Слайд 1МДОУ Ухоловский детский сад №1
Ухоловского муниципального района
«ЛЮБЛЮ БЕРЕЗУ РУССКУЮ»
Выполнили воспитатель:
Симбирёва Т.В.
Актуальность
Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
С чего начинается Родина? С речки, с песчаного берега, с неприметного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?
Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи. В старину березу называли «дерево четырех дел». Первое дело – мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать. Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. О ней поётся в народных и авторских песнях, рассказывается в сказках и былинах
Слайд 3 Русские поэты, писатели и музыканты посвятили ей много прекрасных, взволнованных
слов. Белая берёза стала поэтическим олицетворением нашей Родины. И это должны знать и почувствовать дети. Береза приносит людям радость и свет! В каждом человеке ощущение природы и всей её красоты сливается с радостью активной деятельности и творчества. Это настроение воплощается и находит своё выражение в праздниках, прославляющих красоту природы. Экологические праздники оставляют глубокий эмоциональный след в душе каждого ребёнка, насыщают его интеллектуально-духовную сферу незабываемыми впечатлениями красоты, радости, любви к природе. Забота об окружающем, доброта, уважение и милосердие – это уже охрана природы.
Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.
Слайд 5ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Формировать представления детей о жизни берёзы, как живого существа, символа
страны.
Формировать у детей стремление к здоровому образу жизни, заботливое отношение к своему здоровью с помощью системы знаний о роли березы в жизни человека.
Воспитывать у детей чувство «прекрасного», умение ценить красоту природы, её неповторимость, хрупкость. Учить детей эмоционально выражать чувство любви к природе через доступные творческие проявления: восприятие музыки, исполнение песен, танцев, чтение стихов.
.
Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней. Формировать новое экологическое мышление «Мы дети Земли» - часть природы.
Развивать проектно-исследовательские умения старших дошкольников, приучать самостоятельно искать решение, анализировать результат своей деятельности.
Слайд 6 Участники проекта:
дети средней группы.
Сроки реализации проекта:
краткосрочный с марта по сентябрь.
Тип проекта:
познавательно-исследовательский.
Слайд 7Подготовка проекта:
- Определение темы исследовательского проекта: Почему береза растет только в
России? Что можем ещё узнать о ней?
- Рассматривание фотографий, иллюстраций разных стран мира, где растут разные деревья. Постановка проблемного вопроса: Какого дерева нет на картинах других стран? Почему?
- Сформулировать проблемные вопросы совместно с детьми: «Березка живая или нет?», «Кто сажает растения в городе? Для чего?», «Как посадить березку на участке детского сада?», «Почему так много берез в России?».
- Разработка учебных вопросы для детей: «Какую роль играет береза в жизни человека?», «Как помочь березовой роще?», «Какие ассоциации вызывает слово береза?», «Почему береза называется березой?»
- Подбор художественной литературы (сказки, стихи, загадки, считалки, пальчиковые игры), подвижных игр, игр - упражнений, дидактических игр, комплекса утренней гимнастики «Поход в березовую рощу».
- Сбор материала о дереве – берёза, перерабатывание его в доступную для детского понимания форму, то есть, изготавление наглядно - дидактических пособия, разрабатывание конспектов занятий, наблюдений, праздников.
- Выбор березы для наблюдений на участке детского сада.
Слайд 8ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Использовать в жизни полученные знания о березе.
Развитие патриотических
чувств у детей.
Умение организовывать творческие, народные игры.
Чтение наизусть отрывки из стихотворений русских писателей: А.Прокофьева, С.Есенина, В.Степанова.
Выставка детских работ: «Белая береза под моим окном…»
Воспитательно-образовательное мероприятие для детей и родителей «Люблю березу русскую»
Слайд 9МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ:
Наблюдения.
Беседы.
Занятия.
Чтение художественной и публицистической литературы.
Рассказы воспитателей и
родителей детей.
Разучивание песен, стихотворений, пословиц, поговорок.
Просмотр видеоинформации.
Прослушивание аудиозаписей.
Дидактические, подвижные игры.
Практическая деятельность детей, детей – родителей, детей – воспитателей.
Слайд 10Механизм отслеживания результатов:
Анализ детской деятельности (рассказы, рисунки)
Наблюдение за деятельностью детей.
Беседы с
родителями.
Слайд 11Этапы реализации проекта:
1.Этап подготовительный.
Обсуждение целей и задач, создание условий для
реализации проекта.
Составление перспективного плана.
Подбор детской, педагогической литературы.
Подбор картин, иллюстраций о БЕРЕЗЕ.
Подбор дидактических игр.
Подготовить материал для творческой деятельности.
Разработка конспектов занятий, игр, наблюдений.
Слайд 122 этап основной.
Реализация основных видов деятельности по образовательным областям, направленных на
реализацию проекта.
Работа с детьми:
Образовательная область «Познание»:
- Оформление уголка «Береза – символ России».
-Проведение познавательных занятий: «О пользе берёзового сока», «Люблю березку русскую»
- Беседы на тему: «Красота природы бесценна», «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой», «Какую пользу приносят деревья?», «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?», «История происхождения слова берёза », «Целительные свойства берёзы».
- Рассказ воспитателя «Воспетое дерево», «Как берёзу использовали в древности?».
- Наблюдения в природе: « Берёза красива во все времена года», «Растения вокруг берёзы », «Для чего нужны почки», «Почему ветки разной длины?»
-Опытно-исследовательская деятельность: рассматривание бересты под лупой, опытов - «Плавает или тонет», «Клейкие листочки», «Этот удивительный запах», «Почему желтеют листья?», «Почему опадают листья».
Слайд 13- Экскурсии: по территории детского сада, к «нашей» берёзке в разные
времена года.
- Проведение дидактических игр: «Найди лист березы», «Закончи фразу», «Подбери «слова-приятели»», «С кем дружит береза?», «Что сначала, что потом» и др.
- Посадка саженцев березки на участке группы.
- Оформление «Паспорта березы»: имя, возраст, высота, ширина, место нахождения, запах, семена, количество веток, рисунок коры и листьев, условия окружающей среды».
Образовательной область «Чтение художественной литературы»
- Чтение: К.Паустовского «Подарок»», « Берёзка» Л.И. Горошкина, «Росла берёзка у дороги на Силач…» В.А. Злоказова, «Ода берёзе» Н.И. Птухина, «Берёзка голову склоня…» Л.М. Смирнова, «Песнь берёзе» Л.Н. Сурнина, «Три берёзки под окном» Г.Н. Рахимов, Б.Заходер «Почему деревья не ходят», Е.П. Железнова «Как дружили листок и ветерок», В. Бианки «Волшебная берёза», И. Соколов-Микитов «Берёза», Е. Тимошенко «Ёлочки метёлочки», В.Рождественский «Береза».
- Ознакомление с загадками, пословицами, поговорками, народными приметами о березе.
- Разучивание стихов о березе: П.Воронько «Береза», С.Есенин «Белая береза», Г. Демченко «Березонька», А.Прокофьев «Люблю берёзку русскую».
Слайд 14- Составление рассказов, «рекламы» о берёзе .
Образовательная область «Физическая культура»
- Утренняя
гимнастика «Поход в березовую рощу».
- Подвижные игры: «Беги к березе», «Кто больше соберет грибов подберезовиков», «Напои березку».
Образовательная область «Художественное творчество»
- Конструирование «Березовая роща» (из конуса), поделок из бересты, берёзовых спилов, засушенных листьев берёзы.
- Создание панно «Березка» (из природного материала).
- Рисование: «Белая береза» (использование различных техник).
- Аппликация «Красавица березка» (с использование шерстяных ниток, рваной бумаги).
- Оформление газеты «Сбережем березку».
Образовательная область «Коммуникация»
- Беседы: "Что я знаю о берёзе", "Берёза строить и жить помогает".
- Проведение фольклорного праздника «Праздник русской березки».
Слайд 15Образовательная область «Музыка»
- Слушание «Ах ты, берёза» Раухвергера.
- Пение «Песня о
родине» слова Е. Карасёвой, музыка В. Елинек.
- Хороводы «В золоте берёзонька» слова и музыка Г. Вихаревой, «Ай, да берёзка» музыка Т. Попатенко, «Во поле береза стояла» р.н..
- Пение без сопровождения р. н. м. «Во поле берёзонька стояла».
Образовательная область «Труд»
- Акция «Посадим березку на своем участке», «Помоги берёзке».
Слайд 16Работа с родителями:
- Участие в подборе художественной литературы о березе, иллюстраций,
репродукций картин, информации из печатных и электронных источников: книг, энциклопедий, сайтов и т.д.
- Проведение беседы с родителями об оказании помощи детям, при сборе информации о березе. Вместе с родителями определить тему индивидуального участия в проекте: рассказ о строении берёзы, рассказ об интересных фактах, связанных с берёзой, подбор фотографий. Изготовление поделок, рисование, и т.д.
- Участие в изготовлении дидактического материала, составление с детьми рассказов о березе, экологической газеты «Сбережем березку».
- Изготовление вместе с детьми различных поделок.
- Участие родителей в проведение дома с детьми опытов, индивидуальных исследований.
- Подбор фотографий для фотоальбома «Белоствольная красавица».
- Доставка посадочного материала для природоохранной акции «Посади берёзку».
- Пошив костюмов к фольклорному празднику «Праздник русской березки».
- Посещение родителей мероприятий в рамках проекта.
Слайд 17- Помощь в оформлении: «Паспорта березы», центра в группе « Береза-символ
России», мини-энциклопедии «Береза – символ России моей».
- Оформление папки – передвижки для родителей «Березовое царство – лучшее лекарство».
Слайд 183 этап заключительный.
Обработка практических и методических материалов. Обобщение материалов проекта.
Выступление на педсовете по обмену опытом «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».
Формы предъявления результатов:
- Оформление фотоальбома «Белоствольная красавица».
- Оформление альбома детских рисунков «Наша березка».
- Оформление «Паспорта дерева».
- Создание мини-энциклопедии «Береза – символ России моей».
- Создание в группе центра « Береза – символ России».
- Выпуск экологической газеты «Сбережем березку».
- Проект, выступление на педсовете по обмену опытом «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».
Слайд 19В результате реализации проекта ожидаю, что дети овладеют нормами поведения по
отношению к природе, у них появится желание сохранить ее и при необходимости оказывать помощь деревьям. Они узнают о лечебной пользе березки и запомнят, что можно сделать из дерева. Дети своими руками посадят дерево и будут за ним ухаживать. Познакомятся с картинами известных художников и научатся сами рисовать березку. Выучат стихи, песни, хороводы, научатся играть на музыкальных инструментах в оркестре. Все это поможет воспитать гуманность, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом. А также повысить экологическую культуру не только детей, но и их родителей.
Предполагаемые результаты проекта:
Слайд 20Литература
Воронкова, О.А. Добро пожаловать в экологию [Текст] / О.А. Воронков. -
С- Пб.: Детство – Пресс, 2003. – 56 с.
Иванова, А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду [Текст] / А.И. Иванова. - М.: ТЦ Сфера, 2007. – 235 с.
Интернетресурсы: http://festival.1september.ru/articles/626164/
Корнилова, В.М. Экологическое окно в детском саду [Текст] / В.М.Корнилова. - М.: ТЦ Сфера, 2009. – 123 с.
Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / Л.М. Молодова. - Минск: Аксар, 1999. – 89 с.
Шорыгина, Т.А. Деревья. Какие они [Текст] / Т.А. Шорыгина. - Изд.: Гном и Д, 2011. – 64 с.
Слайд 21ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
ЦЕЛЬ: воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному
восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него.
Загадки о березе.
Л.И.Горошкина «Березка»
Н.И.Птухина «Ода березе»
П.Воронько «Береза»
С.Есенин «Белая береза»
К.Паустовский «Подарок»
А. Прокофьев «Березка»
В.Степанов «Флаг России»
Слайд 22МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЦЕЛЬ: разностороннее развитие музыкальных способностей детей, объединить детей общими радостными,
эстетическими переживаниями, совместными действиями.
Слушание «Ах ты, береза» обработка Раухвергера.
Пение «песня о родине» слова Е.Карасевой, музыка В.Елинек.
Хоровод «Ай, да береза» музыка Т.Попатенко.
Хоровод «В золоте березонька» слова и музыка Г.Вихаревой.
Пение без сопровождения «Во поле березонька стояла«.
Слайд 25ПЕРВАЯ НАША РАБОТА БЫЛА «ОСЕНЬЮ»
Слайд 27Прослушивание аудиодиска
сказка « Береза и три сокола»
Слайд 28Книги – малышки
Создавали родители с детьми
Слайд 29Что же дает человеку БЕРЕЗА?
Самое главное береза обогащает воздух кислородом, без
которого человек не смог бы жить.
А еще применяли бересту и как ранозаживляющий пластырь при ранах и ожогах.
Кора березы – береста, в древности на ней писали.
Из березы изготавливают мебель, плетут корзины, вяжут веники.