Слайд 1Система работы
ПО экологическому воспитанию учащихся
Учитель биологии:
Слободская Антонина Сергеевна
Школа №169
2017 год
Слайд 2«ЕСЛИ БЫ КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК НА КЛОЧКЕ ЗЕМЛИ СВОЕЙ СДЕЛАЛ ВСЁ, ЧТО
ОН МОЖЕТ,КАК ПРЕКРАСНА БЫЛА БЫ ЗЕМЛЯ НАША»
А. П. Чехов
Слайд 3Экологическое воспитание - это способ организации обучения и воспитания, в процессе
которого формируются новые ценностные ориентации к окружающей среде и здоровью.
Экологическое образование – это не часть образования, а новый смысл и цель современного образовательного процесса – уникального средства сохранения развития человечества и продолжение человеческой цивилизации.
Г. Ягодин. Л.Третьякова
Слайд 4 Приблизительно с 60-ых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые
остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – «Экология» и, как следствие этого, появились такие понятия как «Экологическая культура», «Экологическое воспитание». Воспитание граждан с современным экологическим мышлением и экологической культурой важно начинать с самого раннего детства.
Правильное экологическое воспитание школьников позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Ведь именно в школьном возрасте ребёнок получит основы систематических знаний, здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика.
Слайд 5В словаре Ожегова:
«Экология – это наука об отношениях растительных и
животных организмов друг к другу и к окружающей среде»
Слайд 6
Актуальность экологического воспитания обусловлена:
-Низким уровнем экологической культуры людей
-Необходимостью постоянного сохранения и
улучшения условий жизни человека на Земле
-Низким уровнем восприятия человеком экологических проблем как лично значимых
-Недостаточно развитой у человека потребностью практического участия в природоохранной деятельности.
Слайд 7 Проблема:
Наше подрастающее поколение не обладает высокой экологической культурой.
Имея знания
теоретического материала, не умеет применить их на практике и в повседневной жизни.
Слайд 8 Цель:
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
Слайд 9Только человек, занимающий активную природосберегающую позицию, в состоянии сохранить природу.
Задачи:
-Усвоение основных понятий
- Овладение практическими навыками и умениями рационального природопользования
- Выработка умений предвидеть возможные последствия своей деятельности в природе
- Развитие духовной потребности в общении с природой
- Формирование стремления к активной деятельности и пропаганде улучшения и сохранения природной среды
- Формирование нетерпимого отношения к действиям людей, наносящим вред природе.
Слайд 11
Ожидаемый результат : воспитание личности
- Владеющей начальными сведениями об экологии
- Любящей
свой город, край, Родину
- Готовой самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой
- Имеющей представления о красоте родной природы
- Понимающей ответственность каждого человека за сохранность нашей планеты
- Обладающей первичными навыками охраны и защиты родной природы.
Основные формы работы:
- Экскурсии
-Беседы
- Обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций
- Ролевые игры
- Биологические и экологические викторины
- Этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы
- Посильное участие в природоохранной деятельности
- Ежегодные экологические акции
- Недели экологии в школе
- Практические наблюдения детей
- Исследовательские конференции
- Агитбригады
- Внеклассные мероприятия
- фотовыставки
- интеллектуальный марафон «Звездный час», «Счастливый случай»
-Устные журналы
-Конкурсы плакатов и рисунков
-Занимательные часы
-Утренники
-Воспитательные часы
-КВН
-Выпуски газет
Слайд 17Согласно школьной программе изучается предмет экология в 6-9 классах. Здесь учащиеся
знакомятся с основными экологическими законами через теоретический материал
Мероприятия:
Проведения уроков с экологической направленностью
Слайд 18 Экскурсии:
На экскурсиях
учащиеся закрепляют теоретические знания, знакомятся с животным и растительным миром, ребята узнают какие трудности испытывают животные в зимнее время. Эти занятия воспитывают доброту и бережное отношение к природе родного края
Слайд 19Экскурсия в зоологический музей университета им. Н.И. Лобачевского
Слайд 20Экскурсия в оранжерею ботанического сада
На выставку животных
В дельфинарий
Слайд 23 Учащиеся выявляют экологические проблемы – это загрязнение водоёмов, почвы, вырубка леса,
лесные пожары, сокращение биоразнообразия , ухудшение здоровья людей.
Выдвигает предложении по устранению этих проблем с этой целью проводятся конкурсы экологических агитбригад
Слайд 24Выступления в экологическом конкурсе агитбригад «Наш дом -Нижний Новгород»
Слайд 26
Темы выступления агитбригад
Животные города
Чебоксарская ГЭС «За» и «Против»
Транспорт в мегаполисе
Растения целители
Школа Экодом
Охрана воды
Слайд 27В ходе акции ребята не только изготавливают кормушки, но и размещают
их на пришкольной и придомовой территориях, регулярно пополняют кормом, следят за сохранностью. Ученики со своими кормушками принимают участие в школьном, районном, городском, всероссийском и международном конкурсах.
Ежегодная школьная акция «Синичкина столовая»
Слайд 28 В ходе акции ребята не только изготавливают скворечники,
но и размещают их на пришкольной и придомовой территориях. Ученики со своими скворечниками принимают участие в школьном, районном, городском (зоопарк Лимпопо), всероссийском и международном дистанционном конкурсах.
Ежегодная школьная акция «Птичкин дом»
Слайд 29 В ходе акции ученики школы наводят порядок на пришкольной
территории: убирают старую траву и листья, формируют цветочные клумбы, высаживают деревья и кустарники.
Ребята стали активными участниками Всероссийской акции «Эковоин» - высадка кедров и туй на пришкольной территории.
Международной акции «Мосты дружбы» - высадка аллеи сирени.
Ежегодная школьная акция «Зелёная весна»
Слайд 30До 2014 года акция называлась «Чистый берег».
Всероссийская акция по уборке берегов «Вода
России» проводится с 2014 года.
По завершении акции все участники получают дипломы от Минприроды России
Ежегодный Всероссийская акция «Чистый берег» («Вода России»)
Слайд 31Марш парков давно уже стал ожидаемым событием по всей России, а
его главные принципы – добровольность и безграничность – позволяют принять в нем участие любому желающему.
В эти несколько апрельских или майских дней заповедники и национальные парки рассказывают о себе, о социальной значимости и важности заповедных территорий для сохранения природы всей планеты.
Ежегодная Международная акция «Марш парков»
(совместно с Керженским заповедником)
Слайд 32 Данная акция проходит 4 раза в год: осенью и весной
в виде соревнования между классами.
Классы-победители получают призы от друзей школы.
В акции принимают участие все ученики, а так же учителя и сотрудники школы.
Ежегодная школьная акция «Сдай макулатуру - спаси дерево!»
Слайд 33 Данная акция проходит 2 раза в год (осенью и весной)
в виде соревнования между классами.
Организатор акции – волонтёрский отряд «Зелёный дозор»
Классы-победители получают призы от друзей школы.
В акции принимают участие все ученики, а так же учителя и сотрудники школы.
В первый год крышечки передавались в г.Бор для участия в акции «От сердца к сердцу»
С 2017 года – в благотворительную экологическую организацию «Волшебные крышечки»
Ежегодная школьная акция «Волшебные крышечки»
Слайд 35 Данная акция проходит в 4 этапа:
1 – дети составляют презентации
на тему урока
2 – в библиотеке проходит тематическая выставка
3 – ученики школы собирают подписи о защите животных и растений, находящихся на территории региона
4 – в 1-7 классах проходит конкурс рисунка «Животные наших лесов».
Ежегодная акция «Животные красной книги»
Слайд 36 В данной акции приняли участие максимальное количество обучающихся. Ученики заняли
1, 2, 3 места
Районная акция «Внимание! Первоцвет!»
Слайд 37Ежегодный сбор подписей в защиту животных
Слайд 38Весь сентябрь, в рамках Всероссийского субботника, ученики школы принимают активное участие
в уборке пришкольной территории от осенней листвы и мусора.
Ежегодный Всероссийский субботник
Слайд 39Участие в районном конкурсе креативная ёлка .
участие в районном конкурсе плакатов
и листовок в защиту ёлки
Акция в защиту «Ёлки - красавицы лесов»
Слайд 40Участие в спортивных секциях
Здоровьесберегающие направление
Слайд 41Поддерживать чистоту в кабинете, проветривание.
Слайд 43Классные часы –
«Мы за здоровый образ жизни!»
Слайд 44 Проект «Всероссийский заповедный урок» реализуется ЭкоЦентром «Заповедники» в рамках программы "Движение
друзей заповедных островов" при поддержке Комитета общественных связей города Москвы, ГПБУ "Мосприрода", АНО «Твоя природа», а также при информационной поддержке Минприроды России и Минобрнауки России.
Природоохранное направление
Всероссийский урок «Заповедные острова. Сохраняя будущее»
Слайд 45Урок посвящен тому, как каждый школьник может сберегать пресную воду и
помогать одному из красивейших и уникальнейших озер нашей планеты.
Байкал – самое древнее и самое глубокое озеро земного шара, сравнимое по площади с территорией некоторых европейских государств.
Экологический экоурок «День Байкала»
7 сентября—15 ноября 2017
Слайд 46Интерактивный игровой урок наглядно демонстрирует, что может делать каждый ученик, чтобы
помочь в решении экологических проблем, и объясняет важность любого, даже самого маленького поступка.
Всероссийский урок «Как жить экологично в мегаполисе»
Слайд 47В ходе урока обучающиеся в игровой форме рассмотрели возможности сохранения энергии.
Узнали об альтернативных видах энергии.
Результатом урока стало активное включение в школьные акции: «Сдай макулатуру - спаси дерево», «Волшебная крышечка» и пр.
Всероссийский урок «Энергосбережение»
Слайд 48Новый урок расширяет представление о способах борьбы с мусором. Ребята познакомятся
с основными принципами жизни в стиле «ноль отходов» и научатся новым способам дарить отходам вторую жизнь. Каждый участник урока осознает, каким суперооружием он обладает уже сейчас, чтобы помочь миру стать чище!
Всероссийский урок «Разделяй с нами»
Слайд 49Экологический диктант рассчитан на школьников 5-11 класса.
Для каждой возрастной категории свои
вопросы.
После подведения итогов каждый ученик-участник получил именной сертификат.
«Всероссийский школьный экологический диктант»
Слайд 511) Диоксины и их потенциальная опасность в экосистеме «человек- окружающая среда»
2)
Влияние экстримальных факторов на организм человека
3) Экологически безопасные методы борьбы с переносчиками малярии
4) Акареморфные и гамазовые клещи – возбудители и переносчики инфекционных заболеваний
5) Исследование экологического качества пищи.
6)Керженский заповедник
7)Исследование влияния экологических факторов на урожайность картофеля.
8)Исследование влияния пива на организм подростка
9)Исследование пользы и вреда губной помады
10)Исследование пользы и вреда чая
11)Молоко и здоровье. Исследование качества и состава молока
12)Туберкулез – инфекционное заболевание
13) Сибирская язва
14)Бешенство
15)Г.Л.П.С
16) Геппатит В
17)Клещевой бериллиоз
18)Старение и смерть
19)Народная медицина
20)Исследование влияния срока посадки огурцов сорта «Веселые ребятки» на урожайность
Темы научно исследовательских работ
Участие в городских конференциях Экология и Здоровье
Слайд 52Участие в городской конференции «Экология и здоровье»
и конференции научного общества учащихся
«Эврика»
Слайд 53Тематические встречи в библиотеке им. В.В. Бианки
с нижегородскими писателями о
природе
Слайд 54Участие в районном конкурсе «Природа и фантазия»
Слайд 56Участие в районном конкурсе фотографий «Это ускользающий мир»
Слайд 58Внеклассное мероприятие
Животные и растения красной книги
Кружки по биологии и экологии
1)Юный натуралист
2)Аквариумное дело
3)Мир под микроскопом
Выставка домашних животных.
Входной билет-пакетик корма для животных.
Весь корм для подопечных фонда «Сострадание-НН»
Слайд 6810.02.2017 года в школе создан волонтёрский отряд «Зелёный дозор».
Ребята являются организаторами
школьных акций, конкурсов экологической направленности
Проводят уроки экологического просвещения для учеников начальных классов.
Слайд 71Результаты работы
Призовые места на городском и районном НОУ, олимпиадах, городских
конференциях, хороший показатель качества по экологии
Слайд 90ВЫВОД
Воспитание экологической культуры реализуется не через эпизодические мероприятия, а через
систему занятий, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы с учащимися.