Слайд 1Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Новосибирской области «Черепановский педагогический
техникум»
Тема курсовой работы:
«Наблюдение как метод познания окружающего мира в начальной школе»
Научный руководитель Карташова Елена Борисовна
Тиндетникова Юлия,
студентка 4 курса, 41 группы
Черепаново 2014
Слайд 2
Актуальность темы
Федеральный государственный стандарт начального образования ориентирован на
становление личностных характеристик выпускника это: любознательный, активно и заинтересованно познающий мир, владеющий основами умения учиться, способен к организации собственной деятельности.
Проблема
В начальной школе недостаточно уделяется внимание наблюдениям.
Слайд 3Объект исследования: Процесс организации наблюдений.
Предмет исследования: Приемы организации наблюдений.
Цель исследования:
Раскрыть роль наблюдения как метода познания окружающего мира.
Задачи:
1.Проанализировать научную и методическую литературу по проблеме исследования.
2.Выявить особенности учащихся младшего школьного возраста.
3.Раскрыть сущность наблюдения как метода познания Окружающего мира.
Методы:
1.Анализ психолого-педагогической и методической литературы.
2.Поиск и обработка информации (ресурсы Интернет).
Слайд 4Основные понятия
Наблюдение - это восприятие, тесно связанное с деятельностью мышления: сравнением,
синтезом, анализом.
Наблюдением называется целенаправленное, планомерное восприятие.
Наблюдения - важнейший источник знаний об окружающем мире.
Наблюдения способствуют эстетическому воспитанию младших школьников.
Наблюдательность - это свойство личности, умение подмечать характерные, но мало заметные особенности предметов, явлений, людей.
Наблюдение очень тесно связано с наблюдательностью, где наблюдение выступает как процесс, а наблюдательность - как качество.
Наблюдения окружающей действительности оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка.
Слайд 5Методология
Учеными Л. И. Буровой, М.Х.Левитман, В.М. Пакуловой, А.А. Плешаковым доказано, что
знания о природе должны даваться методами естественных наук, то есть наблюдением и опытом. «Они дают возможность учащимся наиболее полно познать природные закономерности, увидеть взаимосвязи между компонентами природы, способствуют развитию самостоятельности и активизации мыслительной деятельности».
Прогрессивные ученые и методисты прошлого А.Я. Коменский, Вахтеров В.П., Герд А.Я., Зуев В.Ф., Новиков Н.И., Скаткин М.Н., Сонгайло К.А., Ушинский К.Д ., неоднократно подчеркивали важность развития наблюдательности.
Слайд 6Роль экскурсий в развитии наблюдательности у младших школьников
Экскурсия - форма учебно-воспитательного
процесса, которая позволяет наблюдать, а также изучать различные объекты, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях.
Основная цель экскурсий - формирование новых знаний главным образом путем непосредственных наблюдений за природными, социальными, производственными объектами и явлениями.
Экскурсии в природу - классическая форма изучения окружающей среды. На экскурсиях создаются благоприятные условия для выявления эстетической ценности мира природы, ее научно-познавательного значения, формирование грамотного поведения в природной среде.
Наблюдение позволяет формировать у ребенка полное и четкое представление об объектах природы, выявлять связи, существующие между ними.
Слайд 7Приёмы организации наблюдений на экскурсиях
- рассматривание предмета наблюдения;
- мысленное его представление;
-
рассказ о предмете наблюдения по памяти;
- сравнение предметов, нахождение общих и разных свойств;
- фиксация наблюдений;
- зарисовки, раскрашивание;
- имитация свойств, предмета наблюдения;
- использование художественных произведений;
- использование народных примет, пословиц и поговорок, загадок;
- составление памяток, инструкций.
Слайд 8
Моделирование как метод познания окружающего мира
Моделирование представляет собой процесс создания учащимися под руководством
учителя образа изучаемого объекта, фиксирующего наиболее существенные его признаки.
Работа с различными моделями помогает ребенку рассматривать структуру природных и социальных объектов, устанавливать связи между их компонентами, выделять последовательность процессов и прогнозировать их.
Выделяют четыре этапа моделирования:
-Вычленение существенных признаков объекта
-Построение модели.
-Исследование модели.
-Перенос полученных на моделях сведений на изучаемый объект.
Слайд 9Модель «Влияние человека на природу»
Слайд 10Модель «Кто, чем питается», «Цепи питания»
Слайд 11Опыты и наблюдения на уроках окружающего мира
Исследуй превращения воды
Опыт 1.
Измерь температуру воды и налей её в формочки. Поставь их в морозильную камеру. Наблюдай, когда на поверхности воды появятся льдинки. Измерь ещё раз температуру воды.
Опыт 2. Опусти лёд из формочек в воду. Наблюдай, плавает или тонет лёд.
Слайд 12Измерение температуры воды при замерзании
Вывод: Вода замерзает при температуре 0 градусов.
Слайд 13Превращения воды
Опыт 3. Положи сосуд с водой в морозильную камеру. Наблюдай,
как изменится объём воды при замерзании.
Вывод: Лёд занимает больший объём, чем вода.
Слайд 14Превращения воды
Нальём в чайник солёную воду, доведём до кипения. Поместим сковородку
со снегом или льдом над носиком кипящего чайника, а под ней поставим тарелку. Наблюдай, что происходит. Попробуй на вкус капельки, которые стекли в тарелку. .
Слайд 15Опыты и наблюдения на уроках окружающего мира
Развитие растения
Растения зимой
Слайд 17ЛУНА
Ночная красавица
2 класс
Путешествие
во времени
4 класс
Слайд 18Заключение
Наблюдения - важнейший источник знаний об окружающем мире. Наблюдения являются важным
средством развития мышления детей.
Экскурсия - это увлекательная форма работы, в ходе которой дети учатся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом, с явлениями природы, с условиями окружающей среды.
Использование метода моделирования способствует развитию логического мышления, учит рассуждать, последовательно излагать материал, повышает наглядность и практическую направленность обучения на уроках окружающего мира.
Свойства объектов изучаются через опыты. Главным при этом является вооружение учащихся методами познания, подведение их к осознанию способности человека путем опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира.