Презентация, доклад по экологии: Формирование и развитие экологической культуры обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности

Содержание

«Если мы хотим изменить мир, сначала предстоит изменить человека, систему его качеств и ценностей» Аурелио ПеччеиНе далек тот день, когда будущее окажется

Слайд 1Скачкова Лариса Николаевна -учитель биологии, химии и географии МБОУ Урывской СОШ

Каменского района Ростовской области

Формирование и развитие экологической культуры обучающихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности

Скачкова Лариса Николаевна -учитель биологии, химии и географии МБОУ Урывской СОШ Каменского района Ростовской областиФормирование и развитие

Слайд 2 «Если мы хотим изменить мир, сначала предстоит изменить человека, систему его

качеств и ценностей» Аурелио Печчеи

Не далек тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты. О росте в общественном сознании приоритета экологических ценностей свидетельствует тот факт, что ХХI век наречен «столетием окружающей среды». От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете, или его ждёт деградация и вымирание. Именно на такую дисциплину как “экологическая культура” сегодня возложена миссия спасения человечества, выработки механизмов противодействия вымиранию и гибели.

«Если мы хотим изменить мир, сначала предстоит изменить человека, систему его качеств 	 и

Слайд 3Бескрайние просторы и огромные природные богатства России породили в сознании нашего

населения беспечность и безответственное отношение к природе. Исследователи отмечают устойчивую тенденцию разрыва между темпами деградации окружающей среды, расхищения природных ресурсов и осознанием опасности этих процессов. Налицо очевидная экологическая безграмотность как отдельной личности, так и общества в целом.

Бескрайние просторы и огромные природные богатства России породили в сознании нашего населения беспечность и безответственное отношение к

Слайд 4
Проблемы в области экологии, неэффективность формирования экологической культуры в образовательном процессе

порождены тем, что современные учащиеся знают и понимают необходимость соблюдения экологических норм, но не связывают это знание с личностной значимостью для себя и своей жизни, с собственной ответственностью за каждый поступок, который может повлиять на состояние окружающей среды и неизбежно отразиться на жизни самих людей и потомков (сломал дерево - погубил будущий лес, выбросил конфетный фантик – превратил окружающую среду в свалку, оставил стеклянную бутылку в походе – вызвал пожар, и т.д.).
Проблемы в области экологии, неэффективность формирования экологической культуры в образовательном процессе порождены тем, что современные учащиеся знают

Слайд 5В начале своего развития экологическое образование рассматривалось как часть системы биологического.

В настоящее время, очевидно, что экология – не столь сфера биологического и природоохранного знания, сколько генетически комплексная совокупность естественных, технических наук, а также сфера самой разнообразной деятельности, имеющей биосферное значение. Это нашло свое отражение в тенденциях развития экологического образования.
Выделились три его основные модели: однопредметная, многопредметная и смешанная. Причем наибольшее распространение получила смешанная модель, позволяющая рассматривать проблемы экологии, используя потенциал всех предметов, а также элективные курсы, внеклассную и внешкольную деятельность. 
В начале своего развития экологическое образование рассматривалось как часть системы биологического. В настоящее время, очевидно, что экология

Слайд 6В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и

воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Сейчас жизнь ставит перед воспитателями и учителями задачу развития личности ребенка, школьника как непрерывный процесс. Экологическое образование и воспитание возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует формированию экологически целостных ориентаций.
В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших

Слайд 7 Цель экологического образования и воспитания: становление экологической культуры личности и общества

как совокупности практического и духовного взаимодействия человека с природой, обеспечивающего его выживание и развитие.










Экологическая культура – часть человеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы.

Цель экологического образования и воспитания: становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного

Слайд 8Деятельность по формированию экологической культуры называется «экологическим просвещением». Такая деятельность складывается

из распространения экологических знаний, а также воспитания бережного отношения к окружающей среде и рационального использования природных ресурсов

Деятельность по формированию экологической культуры называется «экологическим просвещением». Такая деятельность складывается из распространения экологических знаний, а также

Слайд 9 Концепция устойчивого развития Рио-де-Жанейро, 1992 год
Устойчивое развитие – самоподдерживающее, сбалансированное развитие, позволяющее

на долговременной основе обеспечить стабильный экономический рост, не приводящий к деградационным изменениям окружающей среды
Концепция устойчивого развития Рио-де-Жанейро, 1992 год Устойчивое развитие – самоподдерживающее, сбалансированное развитие, позволяющее на долговременной основе

Слайд 11Главный принцип экологического образования
«Не делай ничего, что ведет к истощению физических,

химических и биологических богатств Земли, на которых основана жизнь и хозяйственная деятельность человека; дефицит ресурсов Земли – это дефицит всего»
Главный принцип экологического образования«Не делай ничего, что ведет к истощению физических, химических и биологических богатств Земли, на

Слайд 12Принятие концепции непрерывного экологического образования: дошкольного, школьного, вузовского и послевузовского, –

позволяет определить конкретное содержание экологического образования, его направленность и цели на каждом этапе образования с учетом предметных особенностей.
1. На дошкольном этапе экологического образования важно, чтобы общение детей с природой было радостным, что послужит основой для развития чувства доброты, гуманности и понимания целостности всего живого.
2. В начальной школе детей необходимо знакомить с разнообразием живого мира, с практической деятельностью человека в природе. Развивать у детей бережное отношение к природе и всему живому, заботу об окружающей среде и любовь к родному краю.

Принятие концепции непрерывного экологического образования: дошкольного, школьного, вузовского и послевузовского, – позволяет определить конкретное содержание экологического образования,

Слайд 13
3. В основной школе (5-9 классы) должна формироваться система основ экологических

понятий с системой рационального природопользования, навыками компетентного поведения в природе.
4. В полной средней школе (10-11 классы) предлагается углубление знаний экологии, анализ примеров глобальных, региональных и местных экологических проблем, причин негативных процессов в природе и путей их устранения. Необходимо привести примеры компетентных решений выхода из сложных экологических ситуаций, смоделировать условия перехода к устойчивому развитию.
Такое наращивание знаний способствует развитию ответственности, гражданского отношения к окружающей среде, к родному краю, к своей трудовой деятельности, к развитию экологической культуры как части общей культуры человека, проявляющейся в его духовной жизни, поступках и в быту

3. В основной школе (5-9 классы) должна формироваться система основ экологических понятий с системой рационального природопользования, навыками

Слайд 14
Экологическая ответственность напрямую связана с экологическим воспитанием и с такими качествами

личности, как самоконтроль и критическое отношение к себе и другим. Соблюдение моральных требований, связанных с отношением к природе, предполагает развитую убежденность, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих.
Экологическая ответственность напрямую связана с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль и критическое отношение

Слайд 15Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, то есть уметь правильно

анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности.
Экологическое поведение личности в быту, в процессе производственной деятельности, на отдыхе и др. должно быть экологически оправданным и целесообразным.


Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, то есть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических

Слайд 16
Опыт показывает, что сформировать у учащихся бережное отношение к природе может

учитель, которого увлекает благородная задача охраны среды, который испытывает постоянный интерес к красоте, новизне, динамизму окружающего мира. Развивая средствами природы духовный мир школьников, они в то же время закаляют детей физически, формируют их волю и характер, воспитывают коллективизм и патриотизм будущих заботливых хозяев родной земли, чем бережнее относится к природе сам учитель, тем сознательнее и ответственнее относятся к ней его воспитанники.
Опыт показывает, что сформировать у учащихся бережное отношение к природе может учитель, которого увлекает благородная задача охраны

Слайд 18Школьный предмет биологии занимает особое место в воспитании экологической культуры школьников, т. к.

включает:
систему знаний о взаимодействии общества и природы;
ценностные экологические ориентации;
систему норм и правил по отношению к природе;
умения и навыки по изучению природы и ее охране.
Важнейшая задача учителя биологии в реализации данных аспектов – сформировать у обучающихся ответственное и бережное отношение к природе. Практически во всех разделах программы по биологии затрагиваются вопросы экологического плана: взаимосвязь организма и среды, влияние различных факторов на организм и адаптация его к определенным условиям обитания. На уроках биологии формируется убеждение о том, что природа – целостная и саморегулирующаяся система. Важно при этом дать наиболее полное представление об экологических законах и закономерностях существования и образования биологических систем всех уровней.
Школьный предмет биологии занимает особое место в воспитании экологической культуры школьников, т. к. включает:систему знаний о взаимодействии общества и

Слайд 19 Формированию экологической культуры обучающихся способствует применение в преподавании биологии различных средств

обучения - таблиц, картин, гербариев, муляжей, микропрепаратов, ИКТ средств.
Формированию экологической культуры обучающихся 	способствует применение в преподавании биологии 	различных средств обучения - таблиц, картин, гербариев, 	муляжей,

Слайд 20Одним из важнейших направлений решения проблемы формирования экологической культуры личности является интенсификация учебного

процесса, т. е. разработка и внедрение таких форм и методов обучения и учебно-методического материала, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей обучающихся, развитие у них интереса к учёбе, самостоятельности и творчества.
Ключом к пробуждению внутренней активности обучающихся является предоставление широкого простора для их самостоятельной деятельности по добыванию знаний. Это достигается совокупностью методов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, которые принято называть активными. Одними из наиболее эффективных среди них являются проблемный и метод проектов.
Одним из важнейших направлений решения проблемы формирования экологической культуры личности является интенсификация учебного процесса, т. е. разработка и внедрение

Слайд 21
Формирование экологической культуры обучающихся осуществляется через использование активных форм, методов и приемов обучения

и воспитания как на уроках, так и во внеурочной деятельности
Формирование экологической культуры обучающихся осуществляется через использование активных форм, методов и приемов обучения и воспитания как на уроках, так

Слайд 23 Экологическому воспитанию способствует выступление агитбригад. Яркие, четкие, красочные выступления заставляют прислушаться,

задуматься зрителей, а самих участников агитбригады, донести до слушателей, главный смысл выступлений.
Экологическому воспитанию способствует выступление агитбригад. Яркие, четкие, красочные выступления заставляют прислушаться, задуматься зрителей, а самих участников

Слайд 24 Огромное воспитательное значение имеет участие в районных, региональных, общероссийских мероприятиях,

конференциях, семинарах, акциях. Участие в мероприятиях такого масштаба, помогают ребятам осознать свою сопричастность к большому делу охраны природы, почувствовать себя полноправным членом огромной армии защитников природы, а главное – понять свою значимость, что твои небольшие дела и дела твоих товарищей помогают решению общих крупных проблем.
Огромное воспитательное значение имеет участие в районных, региональных, общероссийских мероприятиях, конференциях, семинарах, акциях. Участие в мероприятиях

Слайд 26 Практические природоохранные мероприятия позволяют учащимся осознать свою причастность пусть к

небольшому, но значимому для общества и природы делу. Не все учащиеся с одинаковым энтузиазмом относятся к предложениям почистить берега озера от мусора, посадить цветы и кустарники или построить скворечники. Но всегда встречаются ребята готовые поддержать инициативу помочь природе.
Практические природоохранные мероприятия позволяют учащимся осознать свою причастность пусть к небольшому, но значимому

Слайд 27 Научно-исследовательская работа ещё одна форма экологического воспитания учащихся. Воспитание через наблюдение,

эксперимент, анализ и выводы. Исследование - это всегда проблема, которую надо решить, анализ результатов - поиск причины этой проблемы, а выводы и рекомендации предлагают способы ее решения.
Научно-исследовательская работа ещё одна форма экологического воспитания учащихся. Воспитание через наблюдение, эксперимент, анализ и выводы.

Слайд 28В настоящее время издано не мало интересных и заслуживающих внимания учебников

и учебных пособий по экологии, методических разработок праздников и мероприятий, но никакие пособия не заменят общения с природой.
В настоящее время издано не мало интересных и заслуживающих внимания учебников и учебных пособий по экологии, методических

Слайд 29 Природа является тем пространством, где протекает различная деятельность ребёнка: гуляет он

во дворе после уроков, занимается спортом, проводит время на водоёме, собирает грибы и ягоды, отправился в поход и т.п., именно здесь он приобретает навыки общения с окружающим миром и его обитателями, учится бережному отношению ко всему живому. Экскурсия в природу с заданиями и играми помогают ознакомлению с многообразием окружающего мира.
Природа является тем пространством, где протекает различная деятельность ребёнка: гуляет он во дворе после уроков,

Слайд 30Активная молодежь Каменского района за чистую планету!

Активная молодежь Каменского района за чистую планету!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть