Слайд 1
Проект : « Родные реки и озера»
Творческая работа учащихся 10 класса
Глуховской средней школы Воскресенского района Нижегородской области.
2008 год
Слайд 4Живописен ландшафт наших озер
Слайд 9Река Уста
Уста-левый приток реки Ветлуги.
Протекает по территории нескольких районов Нижегородской области.
Длина-253
км.
Площадь бассейна-5,8 тыс.кв.км.
Слайд 10Проект
«Родные реки и озера»
Выполнили:
учащиеся 10 класса
Глуховской средней школы
Руководитель: Леганова Н. Н.
Слайд 11Направленность проекта:
Экологическое образование и воспитание учащихся;
Формирование экологической грамотности, чувства патриотизма и
активной гражданской позиции.
Слайд 12Цель проекта:
изучение рек и озер, расположенных близ прилегающей к школе территории.
Слайд 13Задачи проекта:
1. Изучение рек и озер, протекающих на территории Глуховской с/администрации
Воскресенского района Нижегородской области.
2. Проведение экологических исследований во время походов и экспедиций.
3.Пропаганда бережного отношения к природе.
4.Улучшение экологического состояния окружающей среды в результате практических природоохранных мероприятий.
Слайд 14Время реализации проекта:
2004-2008 год
Участники проекта:
учащиеся 8-11 классов Глуховской средней
школы Воскресенского района Нижегородской области.
Слайд 15Первый этап –подготовительный.
а) Изучение литературы по данной теме.
б) Изучение методов экологических
исследований.
в) Обучение практическим туристским навыкам.
г) Сбор краеведческой информации об изучаемых объектах.
д) Экскурсионная работа.
е) Проведение внеклассных мероприятий экологической направленности.
Слайд 16Второй этап – исследовательский.
Цель - проведение исследовательских работ по изучению природных
особенностей наших рек и озер, их биоиндикации и оценки их рекреационного значения.
а) 2004 -2006 год.
Начало работы по созданию экологической тропы на озеро Моховое – уникальный памятник природы.
Походы и экспедиции с целью разведывания и уточнения маршрута.
б) 2005 - 2006 год .
Исследовательские экспедиции с целью изучения редких и реликтовых видов растений ,произрастающих на озере Моховом.
Обустройство мест отдыха ,установка указателей и агитационных аншлагов.
Слайд 17Походы на ближайшие озера: Глуховское , Родионовское , Долгое, Семейнище, Черное.
в)
2006 -2008 год.
Исследовательские экспедиции на реку Усту. Изучение туристических маршрутов по реке. Прокладывание экологической тропы на Красную гору ( Красный хутор) .
Биомониторинг водной экосистемы реки Уста и изучение видового разнообразия прибрежной флоры и фауны.
Оценка рекреационных возможностей реки.
Определение экологических проблем. Выявление наиболее загрязненных мест, источников загрязнения, мест свалок в обследуемых районах
Слайд 21Работа на экологической тропе на оз. Моховое
Слайд 26Велосипедный поход на р.Усту осенью 2007 года.
Слайд 28Третий этап – практический.
Цель этого этапа- проведение активных экологических действий и
формирование гражданской позиции.
а) Серия акций по очистке берегов ближайших рек и озер .
б) Работа по очистке территории на экологических тропах.
Слайд 29Четвертый этап –итоговый.
а) Оценка результатов деятельности учащихся по реализации проекта «
Родные реки и озера».
б) Оформление материалов исследовательской деятельности.
в) Представление проекта на районной экологической конференции.
г) Выработка перспективы деятельности.
Слайд 30Исследовательская работа
« Оценка экологического состояния реки Усты с помощью растений и
животных –биоиндикаторов»
Слайд 31Цель работы:
определить степень загрязнения реки Уста с помощью различных методов биоиндикации.
Слайд 321. Определение экологического состояния водоема с помощью моллюсков –биоиндикаторов.
Различают полисапробные, мезосапробные
и олигосапробные водоемы.
• полисапробные - органических веществ много, кислорода нет;
• мезосапробные: α-мезосапробные - умеренно загрязненные органическими веществами, кислорода мало; β-мезосапробные - небольшое количество органических загрязнителей, кислорода достаточно;
• олигосапробные - чистые водоемы, органического вещества нет, кислорода много.
Слайд 33Моллюски-биоиндикаторы
Пресноводные моллюски являются видами-биоиндикаторами, то есть видами, чувствительными к содержанию в
воде органических веществ и кислорода. Соответственно выделяют α -мезосапробов, β -мезосапробов и олигосапробов. Полисапробов среди моллюсков нет.
Слайд 34Экологическая классификация моллюсков
: α -мезосапробы — роговая шаровка;
β -мезосапробы - обыкновенный прудовик, ушковый прудовик, физа ключевая, яйцевидный прудовик, лужанка настоящая, лужанка полосатая, битиния щупальцевая, горошина, перловица вздутая; олигосапробы - катушка обыкновенная, катушка килевая, катушка гладкая, катушка завитая, утиная беззубка.
Слайд 35Такие кадры можно увидеть на Усте
Слайд 37Перловица на р.Усте –показатель чистоты воды
Слайд 38 Вывод:
В ходе исследовательских экспедиций мы наблюдали таких моллюсков ,как обыкновенный
прудовик, перловица, лужанка и различные виды катушек.
Это свидетельствует о том, что в реке небольшое количество органических загрязнений, кислорода достаточно.
Слайд 392. Определение чистоты воды по типу обрастания прибрежных территорий
Слайд 41Вывод:
Во время походов мы видели ярко-зеленые водоросли ,что говорит о том
,что вода в реке Усте практически чистая .
Слайд 423.Определение чистоты воды по определенному набору растений и животных и их
Слайд 43Сальвиния плавающая на озере Моховом
Слайд 44Вывод:
Во время изучения видового разнообразия реки Усты мы могли наблюдать водокрас
обыкновенный и лягушачий, кувшинку белоснежную; на берегу -высокий тростник. Также ,по словам местных жителей, в реке водятся раки и разнообразные рыбы, что также говорит ,что вода в реке Усте чистая.
Слайд 45Общий вывод:
По результатам нескольких методик видно ,что вода в реке Усте
чистая и это повышает ее рекреационную ценность.
Слайд 48Заключение
Водные ресурсы- один из наиболее важных видов природных богатств, используемых человеком.
Наш район обеспечен ими достаточно хорошо. Наши родные реки и озера- водоемы с чистой водой и большими рекреационными возможностями.