Слайд 2Многие птицы осенью улетают на юг. Когда у нас холодно, то
там цветут растения, много насекомых. Например, жаворонки зимуют в африканских степях, а на берегах Нила в Египте кормятся цапли, гуси, утки. Скворцы пережидают холода во Франции или Италии. Но многие птицы от нас не улетают, зимуют в наших краях.
Мы задумались, а какие это птицы и что мы о них знаем? Почему не все птицы улетают на юг?
Мы стали наблюдать и предположили, что:
ВВЕДЕНИЕ
Слайд 3
Если изменить условия проживания птиц, то не все перелётные птицы
от нас улетят в тёплые края;
Зимующие птицы – это те, которые могут перенести холода нашего края и в этот период себя прокормить.
Гипотеза
Объект исследования:
зимующие птицы нашей местности
Слайд 4Цель работы: изучение образа жизни и поведения зимующих птиц села.
Задачи:
Изучить
дополнительную литературу о зимующих птицах своего края;
Находить, анализировать и систематизировать необходимый материал из огромного разнообразия информационных ресурсов;
Понаблюдать за поведением, питанием зимующих птиц;
Составлять рассказы, стихи о птицах;
Рисовать птиц, изготавливать кормушки
Сделать анализ своей работы;
Обобщить результат (оформить папку)
Слайд 5Вся деятельность была поделена на этапы.
Первый этап – теоретический
Задача: узнать и
изучить материал о зимующих птицах – их местообитание, питание и особенности приспособления к зимовке.
Учащиеся получили задание:
Внимание! Внимание! Спасите! Помогите! На помощь!
Слайд 6«Есть такие скучные люди, для которых всё новое - старо. А
мы такие, что нам и старое всё – ново. И страна у нас такая, что сколько её не открывай, никак в ней всего не откроешь. И если усталым глазам старожилов кой в чём она и примелькалась, стала привычной, а потому как будто и неинтересной, то нашим юным пытливым глазам и нашему пытливому уму она предстаёт в совершенно новом, чудесном и загадочном свете. Нам – то в ней всё ново, всё дивно, всё – тайна, и, значит, мы – настоящие колумбы своей земли».
В. В. Бианки.
Слайд 7*
ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
села Советский путь
Алтайского края
Слайд 9свиристель
Это довольно красивая птица. Самки окрашены более тускло, чем
самцы.Гнездятся в хвойных и берёзовых лесах. Гнездо имеет чашевидную форму,состоит из сухих веточек, дно которого выстлано перьями. Весь зимний день свиристели проводят в поисках пищи или же бывают заняты едой. Они питаются ягодами и плодами, часто полностью снимая в лесу урожай с рябины, калины, боярышника, крушины, барбариса, шиповника, можжевельника. Могут ловить на лету насекомых.
Слайд 10дятел
Красивая птица, самец отличается красным пятном на темени. Хвост
у дятла очень жесткий, так как служит опорой при лазании птицы по стволу дерева. У каждой пары птиц свой большой участок. Дупло для гнезда чаще выдалбливает на осине. Осенью и зимой дятлы питаются семенами хвойных деревьев, весной и летом — личинками и насекомыми. Дятел — полезная птица, он уничтожает опасных для леса вредителей. Долбит только зараженные вредителями деревья.
Слайд 11снегирь
Одна из заметных птиц наших лесов. Окраска оперения самца
очень красива.
В первой половине зимы снегири часто появляются в садах и парках сел и городов, они собираются в небольшие стайки, которые сохраняются в течение всей зимы. Питаются снегири растительной пищей — семенами деревьев, их почками, побегами, молодыми листьями и цветами, насекомые поедаются лишь случайно. Гнёзда строят на ветвях ели, они имеют чашеобразную форму.
Слайд 12воробей
Воробей домовый одна из наиболее широко известных птиц, живущих
по соседству с человеком. Это осёдлая птица. Гнездится воробей отдельными парами. Гнезда помещает в самых разнообразных местах: в норах, в дуплах, в скворечниках, обычно это грубая постройка в виде кучи разного натасканного хлама. Питается домовый воробей в основном растительными кормами и лишь весной частично насекомыми.
Слайд 13сорока
Сорока — оседлая птица. Зиму проводит вблизи поселений человека,
питаясь отбросами. Питается насекомыми, грызунами, птенцами, яйцами, зёрнами культурных злаков. Живет эта птица парами. Гнездо строит в густых ветвях куста или дерева. Разоряя гнезда птиц, таская домашних цыплят, выбирая из земли высеянные семена арбузов, сороки наносят некоторый вред. Но он невелик по сравнению с большой пользой, приносимой истреблением вредителей сельского хозяйства.
Слайд 14синица
Большая синица распространена в лиственных лесах. Это осёдлая птица.
Гнёзда строят в самых разнообразных местах из тонких веточек, корешков, сухих стебельков трав. Зимой синицы объединяются в стайки и перемещаются на окраины населённых пунктов. Зимой основу питания составляют семена растений и яйца бабочек, а весной — семена и жуки. Синицы приносят пользу, истребляя вредоносных насекомых: долгоносиков, клопов, тлю, листоедов, шелкопрядов.
Слайд 15Ворона
Населяет опушки и окраины лесов, рощи, заросли речных долин.
Зиму вороны проводят у жилья человека. Кормятся на помойках и свалках отходами, отбросами, пищевыми остатками. Живут стаями. Гнездо строят из сухих веток, крупное. Ворона — всеядная птица. Так, зимой она поедает отбросы и остатки пищи у жилья человека. Уничтожением грызунов и насекомых-вредителей ворона приносит пользу. Нежелательны скопления ворон в городах и поселках из-за загрязнения зданий.
Слайд 16дрозд
Пёстрый дрозд-несколько неуклюжая на первый взгляд птица, довольно крупных
размеров. Обитает в зарослях древесной растительности. Гнездятся одиночками или небольшими колониями на деревьях, кустах или на земле; гнёзда массивные, часто с землёй или глиной в стенках. Питаются насекомыми, пауками, червями, моллюсками, ягодами, часто кормятся на земле. Дрозды -прекрасные певцы. Поёт в глубоких сумерках и ночью.
Слайд 17клёст
Клёст-еловик замечателен своеобразным строением клюва. Надклювье и подклювье скрещиваются
между собой, и острые концы их выдаются по бокам клюва. С помощью такого клюва птицы быстро и ловко раскрывают чешуйки шишек хвойных деревьев, выбирая семечки. Живет в хвойных лесах, но не в кедровых. Гнездо строится на высоких и густых хвойных деревьях. Время гнездования совпадает с обилием семян ели и сосны. Живут стайками. Прилетают на место кормления.
Слайд 18Второй этап – практический
Задача:
изготовить с родителями кормушки, развесить их
в саду и следить за тем, чтобы в них был корм, сфотографировать.
Вывод:
зимующие птицы охотно прилетают на место кормления.
Слайд 19Третий этап–наблюдение.
Задача: понаблюдать за птицами, которые прилетают к кормушке,
посчитать их количество в течение часа, отмечать температуру воздуха в этот день.
Вывод: на кормушках обычно бывают воробьи, синицы и голуби. Могут прилетать снегири, свиристели, вороны и сороки.
Слайд 20Четвёртый этап – сводная таблица наблюдений
Задача: подсчитать и сравнить количество птиц,
прилетающих к кормушке в сильный мороз и более тёплые дни.
Кель Владислав
Слайд 21
Наблюдения позволяют сделать вывод:
в сильный мороз к кормушке прилетает больше
птиц, потому что сытой птице будет теплее под перьями и пухом.
Слайд 22
Пятый этап – заключение
Проведенное исследование позволяет нам сделать выводы:
В
селе Совпуть рядом с жильём человека зимуют воробьи, синицы, голуби, вороны, прилетают из леса дятлы и свиристели.
На зиму в нашей местности остаются только те птицы, которые приспособлены к холодам и могут добывать себе пищу зимой.
Число птиц больше в сильный мороз, чем в тёплую погоду.
Зимующим птицам не так страшен мороз, как голод.
Если птиц обеспечить постоянным прикормом, то возможно многие и другие птицы останутся на зимовку у нас.
Наша гипотеза нашла подтверждение в ходе наблюдений и исследования.
Слайд 24Анкета на птицу
Рассказ: «Красная горка»
Название: воробей красноголовый
Среда обитания: сад, роща.
Место
обитания: дупло в большой рябине, свободное ласточкино гнездо.
Чем питаются: зёрна и крошки.
Из чего строят гнездо: из соломы.
Описание птенца: «…крошечный, голый,
слепой, на тоненькой-тоненькой шейке
моталась большая голая голова».
Количество птенцов: 12
Слайд 25Анкета на птицу
Рассказ: «Птичий год. Зима.»
Название: клёст
Образ жизни: «… Вдруг точно
живые цветы запорхают между деревьями, мелькнут жёлтые, красные, оранжевые, повиснут на еловых лапах. Лес наполняется звонкой перекличкой тоненьких голосов. И на голову удивлённому путнику посыплются шишки. А через несколько минут так же неожиданно вспорхнёт и дальше.»
Чем питаются: отрывает с елей
шишки,
лущит из них семечки.
Слайд 26Анкета на птицу
Рассказ: «Птичьи сутки»
Название: сова
Чем питается: «… берегись мыши, зайчата,
птицы - все,кто плохо спрятался.»
Время охоты: «… короток зимой день, длинная ночь. Совам много время для охоты. Чуть смеркается, вылетают на охоту.»
Способ охоты: «… не успеешь и пискнуть,
как над тобой зажгутся круглые глаза и
в сонного вонзятся острые,
кривые когти.»
Слайд 27Польза птиц
Рассказ: «Мы и птицы. Как птицы за нас воюют».
«Неисчислима
армия врагов человека в лесу, в поле, в Садах и огородах. Крошечные это враги, но их так много, что людям самим от них не отбиться. И если б не великая армия птиц, погибли бы от них все наши леса, поля, сады и огороды, - настал бы ужасный голод.
Стаи синиц, пищух, поползни и дятлы обшаривают стволы и ветви всех деревьев, заглядывают в каждую щёлочку коры-вытаскивают оттуда спрятавшихся личинок, бабочек, жуков - древоточцев, листогрызов,
короедов».
Слайд 28Польза птиц
Рассказ: «Мы и птицы. Как ещё работают на нас птицы».
«…Часто сердятся на птиц, что они едят ягоды. Дрозды, например, и свиристели очень любят рябину, целыми стаями налетают на неё.
Но и тут птицы приносят нам больше пользы, чем вреда. Ягоды - то они съедают, а косточки уносят далеко от дерева. Там косточки попадают в землю,
и на будущий год из них вырастают
молодые рябинки. И выходит, что
птицы разносят семена и
садят для нас лес».
Слайд 30
«Литературные зарисовки»
Зимовье снегирей и синиц.
Зимой на улицах нашего села
можно увидеть синиц и снегирей. Это очень красивые птицы. Они перелетают с ветки на ветку, громко чирикают, а питаются замороженными рябиной и яблочками. Этих птиц необходимо беречь, так как с каждым годом их становится всё меньше и меньше. Некоторые мальчишки стреляют в них из рогаток и это неправильно. Синиц и снегирей нужно подкармливать, строить кормушки. Ведь это не только красивые, но и полезные птицы. Они поедают вредителей, прячущихся под корой рябины, калины и многих других деревьев. И поэтому мы должны заботиться о них.
Ученик 2 класса Рыжих Никита.
«Лиса и снегирёнок»
Жила-была в дальнем лесу лиса. Однажды лиса пошла на охоту в соседнюю деревню. И вдруг на краю тропинки она увидела красивое яйцо. Сначала она хотела его съесть. Но решила, что лучше дождаться, когда из яйца вылупится птенец. Вот и будет вкусный обед!
Принесла яйцо себе в нору. Легла поудобнее и стала согревать его своим телом. Через несколько дней из яйца вылупился птенец. Он был такой хорошенький!
Мимо летела мама-снегириха. Она услыхала голос своего птенца. Когда лиса ушла на охоту, снегириха утащила птенца в свое гнездо. Но снегиренок плакал и скучал по «маме-лисе». Снегириха долго объясняла снегиренку о том, кто такая лиса и почему он оказался у нее в норе. Они подружились, и стали долго-долго жить и радовать окружающих своим пением.
Ученица 2 класса Ситенко Яна
Слайд 32
Снегирь.
Зима идёт,
зима спешит,
Снегирь в гости к нам летит,
Мы очень любим снегирей,
Прилетайте к нам скорей! Ситенко Яна
Синичка.
К нам под окошко
Прилетела птичка.
Ярко-жёлтая грудка,
Два блестящие крыла,
Очень красивая она. Рыжков Ильяс
Воробьишки.
На березе за окном
Воробьи сидят рядком.
Мы любуемся на них,
Вот бы нам друзей таких! Кель Анастасия
Слайд 34
Помогите птицам встретить день,
Когда придёт весна
Слайд 35
Прогуляйтесь по опушкам,
Подарите им кормушки
Слайд 37
Даже с севера снегирь
Прилетит на этот пир.
Слайд 38
Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой,
Стайки на
крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
А. Яшин.
Слайд 39
Над проектом работали:
Ученики 2 и 5 классов:
Руководитель и
технический редактор проекта:
Белобородова
Елена Кузьминична