Презентация, доклад по экологии Экология в ДОУ

Мы знаем, что долгое время человек считался «мерой всех вещей», а природа рассматривалась всего лишь как средство, обеспечивающее его существование (эгоцентрический подход). Это мнение естественным образом отражалось и на содержании экологического образования дошкольников,

Слайд 1Free Powerpoint Templates
Экологическое образование: Смена стереотипов

Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение
Детский

сад общеразвивающего вида №23 «Дельфинёнок»

Выполнила:Шейн Ю.Ю.

Подольск 2017.

Free Powerpoint TemplatesЭкологическое образование: Смена стереотиповМуниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение Детский сад общеразвивающего вида №23 «Дельфинёнок»Выполнила:Шейн Ю.Ю.Подольск

Слайд 2 Мы знаем, что долгое время человек считался «мерой

всех вещей», а природа рассматривалась всего лишь как средство, обеспечивающее его существование (эгоцентрический подход). Это мнение естественным образом отражалось и на содержании экологического образования дошкольников, а так же вошли в рекомендации для воспитателей.
В настоящее время, существует другая точка зрения на взаимоотношения человека и природы, согласно которой человек является частью природы (биоцентрический подход). Однако, несмотря на смену взглядов, содержание экологического образования мало изменилось.
Пересмотрены и составлены новые программы, но методическая литература, практические рекомендации и разработки практически не изменились и строятся на основе стереотипов прошлого.
Рассмотрим примеры проявления старых стереотипов в
содержании экологического образования дошкольников:
Мы знаем, что долгое время человек считался «мерой всех вещей», а природа рассматривалась всего

Слайд 31.Стереотип «человек — царь, хозяин природы»
Данное выражение рассматривает человека как

меру вещей, а объекты окружающей природы — прежде всего с точки зрения опасности или пользы для людей.
Предполагается, что человек может изменять природу по своему усмотрению, для создания наиболее комфортных для своей жизни условий, без учета природных закономерностей. Данный стереотип наиболее характерен для методической и художественной детской литературы 50—80-х годов. Но и в настоящее время прослеживается в дошкольной педагогической литературе.
1.Стереотип «человек — царь, хозяин природы» Данное выражение рассматривает человека как меру вещей, а объекты окружающей природы

Слайд 4 2.Стереотип «вредные и полезные животные, растения».
Классификация живых организмов

на «вредных, опасных и полезных»
до сих пор широко распространена в экологическом воспитании
дошкольников. Эта классификация отражает все тот же потребительский
подход к природе пропагандируемый традиционным для прошлых лет
эгоцентрическим подходом.
В результате у дошкольников уже на подсознательном уровне
формируется негативное отношение к хищникам, ядовитым растениям и
грибам.
Большой ошибкой воспитателей является не только использование в
своей работе данной классификации, но и сочетание ее с
биоцентрическими подходами в экологическом образовании. Поскольку
в этом случае дети оказываются в сложном положении:
Например, вначале воспитатель рассказывает об опасности,
«вредности» ядовитых грибов, а затем — о том, что ко всем
грибам нужно относиться бережно. У детей возникает правомерный
вопрос: Зачем беречь грибы, которые представляют опасность для
человека? Лучше их сломать, растоптать, чтобы кто-нибудь их случайно
не съел и не отравился.
2.Стереотип «вредные и полезные животные, растения».  Классификация живых организмов на «вредных, опасных и полезных» до

Слайд 5 Откуда вообще появилось выражение «вредные», «полезные»?
Полезными мы

считаем животных, которых можем использовать в
своих целях. Тех же, кто создает какие-либо неудобства человеку, мы
наградили ярлыком «вредные». Все «вредные» животные и растения,
так или иначе, конкурируют в борьбе с человеком за ресурсы, наносят
урон урожаю и т.п.
Употребление такой классификации правомочно с точки зрения
сельского хозяйства, но не экологического воспитания, тем более
детей младшего возраста, поскольку вы знаете, что в дошкольном
возрасте дети очень восприимчивы к словам «плохой», «хороший».
Называя насекомых, птиц «вредителями сельского хозяйства», мы
должны помнить о том, что в естественных условиях они играют
важную, отведенную именно им роль, и их существование необходимо
для поддержания природного равновесия.
Таким образом, мы должны четко разделять две среды: в одной из них
— искусственной, созданной человеком, — законы природы действуют
не в полном объеме. Поэтому численность многих опасных и
нежелательных для нас животных, которых мы называем «вредными»
(тараканов, крыс, мышей), должна регулироваться самими людьми.
Но в естественных экосистемах все эти виды живут по законам
природы и играют собственную роль в поддержании равновесия на
планете. Именно в естественных условиях делить их на вредных и
полезных бессмысленно и неправомерно..


Откуда вообще появилось выражение «вредные», «полезные»? Полезными мы считаем животных, которых можем использовать в

Слайд 6 3.Стереотип- объяснение необходимости бережного

отношения к природным объектам, их охраны только с точки зрения использования человеком

В различных методических пособиях и разработках до сих пор
встречаются такие выражения:
«Лес — наше богатство, потому что он дает нам ягоды, грибы, орехи»
«Море — это сокровищница... Но главное его богатство — это рыба»
Такой подход верен с позиции грибника или рыбака, но не эколога.
В результате такого «экологического воспитания» у дошкольников
усиливается потребительское отношение к окружающему миру,
Формируется представление о необходимости бережного отношения
только к объектам природы, имеющим практическое значение для
Человека. Ярким проявлением такого отношения являются, например,
следующие утверждения детей:
Шестилетняя девочка на вопрос «Для чего деревья в городе?»
ответила, что «березы нужны в городе, потому что их можно спилить,
получатся пеньки, на которых можно отдыхать»;
Или такое детское утверждение: «волки — плохие, злые, их нужно
прогнать из леса, их не нужно защищать, защищать нужно только
зайцев от волков»,«охранять нужно только редкие растения, а ромашек много, их можно собирать сколько хочешь» и т.п.
Бесспорно, мы должны объяснять детям, как используются природные ресурсы, что они значат для человека. Но прежде всего, следует сказать о самоценности природы показать ребенку значение всех обитателей леса, моря, их связи между собой, а лишь затем рассказывать о том, как мы ее используем.

3.Стереотип- объяснение необходимости бережного      отношения к природным объектам, их

Слайд 7 4.Стереотип – деления объектов окружающего

мира на полезные и бесполезные, красивые и безобразные, опасные и безопасные…

При такой оценке большое значение имеет отношение
самого воспитателя к тому или иному объекту.
Классическим примером подозрительного отношения
человека к птицам является кукушка. Осуждающее
отношение к кукушке прослеживается во многих конспектах
занятий. Правда, иногда ее недостатки пытаются «уравновесить»
таким ее достоинством как поедание таких гусениц, которых,
кроме нее и иволги, не ест ни одна другая птица.
На самом деле кукушка всего лишь занимает в природе
так называемую «экологическую нишу» и инстинктивно делает
то, что лучше всего сохраняет ее как вид. Подбрасывание яиц в
чужие гнезда — это всего лишь приспособление, появившееся у
этого вида птиц в результате естественного отбора, которое
действительно играет большую роль в выживании этого вида.
Оно не может быть оценено как хорошее или плохое, тем более
что таким образом кукушка создает оптимальные условия для
развития своих птенцов и с этой точки зрения является
«хорошей» матерью.

4.Стереотип – деления объектов окружающего мира на

Слайд 8 Еще

одной широко распространенной ошибкой воспитателей является
употребление в присутствии ребенка, у которого еще не сформировалось
собственное отношение к тем или иным объектам природы, выражения типа:
«Фу, какая гадость! Какой неприятный, брось его (ее) сейчас же!». Обычно
это относится к лягушкам, ужам, дождевым червякам. Такие реплики как раз
и являются основой для того, чтобы ребенок сформировал свое собственное
отношение к объектам природы раскритикованным воспитателем. Причем
это отношение, как правило, не будет подкреплено никаким личным опытом.
Поэтому в присутствии детей свои эмоции нужно сдерживать.
.
Еще одной широко распространенной ошибкой воспитателей является

Слайд 9 У детей дошкольного возраста часто эмоциональное неприятие
животного

переходит в практическую плоскость: гадкий червяк –
нужно его раздавить.
А с точки зрения экологического воспитания/обучения крайне
важно сформировать у ребёнка бережное отношение ко всем
живым существам без исключения, независимо от того, нравится
оно ему или нет.
Однако с точки зрения экологического образования необходимо
показать ребёнку, что внешний вид любого организма – это
результат приспособления его к жизни в определенных условиях.
Важно также объяснить детям необходимость существования
любого организма независимо от наших симпатий и антипатий. Не
обязательно любить всех животных, но необходимо уважать все
формы проявления жизни. Поэтому оценочные суждения по
отношению к объектам природы должны быть исключены из
экологического воспитания дошкольников.
Наша цель — показать ребенку, что любой живой организм
включен в сложную цепь природных взаимосвязей и его потеря
может вызвать непредсказуемые последствия.
У детей дошкольного возраста часто эмоциональное неприятие животного  переходит в практическую плоскость: гадкий

Слайд 10 5.Стереотип –говорит о необходимости

«улучшать природу», «помогать природе», «умножать её богатства»…

Все это имеет право на существование, но только в том случае, если эти
улучшения и помощь будет проводиться с соблюдением человеком законов
природы.
На практике же стремления людей «улучшить» природу часто
оборачиваются негативными или непредсказуемыми последствиями, так как
помощь эта не учитывает природные закономерности.
С точки зрения возрастных особенностей с детьми дошкольного возраста
лучше вообще не говорить об улучшении или помощи природе в целом. Дети
не готовы воспринимать такого рода информацию.
Лучше рассказывать им о том, что нужно помогать и заботиться о
животных и растениях, живущих рядом с нами: это могут быть деревья возле
нашего дома, растения цветника, голодающие зимой городские птицы —
одним словом, те, кто зависит от нас, наших действий.
Уход за живыми организмами, забота о них оказывают огромное
эмоциональное воздействие на ребенка. Но при этом он должен понимать: в
дикой природе помощь человека, если она действительно необходима,
должна быть хорошо продумана

5.Стереотип –говорит о необходимости «улучшать природу», «помогать природе», «умножать её

Слайд 11 Другой пример — размещая скворечники в лесу,

парке, воспитатели с дошкольниками не учитывают ни возможное их количество для данной территории, ни необходимость располагать их на определенном расстоянии друг от друга.
В одном из детских садов ко Дню Земли провели прекрасную акцию — ребята вместе с папами сделали большие скворечники, затем родители заказали машину, при помощи которой разместили домики для птиц в пригородном лесу. При этом развешивали скворечники так, как было удобно водителю машины: на близлежащих к дороге деревьях, повернув отверстием в сторону шумной автотрассы.
Поскольку скворечников было много, их вывешивали практически на каждом дереве, то есть на расстоянии пяти—десяти метров друг от друга.
Неудивительно, что домики так и остались незаселенными: в таких условиях птицы не смогут выводить птенцов, а хорошая по содержанию акция оказалась бессмысленной.
Другой пример — размещая скворечники в лесу, парке, воспитатели с дошкольниками не учитывают

Слайд 12 Очень часто помощь, оказываемая природе, не

учитывает ее законов. Так, детям предлагается убрать осенние листья в парках, на участках и даже в лесу (!), в то время как с позиции экологии важно показать роль этих листьев в круговороте веществ. Изымая опавшую листву, мы обедняем почву, ведь перегнивающие листья, ветки — это естественное удобрение.
Таким образом, необходимо разделять действия людей в окружающей среде и в природных условиях. Ребенок уже с детства должен понимать, что «улучшать природу», «помогать» ей можно только в измененной человеком среде: в городе, поселке, парке, на участке детского сада, в живом уголке.
В естественных же условиях любая деятельность, в том числе и «помощь», должна строиться с учетом законов самой природы.
Очень часто помощь, оказываемая природе, не учитывает ее законов. Так, детям предлагается

Слайд 14Источники:
1.http://dob.1september.ru
2. http://www.kammama.ru
3. http://fan-5.ru

Источники:1.http://dob.1september.ru2. http://www.kammama.ru3. http://fan-5.ru

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть