Слайд 1«Здоровьесберегающие технологии
в музыкальном образовании дошкольников»
Слайд 2Задачи:
Сохранять и укреплять здоровье детей
посредством внедрения
в работу
МДОУ здоровьесберегающих технологий.
Обеспечить равные стартовые
возможности воспитанников МДОУ
для получения качественного дошкольного
образования и поддержка одарённых детей.
Совершенствовать инновационные
подходы во взаимодействии с семьёй.
Слайд 3Актуальность применения здоровьесберегающей технологии в музыкально-образовательной деятельности ДОУ.
Повышение уровня заболеваемости детей
ОРВИ,ОРЗ.
-
Эффективность музыкального
воздействия на физиологию ребенка.
- Отсутствие единого целостного подхода
в оздоровительной работе среди
специалистов МДОУ.
- Повышение уровня профессиональной
компетенции музыкального руководителя
в условиях педагогики оздоровления.
Слайд 4Гипотеза
При использовании здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности
будут учитываться возрастные особенности дошкольников, их личные интересы, потребность в самореализации, общении, одобрении, проявлении инициативы:
Будет обеспечено усвоение детьми приёмов, средств и методов здоровьесбережения в различных видах деятельности (занятиях, играх, игровой гимнастике, и т.п.)
Слайд 5Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в МДОУ
Технология сохранения и стимулирования здоровья:
Лечебная гимнастика
Игровая гимнастика
Лечебно – профиллктические танцы Физ.минутки
Подвижные игры Релаксация
Пальчиковая гимнастика Дыхательная гимнастика
Технологии обучения здоровому образу жизни
Коммуникативные игры – танцы Самомассаж
Гимнастика для профилактики зрения
3. Коррекционные технологии
Музыкотерапия Фонетическая ритмика
Слайд 6Условия
Систематизировать и разнообразить работу музыкального руководителя со специалистами и воспитателями по
проблеме: Сохранение и укрепление здоровья детей посредством внедрения в работу МДОУ здоровьесберегающих технологий.
Использовать в работе музыкального руководителя регламентируемых и не регламентируемых видов деятельности , способствующих укреплению и сохранению здоровья дошкольников.
Привлекать родителей к участию в мероприятиях детского сада (всеобучи, занятия, консультации, беседы)
Регламентируемые виды деятельности:
Музыкально-оздоровительные занятия, утренняя гимнастика, в разных видах деятельности.
Музыкально – ритмические движения.
Индивидуальные коррекционные занятия (индивидуально-дифференцированный подход)
Занятия фонетической ритмикой.
Логоритмика
Не регламентируемые виды деятельности:
- музыкальное сопровождение режимных моментов, способствующее как активизации, так и успокоению центральной нервной системы ребенка.
- совместная музыкальная деятельность воспитателя и детей в группе, основанная на здоровьеформирующих принципах.
- совместная музыкальная деятельность родителей и детей в семье адекватная музыкальной деятельности в ДОУ.
-Использование антистрессовой пластической гимнастики на музыкальных занятиях в детском саду.
Музыкальная терапия.
Минуты шалости (танцы между занятиями)
Слайд 7- музыкальное сопровождение режимных моментов, способствующее как активизации, так и успокоению
центральной нервной системы ребенка.( на занятиях изодеятельности, художественно – конструктивной деятельности, трудовой деятельности, во время приёма детей, в летний период во время прогулки).
- совместная музыкальная деятельность воспитателя и детей в группе, основанная на здоровьеформирующих принципах.
- совместная музыкальная деятельность родителей и детей в ДОУ ( досуги, викторины, развлечения, праздники).
-Использование антистрессовой пластической гимнастики на музыкальных , физкультурных и физминутках , в кружке дополнительного образования «Озорные светлячки».
Музыкальная терапия.
Минуты шалости (танцы между занятиями)
Слайд 8Цель и задачи применения здоровьесберегающей технологии в процессе музыкального образования дошкольников
Основополагающей целью применения здоровьесберегающей технологии в
процессе музыкального образования дошкольников является организация единой
оздоровительной работы ДОУ направленной на целостное физическое,
эстетическое, познавательное и социальное развитие личности ребенка.
Обогащение содержания музыкального образования различными видами
здоровьесберегающей деятельности.
Формирование здоровьесберегающего подхода в музыкальном образовании
путем интеграции задач музыкального и физического развития ребенка.
Повышение эффективности овладения детьми музыкальной деятельностью,
посредством внедрения в музыкальное образование здоровьесберегающих
технологий.
Формирование мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового
образа жизни.
Слайд 9Моделирование оздоровительной работы в музыкальной деятельности детей
Занятия.
Музыкально – ритмические движения («Ритмическая мозайка» Буренина.)
Младший возраст: «Чебурашка», «Куклы – неваляшки», «Плюшевый медвежонок».
Средний возраст: « Разноцветная игра», «Антошка», «Белые кораблики», «Мячик», «Волшебный цветок», «Птичка польку танцевала».
Старший дошкольный возраст: «Весёлые путешественники», «Кузнечик», «Чунга – чанга», «Дразнилки», «Кукляндия», «Карнавальное шествие», полька «Кремена», «Найди пару», «Какадурчик».
Дыхательная гимнастика ( А. Н. Стрельникова)
Упражнения : «Ладошки», «Шарики», «Дерево», «Кошка», «Маятник», «Повороты головы»,
«Насос», «Перекаты».
Попевки на одном звуке: «Сорока», «Андрей – воробей», «Люли», «Сапожок».
Попевки на двух и нескольких звуках : «Баю-бай», «В школу», «Лесенка», «Теремок», «Самолёт», «Ракета», «Горошина».
Пальчиковая гимнастика: «Пальчики встречаются», «Твёрдые ладошки», «Весёлые пальчики», «Пальчики танцуют», «Что умеют мои пальчики».
Музыкальные подвижные игры: «Ай-дили-дил-дили!», «Игра с лентой», «Найди листок», «Огуречик», «Мой ребёнок», «Беги ко мне».
Антистрессовая пластическая гимнастика (АПГ): упражнения «Водоворот», «Мельница», «Солнечные зайчики», «Лови мяч», «Покачаемся в лодке» и т.п.
Релаксация. Упражнения: «Отдохнём», «В лесу», «На волнах», «Птички», «Погреемся на солнышке», «Загораем».
Слайд 10Планирование музыкального образования
Перспективное планирование осуществляется совместно со всеми
специалистами ДОУ: музыкальный руководитель, воспитатели, инструктор физкультуры. Разрабатывается единая линия в планировании воспитательно- образовательного процесса. Планирование музыкального образования включает задачи психо- эмоционального, физического и эстетического, познавательного развития детей.
Слайд 11Формы оздоровительной работы в регламентированной музыкальной деятельности дошкольников
Музыкально-оздоровительные занятия (тематические)
Совместные с
детьми и родителями оздоровительные праздники
Индивидуальные коррекционные занятия (индивидуально-дифференцированный подход)
Занятия фонетической ритмикой.
Логоритмика
Слайд 12Формы оздоровительной работы в нерегламентированной музыкальной деятельности дошкольников
- музыкальное сопровождение режимных
моментов, способствующее как активизации, так и успокоению центральной нервной системы ребенка.
- совместная музыкальная деятельность воспитателя и детей в группе, основанная на здоровьеформирующих принципах.
- совместная музыкальная деятельность родителей и детей в семье адекватная музыкальной деятельности в ДОУ.
-Использование антистрессовой пластической гимнастики на музыкальных занятиях в детском саду.
Музыкальная терапия.
Минуты шалости (танцы между занятиями)
Слайд 13Виды оздоровительной работы в процессе музыкального образования дошкольников
Дыхательные упражнения
Самомассаж
Подвижные музыкальные
игры
Релаксация
Музыкально – ритмические движения
Кружок «Озорные светлячки»
Пальчиковая гимнастика
Гимнастика для коррекции зрения
Слайд 14Личностно-профессиональные качества и умения музыкального руководителя необходимые для реализации педагогики оздоровления
Умение
анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления.
Наличие знаний об особенностях возрастной физиологии детей, о формировании и функционировании психических процессов детей дошкольного возраста.
Способность проектирования и моделирования здоровьесберегающих технологий в музыкально – образовательном процессе.
Умение прогнозировать результаты собственной деятельности. Рефлексия.
Владение основами здорового образа жизни и возможность стать личным примером для детей, проявляя заботу о своем здоровье и здоровье окружающих людей.
Слайд 15Результат
Систематическое использование дыхательной гимнастики влияет не только на физическое состояние ребёнка,
когда уменьшается заболеваемость дыхательных путей, но и будет влиять на развитие ладового чувства дошкольника.
Использование музыкально – ритмических движений влияет не только на развитие пластики и движений, соответствующих ритму и темпу музыки, но и осанку, профилактику плоскостопия.
Пальчиковые игры, предметы для игр и танцев позволяют развивать общую и мелкую моторику, учат ориентироваться в ближайшем пространстве.
Использование коротких попевок и распевок улучшает состояние дыхательных путей и развитие голосового аппарата; развивает звуковысотный слух и ладовое чувство.
Использование музыкальных подвижных игр влияет на развитие ориентировок в ближайшем пространстве, фонематического слуха, правильности речи, а так же имеет профилактическое действие.
Использование релаксации на музыкальных занятиях приобщает детей к классической музыке, развивает умение расслабиться после полученной нагрузки.
Слайд 16Заключение
Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий
для повышения качества общего образования, и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребёнка с учётом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий ДОУ, профессиональной компетентности педагогов, а так же показаний заболеваемости детей. Если говорить о использовании здоровьесберегающих технологиях в музыкальной деятельности, то можно утверждать, что если будут учитываться возрастные особенности дошкольников, их личные интересы, потребность в самореализации, общении, одобрении, проявлении инициативы, то будет обеспечено усвоение детьми приёмов, средств и методов здоровьесбережения в различных видах деятельности (занятиях, играх, гимнастике, и т.п.). Применение в работе ДОУ здоровье сберегающих технологий повысит результативность учебно – воспитательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.