Презентация, доклад Исследовательский метод в экологическом образовании детей

Содержание

АктуальностьВ современном образовании всё ещё преобладает традиционное обучение, которое строиться преимущественно не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем – то добытых истин. Поэтому у ребёнка утрачивается

Слайд 1Исследовательский метод
в экологическом образовании детей.

Исследовательский метод в экологическом образовании детей.

Слайд 2Актуальность
В современном образовании всё ещё преобладает традиционное обучение, которое строиться преимущественно

не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем – то добытых истин. Поэтому у ребёнка утрачивается главная черта исследовательского поведения. Главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании выступает исследовательский метод обучения.
АктуальностьВ современном образовании всё ещё преобладает традиционное обучение, которое строиться преимущественно не на методах самостоятельного, творческого исследовательского

Слайд 3Исследовательский метод обучения
Исследование – путь воспитания истинных творцов.
Исследовательское обучение

– особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.
Главные цели исследовательского метода –
активизировать деятельность ребенка, придав ей исследовательский, творческий характер, передать ребенку инициативу в организации своей познавательной деятельности
формирование у ребенка готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры

Исследовательский метод обучения Исследование – путь воспитания истинных творцов. Исследовательское обучение – особый подход к обучению, построенный

Слайд 4Условия для реализации исследовательского метода
Наличие в группе богатого выбора различного дидактического

материала, книг и игр способствует развитию мышления и воображения ребенка, побуждает его любопытство, развивает способности к наблюдению, учит умению размышлять, сопоставлять, делать выводы, строить прогнозы.
Условия для реализации исследовательского методаНаличие в группе богатого выбора различного дидактического материала, книг и игр способствует развитию

Слайд 5Уровни практической реализации исследовательского метода
Педагог ставит проблему, намечает стратегию и тактику

её решения, само решение ребенок находит самостоятельно.
Педагог ставит проблему, но уже метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (допускается коллективный поиск).
Постановка проблемы, поиск методов ее исследования, разработка решения осуществляется ребенком самостоятельно.


Уровни практической реализации исследовательского методаПедагог ставит проблему, намечает стратегию и тактику её решения, само решение ребенок находит

Слайд 6Основные этапы
 выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
 выработка

гипотез;
 поиск и предложение возможных вариантов решения;
 сбор материала;
 анализ и обобщение полученных данных;
 подготовка и защита итогового продукта (сообщение, доклад, макет, интеллект-карта и др.).
Основные этапы выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);  выработка гипотез;  поиск и предложение возможных

Слайд 7Организация деятельности
Педагог, свободно передвигаясь по помещению, внимательно наблюдает за детьми, помогает

им советами, наводящими вопросами, иногда показывает образцы действий, направляет деятельность детей. Фактически его основная задача — демонстрировать детям образцы творческого поведения. В задачи педагога входит также обучение детей рационально и продуктивно использовать учебное время, уважать собственный и чужой труд. По окончании занятий воспитанники подробно докладывают педагогу о результатах своей работы.
Организация деятельностиПедагог, свободно передвигаясь по помещению, внимательно наблюдает за детьми, помогает им советами, наводящими вопросами, иногда показывает

Слайд 8Карточки методов исследования (Савенков А.И.)

Карточки методов исследования (Савенков А.И.)

Слайд 9Пример оформления папки исследователя

Пример оформления папки исследователя

Слайд 10Карточки методов исследования
 Сделать карточки можно из обычного тонкого картона. Оптимальный

размер карточки — половина обычного альбомного листа (1/2 формата А4).

 На обратной стороне каждой карточки надо написать словесное обозначение каждого метода.

Карточки методов исследования Сделать карточки можно из обычного тонкого картона. Оптимальный размер карточки — половина обычного альбомного

Слайд 11Карточки «Темы» исследования
На таких же по размеру листочках картона надо заготовить

специальные надписи и картинки — «темы» будущих исследований.
Для этого наклейте на картон изображения животных, растений, зданий и картинки по другой тематике.
Кроме того, для занятий понадобятся ручки, карандаши, фломастеры, листочки бумаги

Карточки «Темы» исследованияНа таких же по размеру листочках картона надо заготовить специальные надписи и картинки — «темы»

Слайд 12Ознакомление дошкольников с исследовательским методом обучения
Тренировочное занятие
Выбор темы (дети, сидя

«кружком» на ковре, выбирают тему будущего исследования, используются карточки - подсказки);
Составления плана исследования (задача – получить как можно больше информации об исследуемом объекте) вопрос: как это можно сделать? – формируется цепочка методов исследования

Ознакомление дошкольников с исследовательским методом обученияТренировочное занятие Выбор темы (дети, сидя «кружком» на ковре, выбирают тему будущего

Слайд 13Выбор методов исследования
как это можно сделать?
Естественно, что для

детей это сложное, новое дело. Надо рассказать им, что существует много способов добычи информации. Естественно, мы будем использовать только те методы, которые доступны и известны детям. Взрослый должен подвести детей к тому, чтобы они сами назвали эти методы.
Детям задаются вопросы: «Что нам следует сделать после этого?». Так, отвечая на аналогичные вопросы вместе с детьми, выстраивается линия из карточек: «подумать самостоятельно», «спросить у другого человека», «посмотреть в книгах», «посмотреть по телевизору», «понаблюдать», «провести эксперимент».
Набор методов зависит от ваших реальных возможностей и только ими может быть ограничен. Чем шире возможности, тем больше методов можно задействовать, тем лучше и интереснее пойдет работа.

Выбор методов исследования как это можно сделать? Естественно, что для детей это сложное, новое дело. Надо рассказать

Слайд 14Сбор материала
Действия по намеченному плану.
Но прежде, чем

приступить к этой работе, надо договориться с детьми о способах фиксации получаемых сведений. Собираемые сведения можно просто запоминать, но это трудно, поэтому лучше сразу пытаться их фиксировать и складывать в кармашки. Несмотря на то, что дошкольники не умеют писать, сделать это технически несложно. Мы можем использовать пиктографическое письмо.
Начинаем заполнять кармашки «Подумать самостоятельно» (анализируем, делаем заметки, схематические зарисовки – вкладываем в кармашек);
«Спросить у другого человека» — следующий метод исследования и пункт нашего плана. Теперь попробуем настроить наших исследователей на то, чтобы расспросить других людей об интересующем нас предмете. Вопросы можно задавать всем присутствующим — детям и взрослым.
Сбор материала   Действия по намеченному плану. Но прежде, чем приступить к этой работе, надо договориться

Слайд 15«Узнать из книг».
Сложности возникают и с другими источниками информации. Например,

можно обратиться к книге, но не овладевшему в совершенстве навыками чтения ребенку узнать из нее что-то новое весьма затруднительно. В этом случае можно ограничиться просмотром иллюстраций . Можно прочитать исследователям нужный текст вслух. Надо заранее подобрать литературу, сделать необходимые закладки.

«Наблюдение и эксперимент».
Особенно ценны в любой исследовательской работе живые наблюдения и реальные действия с изучаемым предметом — эксперименты. Можно провести дома, в детском саду, в лаборатории. Все это надо зафиксировать на наших листочках.

«Узнать из книг». Сложности возникают и с другими источниками информации. Например, можно обратиться к книге, но не

Слайд 16Рекомендации:
 Способность концентрировать внимание у дошкольника не высока.
 Поэтому работу

по сбору информации надо проводить быстро.
 Если какой-то из методов на начальных этапах работы «не идет», не страшно: можно не акцентировать на этом внимание. Помогите детям сгруппировать то, что они уже имеют. Очень важно поддерживать темп, чтобы работа шла энергично, на «одном дыхании».
Рекомендации: Способность концентрировать внимание у дошкольника не высока.  Поэтому работу по сбору информации надо проводить быстро.

Слайд 17Обобщение полученных данных
Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить. Раскладываем

на ковре наши записи и пиктограммы так, чтобы их все видели. Начинаем смотреть и рассуждать: что интересного мы узнали? Что нового мы можем рассказать другим по результатам проведенного исследования?
На первых занятиях, естественно, надо активно помогать исследователям обобщать полученные разрозненные данные. Для ребенка это очень сложная задача. Но вместе с тем на этом материале, как ни на каком другом, можно развивать мышление, творческие способности, речь ребенка.
В ходе анализа пиктограмм случается и так, что какая-то из них не читается. Нарисовали значок, но что он означает, исследователи уже не помнят. Ничего страшного: откладываем этот листок в сторону и продолжаем работать с тем, что мы можем расшифровать.
Обобщение полученных данныхТеперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить.  Раскладываем на ковре наши записи и пиктограммы

Слайд 18Доклад
Практически это выглядит так: два добровольца-исследователя по очереди, дополняя друг друга,

подглядывая в свои записи-пиктограммы, делают доклад, опираясь на собранный материал. Длится первый «доклад» обычно недолго, но с приобретением исследовательского опыта собирается все больше информации, появляется больше деталей. Доклады становятся более глубокими, развернутыми и обстоятельными. Естественно, что качество представленной информации зависит от общего уровня развития ребенка, от его мышления, речи, словарного запаса, коммуникативных способностей. Естественно, что процесс обсуждения нуждается в умелом руководстве взрослого. Детям трудно слушать, трудно задавать вопросы. Проведение этой очень важной части занятия требует особого педагогического мастерства. Первое занятие на этом можно считать законченным.
ДокладПрактически это выглядит так: два добровольца-исследователя по очереди, дополняя друг друга, подглядывая в свои записи-пиктограммы, делают доклад,

Слайд 19Проведения самостоятельных исследований
Наши занятия продолжаются на более сложном

уровне. Теперь каждый ребенок сам будет проводить собственное исследование. Нам понадобятся карточки с изображениями тем для будущих исследований. Из новых средств потребуется только специальная «папка исследователя». Она должна быть у каждого ребенка.
Вооружившись всем необходимым, каждый ребенок начинает действовать самостоятельно: включается в собственный исследовательский поиск. Задача — собрать нужную информацию, используя возможности всех доступных источников, обобщить ее и подготовить доклад. Все это нужно сделать, не затягивая время, в рамках одного занятия. Дети работают самостоятельно, они сами изучают все, что связано с выбранной ими темой. Задача педагога — выполнять обязанности активного помощника, консультанта исследователей, помогать тем, кто нуждается в помощи в данную минуту

Проведения самостоятельных исследований   Наши занятия продолжаются на более сложном уровне. Теперь каждый ребенок сам будет

Слайд 20Правила сопровождения детского исследования
Всегда подходите к проведению работы творчески.
Учите детей действовать

самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций.
Не сдерживайте инициативы детей.
Не делайте за них то, что они могут сделать, или то, что они могут научиться делать самостоятельно.
Не спешите с вынесением оценочных суждений.
Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний: а) прослеживать связи между различными предметами, событиями и явлениями; б) формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования; в) анализировать, синтезировать и классифицировать информацию.
Правила сопровождения детского исследованияВсегда подходите к проведению работы творчески.Учите детей действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций. Не

Слайд 21 Занятие с использованием исследовательского метода «КАКИЕ РАЗНЫЕ ПТИЦЫ» 

Занятие с использованием исследовательского метода  «КАКИЕ РАЗНЫЕ ПТИЦЫ» 

Слайд 23Проводя такие занятия, сталкиваешься с трудностями:
1. Много времени тратится

на зарисовки исследования, поэтому лучше составили с детьми карточки – схемы.
2. Сложно детям самим искать материал в художественных книгах, энциклопедиях, справочниках, так как :
дети не умеют читать,
отвлекаются от заданной темы из-за большого количества материала.
3. Дети устали за время «сбора материала», поэтому подвели итоги занятия «обобщением полученных данных».
Проводя такие занятия, сталкиваешься с трудностями:  1. Много времени тратится на зарисовки исследования, поэтому лучше составили

Слайд 24Выводы:
1. Метод подходит для с старших дошкольников.
2. Лучшем его применением

будет, использование в кружковой деятельности. Так как педагог не знает заранее какую тему выберут дети, у него должен быть готов материал по всем темам.
3. По отзывам в интернете педагогов, если использовать «Исследовательский метод» в работе систематически, то в подготовительной группе дети могут проводить исследования самостоятельно.
Выводы:  1. Метод подходит для с старших дошкольников.2. Лучшем его применением будет, использование в кружковой деятельности.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть