Слайд 1Тема: «Опыт работы творческой группы
по экологическому воспитанию
детей дошкольного возраста»
Слайд 2Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом
возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Уважение к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и в детском саду.
На современном этапе экологическое воспитание стало одним из важных направлений дошкольной педагогики и реализуется во многих дошкольных учреждениях. В каждой основной образовательной программе дошкольного образования включены пункты по экологическому воспитанию дошкольников. Следует учесть, что в федеральном государственном стандарте дошкольного образования не отведено место специально экологическому воспитанию, но оно входит в содержательный раздел программы - образовательная область «Познавательное развитие» в части «Ознакомление с миром природы», где основными задачами являются не только ознакомление с природой и природными явлениями, но и формирование элементарных экологических представлений. Формирования того, что человек - часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать её, что в природе всё взаимосвязано, что жизнь человека во многом зависит от окружающей среды, воспитания умения правильно вести себя в природе.
Не секрет, что экологическое воспитание дошкольников осуществляет педагог, который должен сам владеть знаниями в области экологии, любить природу и заботится о ней. Он преподносит комплекс экологических знаний в доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребёнка. .
В настоящее время в практике работы детского сада МДОУ «Детский сад «Звёздочка» широкое распространение получила деятельность творческих групп по всем образовательным областям, в том числе и по экологическому развитию детей которая называется «Экологическая тропа», руководителем, которой с 2015 года является Петрова Инна Юрьевна, воспитатель первой квалификационной категории, группы старшего дошкольного возраста.
Слайд 3«Природа – это самая лучшая из книг, написанная
на особом языке. Этот
язык надо изучать»
Н.Г. Гарин-Михайловский
Цель экологического воспитания в современном ДОУ — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.
Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач.
Слайд 4Вышеуказанные цели достигаются по мере решения в единстве следующих задач:
- образовательных
— формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
- воспитательных — формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
развивающих — развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.
Слайд 5Для решения этой организационной задачи на каждом этапе экологического образования и
воспитания необходимы новые инновационные инструменты, программы, проекты, формы, методы, подходы, приёмы, решения, технологии и мероприятия.
Реализация данных задач традиционно осуществляется по четырём направлениям:
работа с педагогами
работа с воспитанниками
работа с родителями
работа с социальными партнёрами
Сегодня нам бы хотелось более подробно осветить второе, из перечисленных выше направлений
Слайд 7Знакомство с деревьями
на территории детского сада
Работа в групповых
помещениях, посадка
мини-огородов
Воспитание любви
к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.
Слайд 8Огород на прогулочных участках
детского сада
Изменение сознания ребёнка способно повлиять на характер
его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом надо отметить, что на детей сильнее действуют эмоции, личный опыт и авторитарный пример.
Слайд 9Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что
именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта.
Дошкольные образовательные организации, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первичное представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Слайд 10«Экологическая тропа» на территории детского
сада «Грибная поляна»
Слайд 11С детьми проводятся тематические занятия, которые всесторонне способствуют формированию у ребёнка
культуры природолюбия, осознания того, что он может стать настоящим другом природы.
Особое внимание в Проекте уделяется формированию у воспитанников дошкольных образовательных организаций целостного взгляда на окружающую природу. При этом человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Он подчиняется закономерностям её развития, и от его деятельности зависит состояние окружающей природной среды.
Природолюбие помогает осознать, что каждый ребёнок является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений. Большое значение уделяется развитию представлений о важности и ценности окружающей природной среды.
Использование теории сложных систем и системного подхода к изучению Природы и окружающего мира предполагает взаимопроникновение различных видов деятельности в учебно-воспитательном процессе, таких как наблюдение, беседа, чтение и прослушивание сказок и рассказов, выполнение заданий, игра, проведение опыта, прогулки, проведение занятия на природе, работа на опытном участке вокруг дошкольных образовательных организаций, рисование и т.д. и протекает на уровне формирования образов, представлений и различных понятий в мире Природы. При этом важно, что в процессе занятия должно происходить не механическое запоминание услышанного и увиденного, а реальный анализ происходящего и принятие на основе этого реального решения в своей дальнейшей деятельности.
Слайд 12Это и наблюдение с подключением различных анализаторов (потрогать, понюхать, послушать и
т.д.). Эти наблюдения дополняются художественными рассказами, просмотром иллюстраций, картин, прослушиванием музыки, образными движениями танца («кружатся листья», «падают снежинки», «ходит котик, лисичка» и др.). Затем все эти впечатления отражаются и закрепляются в рисовании, лепке, играх с природным материалом.
Слайд 13Изучение семян подсолнечника
Участие в конкурсе
«Проталинки» инсценировка
Сказки «Помогите Муравью»
Слайд 14Инновационные методы и формы используемые в МДОУ «Детский сад «Звёздочка» с
целью экологического воспитания детей дошкольного возраста»:проекты; интерактивные средства (презентации, флипчарты, лаборатории и пр.; экологические тропы; использование природных средств с целью профилактики различных отклонений в развитии воспитанников, например пескотерапия.
Использование данных методов, согласно с планом работы группы происходит поэтапно:
Первым этапом в работе являлся подготовительный, включал в себя анализ и изучение различных образовательных программ по экологическому воспитанию в области дошкольного образования, также анализ научно-исследовательской литературы; разработку и утверждение собственного плана работы по данному направлению; распределение обязанностей и ответственности между участниками; поиск и привлечение социальных партнёров.
Слайд 16Для достижения поставленной цели педагогической деятельности наша образова-
тельная организация пользуется программой
«От рождения до школы» под редакцией
Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, которая способствует созданию наиболее благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формированию основ экологической культуры в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста.
Программа «Безопасность» под редакцией Н.Н. Авдеевой, Н.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, способствующая формированию основ экологической культуры, ценностей ЗОЖ, норм безопасного поведения детей дошкольного возраста и многими другими.
Интегрирующий подход в обучении и воспитании позволяет объединить в учебно-воспитательном процессе целенаправленные занятия в помещении и на улице, чтение книг, участие в играх, проведение праздников, конкурсов, викторин и мероприятий, поход в парк или лес, проведение наблюдений и опытов, участие в практических действиях с взрослыми.
Слайд 18Подготовительный этап в работе творческой группы по экологическому воспитанию
ЦЕЛЬ: Создание
условий для развития профессионального мастерства педагогов по экологическому воспитанию дошкольников на основе интегрированного подхода к занятиям.
ЗАДАЧИ:
1. Обеспечить профессиональную компетентность педагогов, направленную на овладение новой технологии по экологическому воспитанию.
2. Совершенствовать профессиональные навыки у педагогов по экологическому воспитанию на основе исследовательской деятельности с детьми.
3. Систематическое повышение квалификации педагогов, овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей.
4. Осуществление систематической работы с детьми в рамках той или иной технологии, постоянное её совершенствование.
Слайд 19Второй этап практический- реализация, намеченного плана.
Педагогами, совместно с родителями были
созданы условия для реализации проекта: на территории учреждения была создана Экологическая тропа, с помощью, которой педагоги формируют у детей не только экологические понятия, но и развивают память, логическое мышление, речь, посредством организации экологических игр. В летний период игры по экологической тропе проводятся на свежем воздухе «Ребята туристята», «День цветов и бабочек», «День индейцев» . Все точки тропы оформлены по тематике «Наш весёлый огород», «Деревенька Фантазёров» и пр., оформлены мини экосистемы прудиков.
Слайд 20Мир насекомых
Свойства песка и воды
Мы туристы
Слайд 21Наряду с игрой в ФГОС ДО определены и другие виды деятельности:
познавательная, исследовательская, продуктивная, коммуникативная. В холодный период года работа с детьми проводиться во время прогулок и переносится в групповые помещения, активно оформляются педагогами зоны экологического развития и на участках детского сада.
Слайд 22Для организации деятельности по экологическому воспитанию используются интерактивные доски. Педагоги прошли
обучение и успешно создают интересные и обучающие в игровой форме флипчарты по познавательному виду деятельности, а также используют готовые. Наша творческая группа разработала серию флипчартов по ознакомлению детей с наиболее важными экологическими объектами в г. Переславле-Залесском, используя региональный компонент.
Слайд 23Воспитанники успешно участвуют в конкурсах городского уровня, носящих городскую направленность. Заняли
второе место (конкурс «Зелёная Весна»), приняли участие во всероссийской акции «Возьми дерево в семью» и представили реализованный долгосрочный проект возьми дерево в семью,), ежегодно принимаем активное участие во всех конкурсах, предлагаемых национальным парком «Плещеево Озеро» ,в прошлом году получили приз зрительских симпатий в конкурсе «Живи Ёлочка».
Слайд 24Было реализовано более 10 проектов силами педагогов нашего дошкольного учреждения:
«Сказочный огород
на подоконнике», «Волшебница вода», «Экспериментальные грядки», «Животные нашего края» , «Юные защитники природы»и др.
Слайд 26Заключили договор о социальном партнёрстве с национальным парком «Плещеево Озеро», и
успешно реализуем, намеченный план взаимодействия, в рамках, которого посещаем экскурсии выходного дня . Наше учреждение выражает благодарность сотрудникам национального парка "Плещеево озеро", которые провели для воспитанников старших групп №6 "Фантазеры" и №8 "Цыплята" их родителей, а так же воспитателей данных возрастных групп увлекательную и познавательную экскурсию по территории дендрологического сада им. С.Ф. Харитонова в выходной день – 14 мая 2016 года. дети получили незабываемые впечатления, после того, как грамотные сотрудники национального парка создали для них волшебную атмосферу и пригласили их в путешествие по "Сказочной тропе". Не менее познавательной оказалась и экскурсия по "Экологической тропе". А в заключении экскурсии сотрудники парке предоставили юным посетителям возможность свободно погулять по дендрологическому саду и посетить детские площадки.
Для каждой возрастной группы воспитанников составляются свои комплексы занятий, что позволяет представить учебно-воспитательный процесс целостным и развивающимся.
Проводимые в рамках Проекта занятия могут использоваться самостоятельно либо включаться в уже существующие программы по экологическому, нравственному, культурному и эстетическому воспитанию ребёнка.
Слайд 27Экскурсии выходного дня с воспитанниками в дендрологическом саду
Слайд 2819 мая 2016 года в нашем учреждении прошло торжественное посвящение воспитанников старших
групп №6 "Фантазеры" и №8 "Цыплята" в "Юных защитников природы". Благодаря талантливой игре наших педагогов: Петровой Инны Юрьевны (Планета Земля) и Терентьевой Ольги Александровны (Лесовичок), дети смогли ощутить меру ответственности за охрану природы, возложенную на них, а так же блеснуть своими знаниями в области познавательного развития. В заключение мероприятия при помощи наших сотрудников: Волковой Ольги Григорьевны (учитель-логопед) и Бисеровой Марины Владимировны (музыкальный руководитель), Захаровой Екатерины Михайловны (старший воспитатель) и нашего руководителя – Сердюк Людмилы Александровны были посажены на территории детского сада саженцы растений из дендрологического сада им. С.Ф. Харитонова. А дети за активную позицию были награждены медалями "Юному защитнику природы".
Отдельно хотелось бы поблагодарить сотрудников дендрологического сад им. С.Ф. Харитонова за оказанную благотворительную помощь в виде саженцев для нашего учреждения!!!
Слайд 29Посвящение в «Юных защитников природы» и посадка деревьев
Слайд 30В конце октября 2016 года в нашем учреждении в рамках Международного проекта
"Возьми дерево в семью", прошло развлечение для воспитанников подготовительной к школе группы №6 "Фантазёры" под названием "Волшебная сирень" с использованием ИКТ-технологий, которое подготовила Зубанова Нина Аркадьевна, музыкальный руководитель. Благодаря невероятно красиво оформленному залу и прекрасно продуманному сценарию, в ходе которого к воспитанникам пришла нежная и ослепительно красивая фея Сирень (роль исполнила: Дюкова Алёна Валерьевна – воспитатель подготовительной группы №6 "Фантазёры"), воспитанники погрузились в сказочную атмосферу и прониклись чувством любви и заботы к растению, а также узнали о нём много нового и интересного.
Слайд 31Праздник по экологическому воспитанию «Волшебная сирень»
Слайд 32Ведущей формой деятельности для детей дошкольного возраста является игра. Поэтому в
наших занятиях используются различные дидактические игры. Также в нашем плане есть дидактический игры, которые мы рекомендуем использовать в совместной деятельности. С детьми среднего и старшего возраста играем в различных героев и через эти образы познаём многообразие окружающей нас природы. Для детей младшего возраста силами педагогов изготовлены дидактические пособия.
Слайд 33Пособия по экологическому воспитанию изготовленные руками педагогов
Слайд 35Третий этап реализации плана деятельности нашей группы подразумевает подведение итогов по
каждому из осуществленных мероприятий, а также поиск перспектив и поиск дальнейших путей развития. На данный момент они таковы:
В данный период группы старшего возраста зарегистрировалась и начала принимать участие во всероссийской акции "Россия - территория Эколят - Молодых защитников природы", а именно в проекте «Центра детей и юношества» «Эколята- Дошколята». (ЯО ресурсный центр эколята-дошколята, зайти к ним на сайт и сделать скрин страницы). К сожалению в нашем регионе нет куратора данной акции, а организаторы предполагают, что должен быть
региональный координатор. По этому на данном этапе их
мероприятия были взяты за основу нашей деятельности по экологическому воспитанию и начнут реализовываться в ЛОП
воспитанию и просвещению.
Слайд 36В планах на ближайший летний сезон создание на территории учреждения «Города
мастеров», по аналогии с центром детского развития Кидбург и включением в него точки под названием «Экологи», которая посредством сюжетно-ролевой игры позволит детям принять роль Экологов, а также на практическом опыте получить комплексное представление о взаимосвязях в природе.
Слайд 37Список используемой литературы:
Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под
общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой
Программа «Формирование элементарных экологических представлений» печатается по тексту книги «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой (5-е изд., испр. и доп. —М.: Мозаика-Синтез, 2007).
http://xn--80atdlv6dr.xn--p1ai/proekt-yekolyata-doshkolyata/polozhenie/
https://infourok.ru/konspekti-ekologiya-mladshaya-gruppa-851067.html
http://ped-kopilka.ru/blogs/nadezhda-genadevna-kuznecova/doklad-na-temu-yekologicheskoe-vospitanie-v-detskom-sadu.html
http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2012/07/17/doklad-na-pedsovet-po-teme-ekologicheskoe-vospitanie-v
http://kidburg.ru/