания в целом.
1.1. Объект и предмет истории геологических наук, цели, задачи История геологии является частью всеобщей истории естествознания и

Слайд 4Иначе говоря…

Иначе говоря…

Слайд 5Объект: научное познание и закономерности его развития.
Предмет: изучение генетической структуры геологических

знаний и собственно историографии.
Объект: научное познание и закономерности его развития.Предмет: изучение генетической структуры геологических знаний и собственно историографии.

Слайд 6Изменение предмета…
На первом этапе преобладало хронологическое описание творческой биографии ученых. Основное

внимание уделялось описанию процесса накопления фактического материала, поискам предшественников и истоков развивавшихся на данном этапе идей.



Проблема: фран.ист. А. Койрре писал, что “ничто не изменяется более быстро, чем неподвижное прошлое”.




Изменение предмета…На первом этапе преобладало хронологическое описание творческой биографии ученых. Основное внимание уделялось описанию процесса накопления фактического

Слайд 7Например, гелиоцентрическая модель Солнечной системы Н.Коперника (опубликованная в 1543 г.) была

подробно изложена Аристархом Самосским еще в 3 в. до н.э. Хотя Н.Коперник и ссылается на труды своего предшественника и подробно анализирует их, основная заслуга безусловно принадлежит великому польскому естествоиспытателю.
Например, гелиоцентрическая модель Солнечной системы Н.Коперника (опубликованная в 1543 г.) была подробно изложена Аристархом Самосским еще в

Слайд 8Теория тектоники литосферных плит.
Близкая концепция была предложена в первой половине 20

в. А.Холмсом, а еще раньше, во второй половине 19 в., - другим британским геологом О.Фишером, идея же мобилизма высказывалась уже начиная с 18 в. Но лишь в 60-е годы 20 в. после получения первых точных данных по строению и возрасту ложа океанов они получили широкое признание.
Теория тектоники литосферных плит.Близкая концепция была предложена в первой половине 20 в. А.Холмсом, а еще раньше, во

Слайд 9Уже в первой половине 20 столетия основное внимание историков геологической науки

стало занимать изучение закономерностей развития геологии, установление общих и частных законов ее развития, прослеживание внутренней связи исторических этапов ее развития, смены парадигм, изменения структуры и функции геологических наук вследствие общего развития естествознания.
Уже в первой половине 20 столетия основное внимание историков геологической науки стало занимать изучение закономерностей развития геологии,

Слайд 10 англ.геолог Д.Пейдж (сер.19 в.) писал, что, “несмотря на успехи, все-таки

нам полезно время от времени остановиться, чтобы посмотреть, верно ли мы понимаем предмет и границы нашей науки”.
англ.геолог Д.Пейдж (сер.19 в.) писал, что, “несмотря на успехи, все-таки нам полезно время от времени остановиться,

Слайд 11История геологии изучает становление различных направлений геологической науки, развитие методов и

методик, научных открытий и поисков, историю борьбы различных идей, научных диспутов, событий жизни выдающихся ученых в реальном времени и пространстве, повлиявших на ход развития науки, устанавливает объективные закономерности развития геологических знаний на фоне общего прогресса естествознания во взаимосвязи с другими сторонами материальной и духовной истории общества.
История геологии изучает становление различных направлений геологической науки, развитие методов и методик, научных открытий и поисков, историю

Слайд 12Основная цель: установление объективной мировой истории геологии, открытие закономерностей ее развития,

условий и факторов, способствовавших ему, изучении современных функций геологии, а также в предвидении будущего ее развития.
Главная задача: раскрытие механизма становления новых знаний о строении и истории развития Земли, анализе условий формирования школ и направлений, разработке методологической базы проведения геологических исследований. Строгое описание и регистрация фактов и событий, относящихся к истории геологической науки, в их хронологической последовательности, критический анализ и оценка исторического материала с точки зрения современного состояния геологии.
Основная цель: установление объективной мировой истории геологии, открытие закономерностей ее развития, условий и факторов, способствовавших ему, изучении

Слайд 131.2. Основы периодизации истории геологии
Выявить этапность развития геологии, продумать ее периодизацию

– это значит в какой-то мере определить ее современной состояние и выявить перспективу будущего развития.


1.2. Основы периодизации истории геологииВыявить этапность развития геологии, продумать ее периодизацию – это значит в какой-то мере

Слайд 14Хронологический принцип (в 19-нач.20 столетия) – перечень открытий, фиксация вклада в

науку различных ученых в настоящее время не удовлетворяет историков науки.
Критерий, основанный на связи развития науки с характером производственных отношений и развитием социально-экономических формаций, полезен лишь для выделения крупных этапов развития естествознания в целом: наука античного мира, средних веков, эпохи Возрождения, нового и новейшего времени.
Хронологический принцип (в 19-нач.20 столетия) – перечень открытий, фиксация вклада в науку различных ученых

Слайд 15В.В.Белоусов, излагая материалы по истории развития геологических знаний, высказал мысль, что

на любом этапе развития науки существует своеобразный фон – научное сообщество. Оценивая тот или иной этап становления науки, обычно мы не замечаем этого фона, а все внимание сосредоточиваем на отдельных ярких ученых, которые выделялись оригинальностью мышления. Затем научное сообщество ассимилировало эти идеи, достигая уровня этих ученых.
В.В.Белоусов, излагая материалы по истории развития геологических знаний, высказал мысль, что на любом этапе развития науки существует

Слайд 17Крупнейшие этапы

Крупнейшие этапы

Слайд 18В пределах каждого из этих крупнейших этапов выделяют периоды, которые для

донаучного этапа практически совпадают с периодами смены социально-экономических формаций человеческого общества. Смена периодов научного этапа соответствует смене парадигм геологии и отвечает периодам научных революций в естествознании.
В пределах каждого из этих крупнейших этапов выделяют периоды, которые для донаучного этапа практически совпадают с периодами

Слайд 19Выводы:
Объект истории геологических наук: научное познание и закономерности его развития.
Предмет истории

геологических наук: изучение генетической структуры геологических знаний и собственно историографии.
Основная цель: установление объективной мировой истории геологии, открытие закономерностей ее развития, условий и факторов, способствовавших ему, изучении современных функций геологии, а также в предвидении будущего ее развития.
Главная задача: раскрытие механизма становления новых знаний о строении и истории развития Земли, анализе условий формирования школ и направлений, разработке методологической базы проведения геологических исследований. Строгое описание и регистрация фактов и событий, относящихся к истории геологической науки, в их хронологической последовательности, критический анализ и оценка исторического материала с точки зрения современного состояния геологии.






Выводы:Объект истории геологических наук: научное познание и закономерности его развития.Предмет истории геологических наук: изучение генетической структуры геологических

Слайд 20Выводы:
Основы периодизации истории геологии: Выявить этапность развития геологии, продумать ее периодизацию

– это значит в какой-то мере определить ее современной состояние и выявить перспективу будущего развития.
В истории геологии выделяют 2 крупнейших периода: донаучный (от нач. развития
человеческой цивилизации до сер.18 в.) и научный этап становления геологии, с начала 19 в.


Выводы:Основы периодизации истории геологии: Выявить этапность развития геологии, продумать ее периодизацию – это значит в какой-то мере

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть