Слайд 1Автор: учитель химии, биологии и географии МБОУ гимназия № 10 Фисенко
М.В.
Экологическое воспитание - как составная часть нравственного воспитания человека
Слайд 2
В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также
воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. В этих условиях большое значение приобретает экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания человека. Экологическое воспитание учащихся сегодня является одной из важнейших задач общества, а значит, и образования.
Слайд 3
Экологическое образование – это сложный и длительный социально-педагогический процесс. Он направлен
не только на овладение знаниями и умениями, но и на развитие мышления, эмоций, воли учащихся, их деятельности по защите, уходу и улучшению природной среды. Всё это направлено на формирование социально активной жизненной позиции учащихся – потребности заботливо относиться к окружающей среде.
Слайд 4
В нашей гимназии сложилась определенная система экологического образования. Накоплен положительный опыт
работы в результате совместной деятельности педагогов гимназии, учащихся и их родителей, сложилась система дополнительного образования на базе гимназии.
Цель экологического образования и воспитания – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, и предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования, пропаганду идей оптимизации, активную деятельность по изучению и охране своей местности, защиту и возобновление природных богатств.
Слайд 5Задачи экологического образования гимназии:
обеспечение взаимосвязи географии, биологии, химии с другими предметами
школьного курса, проведение интегрированных уроков;
воспитание экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности;
формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся;
развитие таланта и способностей как особой ценности;
формирование здорового образа жизни учащихся;
вовлечение социума к решению экологических проблем;
формирование гражданской ответственности учащихся через уроки, открытые мероприятия, внеурочную деятельность.
Слайд 6
В нашей гимназии экологическое образование начинается на обыкновенном школьном уроке и
продолжается во внеурочной деятельности.
К сожалению, в школах России сегодня нет самостоятельного предмета «экология». Экология изучается в интегрированном варианте. В нашей гимназии экологическое образование строится по принципу спирали, когда на каждом следующем витке происходит обобщение предыдущего. Поэтому оно начинается в начальной школе и заканчивается в 11 классе.
Слайд 7
С 2000 года в школьных программах элементы экологического образования введены практически
во все учебные предметы. А отдельные предметы учебного плана - окружающий мир (в начальной школе), введение в биологию и экологию в 5 классе, экология растений в разделе «ботаника» 6 класса, экология животных в разделе «животные» 7 класса в среднем звене, внеурочная деятельность, позволяют формировать экологическое сознание и культуру учащихся.
Слайд 8
Экологическое образование учащихся только тогда может быть высокоэффективным, когда различные аспекты
его содержания раскрываются во взаимодействии всех учебных дисциплин, как естественных, так и гуманитарных. В рамках каждого учебного предмета рассматривается та экологическая проблема, которая вытекает из содержания данного предмета и его специфики.
Слайд 9
Так, на уроках биологии особое внимание уделяется биосфере, биоценозу, даётся представление
о ключевых экологических понятиях: «среда», «экологические факторы». Учащиеся приходят к выводу, что богатство отношений между видами является условием целостности мира природы, формируется осознание целей и последствий взаимодействия с природой.
Слайд 10
На уроках географии учащиеся анализируют природные ресурсы различных территорий и пути
рационального природопользования.
Уроки химии помогают учащимся узнать о химическом составе воды, воздуха, почвы. Раскрывают проблемы загрязнения природы отходами человеческой деятельности. Даётся представление об использовании природных и синтезированных веществ в качестве удобрений и ядохимикатов.
Слайд 11
На уроках физики внимание учащихся сосредотачивается на экологически чистых источниках энергии
(ветер, солнечное излучение и другое). Особое внимание уделяется защитно-аварийным и очистительным сооружениям.
Учителя литературы учат школьников делать сопоставление и научное описание мира природы, преодолевать существующий в мировоззрении разрыв между образным и логическим его восприятием.
Слайд 12
В практике экологического образования наши учителя используют широкий диапазон методов и
методических приёмов. Особое место имеют проектная и исследовательская деятельность, которая позволяет школьникам обобщить полученные знания, широко применить сведения, приобретённые при изучении других предметов и курсов, и, главное, высказать свою собственную точку зрения и предложить пути решения той или иной экологической проблемы.
Слайд 13
На конференции областного конкурса проектно-исследовательских работ учащихся 4-8 классов образовательных учреждений
Ростовской области «Малая академия юных исследователей» учащийся 7 «Б» класса Губенко Иван стал победителем, получив грамоту Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Донского Сергея Ефимовича.
Слайд 14
Ученица 11 «Б» класса Юрова Анастасия стала победителем городского этапа олимпиады
по экологии.
Слайд 15
С 15 по 22 апреля 2017 года по приказу Минобрнауки России
совместно с Росприроднадзором был проведен Всероссийский экологический диктант.
В 6-х классах прошло открытое мероприятие «Бытовые отходы»
Слайд 16
Открытый урок , посвященный экологии
На нем депутат Законодательного Собрания Ростовской
области Екатерина Стенякина презентовала школьникам новый экопроект.
Данный проект направлен на экологическое просвещение детей, подростков и молодежи, формирование в них ответственности за окружающий мир, вовлечение подрастающего поколения в защиту и поддержку окружающей среды.
Акция предполагает ряд мероприятий, которые пройдут в нескольких форматах. Это серия экоуроков для учеников 5–8 классов по теме твердых бытовых отходов и раздельному сбору мусора, встречи с известными людьми (депутатами, спортсменами, артистами, медийными персонами), эколого-просветительские внеклассные мероприятия, объединенные общим названием «Зеленая акция».
Слайд 19Внеурочная деятельность
Классные руководители нашей гимназии проводят с учащимися экскурсии по родному
краю: в г.Азов, на страусиную ферму, в Музей природы Дона в г.Ростове-на-Дону.
Интересной и познавательной была экскурсия в ботанический сад в г.Москве.
Каждая экскурсия для ребят – это путешествие в страну неизведанного.
Слайд 20«Музей природы Дона»
Какие животные жили на Дону тогда, когда еще не
появились люди? Как человек изменил донскую природу? Каких зверей и птиц можно встретить сегодня в Ростовской области? Об этом и многом другом ростовчане и гости города смогут узнать, посетив «Музей природы Дона».
Здесь можно увидеть единственный на юге России скелет алютенского верблюда, который не мог жить в пустыне, а также самого первого в Приазовье слона и других животных из уникального местонахождения окаменелостей, находящегося на окраине Ростова.
Современное многообразие животного мира края в музее впервые за полвека представлено в диораме «Звери и птицы у се6я дома», демонстрирующей обитателей донских степей, лесов и водно-болотных угодий в их естественной среде обитания.
Центральное место в экспозиции занимает витрина, посвященная донским рыбам, среди которых выделяется гордость музея – трехметровая белуга. Особое внимание в экспозиции уделено преобразованию донской природы человеком в прошлом и в наши дни.
В зале установлен интерактивный мультимедийный комплекс, проектор, проигрываются голоса птиц и зверей в условиях дикой природы.
Проводятся тематические экскурсии по палеонтологической части и по сектору живой природы. Кроме того, осуществляются тематические лекции по темам: «Животный и растительный мир Ростовской области», «Красная книга Ростовской области» с презентацией, видеофильмом и лекцией специалиста-биолога.
Слайд 21 «Музей природы Дона»
Экспозиция в зале природы состоит из двух частей:
• «От верблюда до мамонта». Представлена уникальная палеонтологическая коллекция окаменелостей, относящихся к обитателям Хапровской фауны и мамонтовой фауны периода оледенения.
• «Звери и птицы у себя дома». Экспозиция, представляющая современную фауну, включает в себя диораму с обитателями болотно-водных угодий, степей и лесов Ростовской области и витрину с редкими видами рыб, витрины, демонстрирующие воздействие антропогенного фактора.
Слайд 27Внеурочная деятельность
В прошедшем учебном году в 5-х классах в рамках формирования
здорового образа жизни учащихся, была реализована программа внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» модуль «Формула правильного питания».
Слайд 28
Вся программа состоит из трех частей: «Разговор о правильном питании» (для
детей 6-8 лет);«Две недели в лагере здоровья» (для младших подростков 9-11 лет), «Формула правильного питания» (для подростков 12-14 лет). Для каждой из них подготовлен учебно-методический комплект, включающий яркие красочные тетради для учащихся, методические пособия для педагогов, плакаты, а также брошюры для родителей.
Слайд 29«Разговор о правильном питании»
для детей 6-8 лет
Слайд 30«Две недели в лагере здоровья»
для младших подростков 9-11 лет
Слайд 31«Формула правильного питания»
для подростков 12-14 лет
Слайд 32
Содержание программы базируется на российских кулинарных традициях и учитывает различный уровень
доходов в семьях учащихся. Программа вносит важный вклад в формирование культуры здоровья подрастающего поколения. Как показывают результаты внедрения, «Разговор о правильном питании» позволяет эффективно формировать у детей и подростков полезные привычки и навыки, связанные с правильным питанием и заботой о собственном здоровье. Участие в программе , меняет поведение школьников, а также способствует совершенствованию питания в их семьях.
Слайд 33
Результатом реализации программы стало проведение интересных занятий:
10 блюд русской кухни, которые
удивят иностранцев.
Блины со всего мира.
Нерусские русские блюда.
Еда, которую создали древние генетики.
Создание презентаций:
Слайд 34
«Завтраки народов мира»
«Новогодние блюда разных стран мира»
«Школьные завтраки в разных странах
мира»
«Продукты-лекарства из холодильника»
«Они не отмечают Новый год!»
Слайд 35Заключение
Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно – пассивного
отношения к ней, от враждебных ее действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе давно сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно – воспитательного процесса школы. Полноценный эффект будет достигнут тогда, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.
Слайд 36
Миссия нас, педагогов,- донести до детей, как прекрасен наш мир, как
сложно он устроен и что от нашего поведения зависит, сумеем ли мы сохранить богатство мира, для будущих поколений людей и всех живых существ на планете. Спасибо за внимание!