Современная статистика такова:
учительство как профессиональная группа отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья.
По данным многих исследований, даже у молодых учителей частыми являются болезни сердечно-сосудистой системы, язвенные заболевания желудочно-кишечного тракта, заболевания неврогенного характера (нервные истощения, неврозы).
Для учителей со стажем работы 15-20 лет характерны «педагогические кризы», «истощение», «сгорание».
довольно часто возникающие напряженные педагогические ситуации;
физическая и психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны различных людей;
высокий уровень ответственности;
тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся;
авторитарный, репрессивный стиль управления педагогическими кадрами.
Умение пользоваться способами саморегуляции своего эмоционального состояния может помочь учителю снизить психоэмоциональное напряжение и сохранить свое здоровье. Регулярное использование упражнений по саморегуляции будет способствовать развитию эмоциональной гибкости и устойчивости.
Психорегуляция включает в себя занятия спортом, методы релаксации, аутогенную тренировку.
Одним из способов саморегуляции своего эмоционального состояния является самовнушение.
Ну а если учитель испытал стресс? Как он может помочь себе? Для этого можно использовать следующие приемы:
Медленно осмотреться по сторонам даже в том случае, если помещение знакомо. Мысленно описывать один предмет за другим, к примеру: «Коричневый письменный стол, белые занавески...».
Набрав воды в стакан, медленно выпить ее. Сконцентрироваться на ощущениях, когда вода будет стекать по горлу.
Представить себя в приятной обстановке - в саду, на даче...
Не блокировать эмоции - найти место, где можно вслух поговорить, прокричать то, что возмущает, обижает, выплакаться.
Использовать свою логику. Это поможет скорректировать эмоциональные реакции.
Вспомнить приятные события из собственной жизни. Вспомнить состояние радости. Сделать такое же лицо, улыбку, почувствовать это состояние всем телом.
По мере того как эти действия будут выполняться, раздражение, гнев, обида станут постепенно уходить.
Согласно утверждениям психологов, в борьбе со стрессом также помогают:
Ранний подъем. Встаньте на час раньше остальных членов семьи, чтобы у вас было время спланировать день и немного побыть наедине с собой. Спокойные минуты, проведенные на кухне за чашкой чая, наполняют покоем и готовностью уверенно вступить в новый день.
Разделение труда. Ненавязчиво и мягко переложите часть своих домашних или рабочих обязанностей на домочадцев или сослуживцев. Постарайтесь, чтобы они сами предложили вам помощь, и не отказывайтесь. В период стресса человеку необходимо по возможности разгрузить себя, освободив от части обязанностей.
Периодический отдых. Почаще делайте передышки — даже десяти минут достаточно, чтобы расслабиться, восстановить дыхание и отвлечься от насущных проблем. Небольшой перерыв, несколько минут у открытого окна и короткий звонок по телефону человеку, с которым вам приятно поговорить, способны взбодрить любого даже в минуты сильнейшего стресса.
Физические упражнения. Хорошо известный способ избавиться от стресса заключается в выполнении несложной разминки. В зависимости от возможностей и желания вы можете посвятить упражнениям полчаса или даже час. Однако хороших результатов можно добиться и одними лишь дыхательными упражнениями, простым мягким массажем и потягиваниями.
В этом вам поможет алгоритм решения конфликтной педагогической ситуации.
Использование подобного алгоритма создает возможности для сотворчества педагога и ученика, способствует плодотворному взаимодействию, позволяет обоим испытать удовлетворение и радость.
Первый этап называется «СТОП». Чтобы не навредить ребенку поспешными действиями и не осложнить отношения с ним, осознайте собственные эмоции: «Что я сейчас чувствую?», «Что я хочу сделать?».
Второй этап - «ПОЧЕМУ?». Важно понять мотивы и причины поступка ребенка, почему он так ведет себя, чего хочет добиться.
Третий этап - «ЧТО?». Поставим перед собой педагогическую цель в виде вопроса: «Чего я хочу добиться в результате своего педагогического воздействия?» (чувства страха у ребенка, осознанного чувства вины или еще чего-то). Действие учителя направлено не против личности ребенка, а против его поступка. Ребенок должен почувствовать и понять, что учитель принимает его таким, каков он есть, но его поступка не одобряет.
Четвертый этап - «КАК?». Как прекратить плохое поведение ребенка, оставляя свободу выбора за ним, не нарушая равновесия педагогического взаимодействия? Какой арсенал педагогических средств (не применяя угрозы, насмешки, записи в дневнике) оптимально для этого использовать?
Пятый этап - «ДЕЙСТВУЮ». Успех практического действия учителя зависит от того, насколько он смог понять мотивы поступка ученика и подобрать верные способы воздействия исходя из особенностей личности ребенка.
Шестой этап - «АНАЛИЗ». Учитель оценивает эффективность своего взаимодействия с учеником и, если это необходимо, что-то меняет в предложенном алгоритме решения конфликтной ситуации.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть