Выполнила:Шейн Ю.Ю.
Подольск 2017.
Выполнила:Шейн Ю.Ю.
Подольск 2017.
В различных методических пособиях и разработках до сих пор
встречаются такие выражения:
«Лес — наше богатство, потому что он дает нам ягоды, грибы, орехи»
«Море — это сокровищница... Но главное его богатство — это рыба»
Такой подход верен с позиции грибника или рыбака, но не эколога.
В результате такого «экологического воспитания» у дошкольников
усиливается потребительское отношение к окружающему миру,
Формируется представление о необходимости бережного отношения
только к объектам природы, имеющим практическое значение для
Человека. Ярким проявлением такого отношения являются, например,
следующие утверждения детей:
Шестилетняя девочка на вопрос «Для чего деревья в городе?»
ответила, что «березы нужны в городе, потому что их можно спилить,
получатся пеньки, на которых можно отдыхать»;
Или такое детское утверждение: «волки — плохие, злые, их нужно
прогнать из леса, их не нужно защищать, защищать нужно только
зайцев от волков»,«охранять нужно только редкие растения, а ромашек много, их можно собирать сколько хочешь» и т.п.
Бесспорно, мы должны объяснять детям, как используются природные ресурсы, что они значат для человека. Но прежде всего, следует сказать о самоценности природы показать ребенку значение всех обитателей леса, моря, их связи между собой, а лишь затем рассказывать о том, как мы ее используем.
При такой оценке большое значение имеет отношение
самого воспитателя к тому или иному объекту.
Классическим примером подозрительного отношения
человека к птицам является кукушка. Осуждающее
отношение к кукушке прослеживается во многих конспектах
занятий. Правда, иногда ее недостатки пытаются «уравновесить»
таким ее достоинством как поедание таких гусениц, которых,
кроме нее и иволги, не ест ни одна другая птица.
На самом деле кукушка всего лишь занимает в природе
так называемую «экологическую нишу» и инстинктивно делает
то, что лучше всего сохраняет ее как вид. Подбрасывание яиц в
чужие гнезда — это всего лишь приспособление, появившееся у
этого вида птиц в результате естественного отбора, которое
действительно играет большую роль в выживании этого вида.
Оно не может быть оценено как хорошее или плохое, тем более
что таким образом кукушка создает оптимальные условия для
развития своих птенцов и с этой точки зрения является
«хорошей» матерью.
Все это имеет право на существование, но только в том случае, если эти
улучшения и помощь будет проводиться с соблюдением человеком законов
природы.
На практике же стремления людей «улучшить» природу часто
оборачиваются негативными или непредсказуемыми последствиями, так как
помощь эта не учитывает природные закономерности.
С точки зрения возрастных особенностей с детьми дошкольного возраста
лучше вообще не говорить об улучшении или помощи природе в целом. Дети
не готовы воспринимать такого рода информацию.
Лучше рассказывать им о том, что нужно помогать и заботиться о
животных и растениях, живущих рядом с нами: это могут быть деревья возле
нашего дома, растения цветника, голодающие зимой городские птицы —
одним словом, те, кто зависит от нас, наших действий.
Уход за живыми организмами, забота о них оказывают огромное
эмоциональное воздействие на ребенка. Но при этом он должен понимать: в
дикой природе помощь человека, если она действительно необходима,
должна быть хорошо продумана
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть