Презентация, доклад по экологии на тему Общие законы зависимости организмов от факторов среды

Содержание

⸹2. общие законы зависимости организмов от факторов среды

Слайд 1Актуализация знаний
Выберите правильное утверждение.
Численность любого вида при

отсутствии ограничений растет в соответствии:
А) с арифметической прогрессией В) с геометрической прогрессией
Б) с прямо пропорциональной зависимостью Г) с положительной прогрессией

2. Выберите правильное утверждение.
Кривая роста численности любого вида, при отсутствии ограничений, называется:
А) гиперболой В) экспонентной кривой
Б) паралобой Г) степенной кривой

3. Выберите правильное утверждение.
Основные факторы ограничители:
А) конкуренция, вода, свет В) ресурсы, взаимоотношения, неблагоприятные условия
Б) ресурсы, пища Г) ресурсы, благоприятные условия

Актуализация знанийВыберите правильное утверждение.    Численность любого вида при отсутствии ограничений растет в соответствии:

Слайд 2⸹2. общие законы зависимости организмов от факторов среды

⸹2. общие законы зависимости организмов от факторов среды

Слайд 3Экологические факторы
Абиотические
Антропогенные
Биотические
Благоприятные «+»
Неблагоприятные «-»
Нейтральные «0»
Свет
Температура
Влажность…
Охота


Орана

Загрязнение..

Экологические факторыАбиотические Антропогенные Биотические Благоприятные «+»Неблагоприятные «-»Нейтральные «0»Свет Температура Влажность… Охота Орана Загрязнение..

Слайд 4Экологические факторы
Условия
Ресурсы
их организмы используют, потребляют и тем самым уменьшают

их количество для других (пища, убежища, удобные места для размножения и т. п.)

 это такие факторы,
к которым организмы вынуждены приспосабливаться,
но повлиять на них,
обычно, не могут (вода, свет). 

свет — жизненно необходимый энергетический ресурс для фотосинтезирующих растений, а для обладающих зрением животных — условие, при котором они могут видеть окружающие предметы и ориентироваться в пространстве.
вода для многих организмов может быть и условием жизни, и ресурсом.

Один и тот же фактор среды может быть ресурсом для одних и условием для других видов

Экологические факторыУсловия Ресурсы их организмы используют, потребляют и тем самым уменьшают их количество для других (пища, убежища,

Слайд 5Закон оптимума (закон толерантности)
выражается в том, что любой экологический фактор имеет

определенные пределы положительного влияния на живые организмы

Виктор Эрнст Шелфорд

Виктор Эрнст Шелфорд

Закон оптимума (закон толерантности) выражается в том, что любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного влияния на

Слайд 6№4. Рассмотрите график зависимости численности семиточечной божьей коровки
от температуры окружающей

среды

Укажите следующие параметры:

Температура, оптимальная для этого насекомого.

Диапазон температур зоны оптимума.

Диапазон температур зоны пессимума

Две критические точки

Пределы выносливости вида

№4. Рассмотрите график зависимости численности семиточечной божьей коровки от температуры окружающей средыУкажите следующие параметры:Температура, оптимальная для этого

Слайд 7Закон ограничивающего фактора (закон минимума; закон лимитирующего фактора; закон либиха)
гласит, что

наиболее значим тот фактор, который больше всего отклоняется от оптимальных для организма значений.

Юстус фон Либих

Веществом, находящимся в минимуме, управляется урожай и определяется величина и устойчивость последнего во времени

Закон ограничивающего фактора  (закон минимума;  закон лимитирующего фактора; закон либиха)гласит, что наиболее значим тот фактор,

Слайд 8№5. Какое из перечисленных веществ с наибольшей вероятностью будет лимитировать рост

пшеницы на поле?
А) углекислый газ
Б) кислород
В) гелий
Г) ионы калия
Д) газообразный азот

№6. Выберите фактор, который не является ограничивающим для овса на поле?
А) обилие воды
Б) нехватка воды
В) высокая концентрация мышьяка в почве
Г) нехватка ионов калия
Д) обилие нитратов
Е) высокая концентрация ионов свинца в почве
Ж) низкая концентрация мышьяка в почве

 Поглощение веществ корнями обусловлено присутствием 
ионов калия и натрия.

Тяжелые металлы - токсичны

№5. Какое из перечисленных веществ с наибольшей вероятностью будет лимитировать рост пшеницы на поле?А) углекислый газБ) кислородВ)

Слайд 9 Используя рисунок постройте 2 графика зависимости смертности куколок яблоневой плодожорки от

действия температуры при разной влажности

№8. Изучите график зависимости смертности куколок бабочки яблоневой плодожорки от влажности и температуры

Смертность куколок яблоневой плодожор­ки
в зависимости от влажности и температуры.

Объясните, почему эти графики отличаются друг от друга.

Используя рисунок постройте 2 графика зависимости смертности куколок яблоневой плодожорки от действия температуры при разной влажности	№8. Изучите

Слайд 10Координаты х-у: 5-100; 9-80; 12-60; 13-40; 17-20; 20-100; 22-0; 27-20; 31-40;

34-60; 35- 80; 37-100

Координаты х-у: 17-100; 18-80; 20-60; 22-40; 27-30; 32-40; 34-60; 37-80; 38-100

Координаты х-у: 5-100; 9-80; 12-60; 13-40; 17-20; 20-100; 22-0; 27-20; 31-40; 34-60; 35- 80; 37-100Координаты х-у: 17-100;

Слайд 11 Степень зависимости организма от какого-либо фактора всегда находится под влиянием других

факторов. Зоны оптимума и пределы выносливости организмов по отношению к какому либо фактору (например, температуры) могут смещаться в зависимости от силы проявления других факторов.
Эта связь называется законом взаимодействия факторов.
Степень зависимости организма от какого-либо фактора всегда находится под влиянием других факторов. Зоны оптимума и пределы выносливости

Слайд 12законом взаимодействия факторов
Макс Эйльхард Альфред
Мичерлих (Митчерлих)
1909г: один и тот же

фактор в разных сочетаниях окажет разное экологическое значение и, наоборот, один и тот же фактор экологический эффект можно достигнуть разными путями (увядание растений можно приостановить как путем увеличения количества влаги, так и понижением температуры
законом взаимодействия факторовМакс Эйльхард Альфред Мичерлих (Митчерлих)1909г: один и тот же фактор в разных сочетаниях окажет разное

Слайд 13Закон экологической индивидуальности видов
Леонтий Григорьевич
Раменский
1924г: экологические спектры (толерантность) разных видов

не совпадает, каждый вид специфичен по своим экологическим возможностям
Закон экологической индивидуальности видовЛеонтий Григорьевич Раменский1924г: экологические спектры (толерантность) разных видов не совпадает, каждый вид специфичен по

Слайд 14Пределы толерантности
Узкие
Широкие
Эврибионтные виды
Стенобионтные виды
(эвритермные)
организмы способные жить, при различных

условиях среды

(стенофаг)
организмы требующие строго определённых условий

Организм
может быть стенобионтом по одному фактору и эврибионтом по остальным

Ксенобиотики – нет экологического оптимума

Пределы толерантности Узкие Широкие Эврибионтные видыСтенобионтные виды(эвритермные)организмы способные жить, при различных условиях среды(стенофаг)организмы требующие строго определённых условийОрганизм

Слайд 15 № 7. Изучите график смертности яиц соснового шелкопряда при разных сочетаниях

температуры и влажности.
(По оси х отложена влажность воздуха, по оси у — температура, в% указана смертность яиц соснового шелкопряда внутри ограниченного линией поля).
Чему будет равна смертность яиц соснового шелкопряда при температуре 15 °С и влажности воздуха 30%?

1) 5%     
2) 25%   
3) 50%   
4) 100%

№ 7. Изучите график смертности яиц соснового шелкопряда при разных сочетаниях температуры и влажности. 	(По оси х

Слайд 16№9. Рассмотрите график зависимости смертности куколок яблоневой плодожорки сразу от двух

факторов: влажность и температуры

Определите, какой фактор будет ограничивающим в точке с координатами:

А) влажность – 18%; температура - 30 °C
Б) влажность – 75%; температура 2 °C
В) влажность – 70%; температура – 37%

2. Назовите диапазон оптимальный для вида:
А) температуры;
Б) влажности

3. Назовите пределы выносливости вида (диапазон между критическими точками) по температуре и по влажности

№9. Рассмотрите график зависимости смертности куколок яблоневой плодожорки сразу от двух факторов: влажность и температурыОпределите, какой фактор

Слайд 17 №10 . Начертите график областей выживания и оптимума бабочки яблонной плодожорки,

которая является опасным вредителем садов.
На горизонтальной оси отложите значения температуры в градусах, на вертикальной —влажности воздуха в процентах.
Используйте приведенные ниже показатели.
Полная гибель куколок яблонной плодожорки наступает при сочетаниях:
10 °С и 100%, 4 °С и 80%, 15 °С и 40%, 28 °С и 15%, 36 °С и 55%, 37 °С и 100% (первая цифра — температура, вторая — влажность воздуха).
Гибель менее 10% при сочетаниях:
20 °С и 85%, 22 °С и 95%, 27 °С и 55%, 26 °С и 55%, 22 °С и 70%, 30 °С и 80%.
Соедините замкнутой кривой точки для каждого уровня выживания. Рассмотрите полученный график.
подумайте. насколько велика опасность вспышки численности яблоневой плодожорки в районе, где летние температуры составляют 18-25°, а влажность воздуха - 70-90%? а в районах с температурой 20-35° и влажностью 20- 35%?

№10 . Начертите график областей выживания и оптимума бабочки яблонной плодожорки, которая является опасным вредителем садов.	 На

Слайд 18 Проанализировав расположение этих зон в пространстве двумерной экологической ниши яблоневой плодожорки,

делаем вывод, что в зоне Б выживаемость куколок крайне мала, что делает вероятность вспышки численности низкой. А вот в зоне А выживаемость куколок весьма высока и вспышки численности более чем вероятны.
Ответ: опасность вспышки численности яблоневой плодожорки в районе, где летние температуры составляют 18-25°, а влажность воздуха - 70-90%, весьма велика.
Проанализировав расположение этих зон в пространстве двумерной экологической ниши яблоневой плодожорки, делаем вывод, что в зоне Б

Слайд 19Ответы:
В
В
В
1) 25°C; 2) 15-35°C; 3) 5-15°C И 35-45°C; 4) 5 И

45 °C; 5) 5-45°C
Г
Ж
2
В ПРЕЗЕНТАЦИИ
1) а- влажность; б – температура; в) температура; 2) А – 17-26 °C; б) 62-90%;
3) По температуре – 2-38 °C; по влажности – 13 -100%
В ПРЕЗЕНТАЦИИ


Ответы:ВВВ1) 25°C; 2) 15-35°C; 3) 5-15°C И 35-45°C; 4) 5 И 45 °C; 5) 5-45°CГ Ж2В ПРЕЗЕНТАЦИИ1)

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть