Слайд 1Здоровьесберегающиете технологии в школе
Автор: Точилина Г.И.
учитель начальных классов
МБОУ
«Каменская СОШ»
Слайд 2Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к
обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся
Слайд 3Актуальность
Здоровье - важнейший фактор работоспособности и развития детского организма. Подготовка к
здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.
Слайд 4«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости
детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»
А.В.Сухомлинский
Здоровье человека зависит :
на 50% - от образа жизни
на 25% - от состояния окружающей среды
на 15% - от наследственной программы
на 10% - от возможностей медицины.
Слайд 5Здоровье ученика в норме, если:
физическом плане – здоровье позволяет ему справляться
с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;
в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться, хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.
Слайд 6Средства здоровьесберегающих образовательных технологий на уроке
физкультминутки
оздоровительные двигательные минутки
минутки
релаксации
дыхательная гимнастика
гимнастика для глаз
цветотерапия
пальчиковая гимнастика
массаж активных точек
использование музыкальных средств
Слайд 7Требования к проведению физкультминуток
Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его
содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность. Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата. Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
Слайд 8ВЕСЁЛАЯ ГИМНАСТИКА
ДЛЯ ГЛАЗ
в стихах
Слайд 9ПОНЕДЕЛЬНИК
- Всю неделю по - порядку,
Глазки делают зарядку.
- В понедельник, как
проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
Слайд 10ВТОРНИК
- Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят
вправо
Не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
Слайд 11 - В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три,
четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)
СРЕДА
Слайд 12 - По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи
и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)
ЧЕТВЕРГ
Слайд 13 - В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В
другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)
ПЯТНИЦА
Слайд 14 - Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы
бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)
СУББОТА
Слайд 15 - В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом
дышать.
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)
ВОСКРЕСЕНЬЕ
Слайд 16Массаж активных точек
Все активные точки объединены в девять зон: основные (2–4, 6–8)
сосредоточены в области лица и шеи, дополнительные (1, 5, 9) – сзади, у позвоночника, на передней поверхности грудной клетки и на руках.
Точка 2 связана со слизистой оболочкой нижних отделов глотки, гортани, а также с тимусом (вилочковой железой), регулирующим иммунные функции организма. Массаж этой точки повышает сопротивляемость инфекционным болезням.
Слайд 17Точка 1 связана со слизистой оболочкой трахеи, бронхов, а также с костным
мозгом. При массаже этой точки уменьшается кашель, улучшается кроветворение.
Слайд 18Точка 2 связана со слизистой оболочкой нижних отделов глотки, гортани, а также
с тимусом (вилочковой железой), регулирующим иммунные функции организма. Массаж этой точки повышает сопротивляемость инфекционным болезням.
Слайд 19Точка 3 связана с особыми образованиями, контролирующими химический состав крови и одновременно
повышающими защитные свойства слизистой оболочки глотки и гортани.
Слайд 20Точка 4 связана со слизистой оболочкой задней стенки глотки, гортани и верхним
шейным симпатическим нервным узлом. Массаж этой точки активизирует кровоснабжение головы, шеи, туловища.
Слайд 21Точка 5 расположена в области VII шейного и I грудного позвонков. Она
связана со слизистой оболочкой трахеи, глотки, пищевода, а главное – с нижним шейным симпатическим нервным узлом. Массаж этой точки нормализует деятельность сосудов, сердца, бронхов, легких.
Слайд 22Точка 6 связана с передней и средней долями гипофиза. Массаж этой точки
улучшает кровоснабжение слизистой оболочки носа, гайморовых полостей, а главное – гипофиза. Дыхание через нос становится свободным, насморк проходит.
Слайд 23Точка 7 связана со слизистой оболочкой решетчатых образований полости носа и лобных
пазух, а также с лобными отделами головного мозга. Массаж этой точки улучшает кровообращение слизистой оболочки верхних отделов полости носа, а также области глазного яблока и лобных отделов головного мозга.
Слайд 24Массаж точки 8 положительно воздействует на орган слуха и вестибулярный аппарат.
Слайд 25Массаж точки 9 нормализует многие функции организма, так как руки человека через шейные
отделы спинного мозга и определенные области коры больших полушарий головного мозга связаны со всеми точками, о которых было рассказано.
Слайд 26"Считалка для пальчиков"
действия с пальчиками
Этот пальчик маленький,
(загибаем мизинец)
Этот пальчик слабенький, (загибаем безымянный палец)
Этот пальчик длинный, (загибаем средний палец)
Этот пальчик сильный, (загибаем указательный палец)
Ну а это толстячок, (загибаем большой палец)
А все вместе - кулачок! (покрутите кулачком)
Слайд 27Дом
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над
головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
Слайд 28
КОТЯТА
Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.
У
кошечки нашей есть десять котят,
Покачиваем руками, не разъединяя их.
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).
Слайд 29Техника выполнения упражнений дыхательной гимнастики для детей:
- воздух набирать через нос;
-
плечи не поднимать;
- выдох должен быть длительным и плавным;
- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками).
Слайд 30Упражнения для дыхательной гимнастики
Бегемотик.
ИП: сидя. Ребенок кладет ладонь на область
диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики,
потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Слайд 31Надуй шарик.
ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит
руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик,
из которого выпустили
воздух.
Слайд 32Трубач.
ИП: сидя, кисти рук сжаты в
трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука
«п-ф-ф-ф-ф».
Слайд 33
Подуй на одуванчик.
ИП: ребёнок стоит или сидит. Делает глубокий вдох
носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.
Слайд 34Чаще всего двигательные минутки – это движения под весёлые рифмованные строчки,
которые легко запоминаются
Бабочка
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась,
Быстро сделала зарядку:
Лапки вверх, лапки вниз.
На носочки поднялась,
Лапки ставит на бочок.
На носочках скок – скок – скок,
А затем вприсядку,
Чтоб окрепли лапки.
Слайд 35Результаты использования двигательных минуток на уроке говорят сами за себя
- перестали ждать перемену;
- уроки проходят быстрее;
- уроки стали интереснее;
- повысилась активность на уроке;
- улучшились учебные результаты.
Слайд 37КАЖДЫЙ ОХОТНИК ЖЕЛАЕТ ЗНАТЬ, ГДЕ СИДИТ ФАЗАН.
ПРИЯТНОГО ПРОСМОТРА!