Слайд 1«Я – исследователь»
Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и
младших школьников
Выполнила: Семенова Нина Ивановна
воспитатель МБДОУ ЦРР д/с №8 «Сардаана» Горный р-н, с. Бердигестях
Слайд 2Руководство и состав оргкомитета и жюри
Савенков Александр Ильич – председатель жюри,
член корреспондент РАО, доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор, директор Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета.
Обухов Алексей Сергеевич – председатель жюри «гуманитарной» секции, кандидат психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования Национального исследовательского университета – Высшая школа экономики.
Председатели жюри секций: «математика, техника» «естественных наук» избираются ежегодно из числа известных научно-педагогических работников ведущих вузов России.
Слайд 3Основная идея конкурса
Конкурс проводится ежегодно с 2005 года. Участвуют дети
из разных регионов
России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья: Белоруссии, Казахстана, Украины и др.
Основная идея конкурса – содействовать развитию в отечественном образовании адекватной практики поддержки детской инициативы, познавательной самостоятельности, практики обучения через систему продуктивной дел и реализацию авторских замыслов, практику, направленную на развитие исследовательских способностей, критического мышления, рефлексии.
Первоначально конкурс проводился в г. Москве. С 2016 года Всероссийский
конкурс исследовательских и творческих проектов дошкольников и младших
школьников «Я исследователь» проводится в городе Сочи.
Слайд 4Цели и задачи
Цель – развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного
и младшего школьного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.
Задачи: - содействие развитию творческой исследовательской активности детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам;
- содействие формированию у детей научной картины мира;
- развитие коммуникативных навыков участников, их способности вести предметное обсуждение;
- формирование у детей и педагогов представления об исследовательском обучении, как ведущем способе учебной деятельности;
- содействие разработке и распространению инновационных образовательных программ, педагогических технологий и методических разработок по реализации учебных исследований с дошкольниками и младшими школьниками;
- распространение практики исследовательского обучения в образовательной системе страны.
Слайд 5Участники конкурса
Участниками конкурса могут стать юные исследователи в возрасте до 10
лет включительно (на момент проведения Всероссийского конкурса в конце мая участнику не должно исполниться 11 лет), нижняя граница возраста отсутствует. К участию допускаются как индивидуальные участники, так и творческие коллективы (до 3-х человек). В случае коллективной работы каждый участник должен отразить свой вклад на этапах сбора, обработки и интерпретации материала и иметь представление о работе в целом.
Принимать участие в конкурсе могут представители других стран, при условии представления работ на русском языке.
Слайд 6Этапы проведения
Конкурс проводится в три тура. Первый тур – муниципальный
(при желании региона), второй тур – региональный, третий тур – Всероссийский.
Все работы должны пройти два уровня рассмотрения: отборочный и итоговый. В отборочном уровне все авторы представляют свои работы на стендах. Члены жюри изучают материалы, знакомятся с авторами в режиме диалога. По итогам первого дня все дети получают дипломы участников. Отличившиеся получают звания лауреатов. Три лучшие работы выходят во второй тур. Итоговый (финальный) уровень проходит публично на специальных заседаниях секций. Жюри и все присутствующие заслушав автора, задают вопросы, высказывают собственные суждения. Специальное заседание жюри подводит итоги и определяет победителей (по каждой возрастной группе на секции).
Слайд 7Возрастные группы. Подведение итогов
Оргкомитетом установлены 5 возрастных групп: до 6
лет; 7-8 лет; 8-9 лет; 9 лет; 10 лет. Отнесение ребенка к возрастной группе определяется по количеству полных лет на 1 марта.
По итогам первого, отборочного уровня – все участники (дети и их педагоги) получают призы и дипломы – «Участников конкурса». Каждый участник, отмеченный жюри конкурса, награждается дипломом «Лауреата конкурса».
Жюри может учредить специальные номинации. По каждой возрастной группе выделяются 1,2 и 3 места. На всероссийский этап направляются авторы, получившие первые места в своей возрастной группе по секции.
Активные участники дискуссии награждаются специальными дипломами.
Слайд 8Разница между исследованием и проектированием
Исследование и проектирование это разные виды деятельности.
Исследование – это бескорыстный поиск истины. А проектирование – это решение определенной четко сформулированной задачи. Слово «проект» прямо переводится как – «брошенный вперед». Исследователь, начиная работу, не знает к чему придет, какие сведения получит. Его задача искать истину, какой бы она не была («поведение одноклассников на переменах»; «тайны шаровой молнии»). В отличие от него проектировщик твердо знает что делает, ясно понимает, к чему должен прийти. Например, «разработать «супер-игрушку»; «разрешить проблему мусора в городе» и др.
В образовании и исследование, и проектирование очень важны, но путать их друг с другом не стоит. Исследование – самостоятельная поисковая деятельность, а проектирование – деятельность по плану.
Слайд 9Классификация детских работ по тематике
Все работы распределяются по четырем тематическим секциям:
Физика,
математика, техника;
Естествознание: неживая природа;
Естествознание: живая природа;
Гуманитарная.
Слайд 10Презентация детской работы
Работа должна быть представлена так, чтобы исследовательские усилия и
достижения автора были освещены в максимально полном объеме;
Материал должен быть хорошо структурирован, для этого его следует изложить ясно, стройно, логично и доказательно;
Презентация должна быть наглядной, аппаратура для проведения собственных опытов, рисунки, плакаты, чертежи, фотографии, фильмы, макеты не обязательны, но могут быть очень полезны. Здесь одно важное требование – все это должно быть выполнено самим ребенком при минимальной помощи взрослого;
Автор должен свободно владеть материалом и быть готовым к ответам на вопросы и свободному обсуждению своих идей.
Слайд 11Оценка детских работ
Подлинно ценным становится то, насколько глубоко ребенок погружен в
проблему, как много сведений он сумел почерпнуть из собственных изысканий, насколько свободно владеет полученным материалом, насколько заинтересованно и увлеченно способен думать и говорить о проведенной работе.
Жюри стремится выделить подлинно детские исследовательские работы. Поэтому главный критерий оценки детских работ – самостоятельность. На высокую оценку рассчитывает та работа, которая выросла из собственного желания ребенка познать новое.
Слайд 12Критерии оценивания
Данные по работе: регламент; автор и название работы; жанр: проект/исследование.
Замысел
исследования проекта: степень авторства замысла, оригинальность; соответствие темы, цели, задач – содержание; познавательная ценность темы.
Уровень реализации исследования/проекта: адекватность методов и понимание их возможностей; достаточность и корректность эмпирических материалов, степень реализации исследования/проекта; осмысленность и корректность обобщений и выводов.
Представление работы: самостоятельность подготовки представляемых материалов; связанность и осознанность изложения; готовность обсуждать работу (ответы на вопросы).
Итог: сумма/рейтинг.
Слайд 13Тематика детских исследований
Тематику возможных тем можно условно объединить в две основные
группы:
Эмпирические – темы тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. В качестве предметов могут выступать люди, домашние животные, явления природы, неодушевленные предметы.
Теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что можно увидеть в фильмах или прочитать в книгах и др. Это более сложные темы, требующие от ребенка развитого аналитического мышления и интуиции.
Слайд 14Правила выбора темы:
Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.
Тема должна
быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена качественно, но относительно быстро.
Помогая ребенку, выбрать тему, старайтесь сами держаться ближе к той сфере , которая вам самим интересна.
Педагог (родитель) тоже должен чувствовать себя исследователем.
Желания и возможности (учет возможностей).
Слайд 15Заключение
Ребенок может замечательно увлеченно работать над собственными исследованиями и проектами,
открывать для себя много нового и вполне успешно развиваться. Основные педагогические достижения рождаются в будничной обстановке. Поэтому не стоит расстраиваться, если в этот раз победа на конкурсе досталась кому-то другому.
Каждому участнику следует помнить, что оценивается не он, ни его родители или педагоги, а его работа. Она может оказаться чуть лучше или чуть хуже других работ в данный момент. А следующая обязательно будет лучше.
Слайд 16Рекомендуемая литература
1. Гаврилова О.Я., Комарова Н.М. Исследовательская деятельность дошкольников: Методическая
разработка по развитию исследовательских способностей дошкольников/под.ред. А.С. Обухова. – М.: Национальный книжный центр, 2017. – 48 с.
2. Каменская Е.В., Толокнова И.А., Осипенко Л.Е., Айгунова О.А., Гудзь Л.В., Дмитриева Л.В. Учимся исследуя, - исследуя учимся. Методическое пособие. – М.: АНОО ВПО ОГИ, 2012. – 128 с.
3. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 280 с.
4. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника самостоятельно приобретать знания. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Национальный книжный центр, 2017. – 240 с.
5. Савенков А.И. Маленький исследователь: Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. – Самара: Издательский дом «Федоров»; Издательство «Учебная литература», 2011. – 24 с. ил.
6. Савенков А.И. Маленький исследователь: как научить младшего школьника приобретать знания. – Ярославль. Академия развития. 2002. – 208 с.
7. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: Издательский дом «Федоров»; Издательство «Учебная литература», 2010. – 124 с.
Слайд 17Рекомендуемая литература
8. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара:
Издательский дом «Федоров»; Издательство «Учебная литература», 2004. – 80 с. ил.
9. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. – М.: Ось-89. 2006. – 480 с.
10. Савенков А.И. Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольника. – СПб.: Питер, 2003. – 272 с.
11. Савенков А.И. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 128 с.
12. Савенков А.И. Я исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников. – 4-е издание – Самара: Издательский дом «Федоров»; Издательство «Учебная литература», 2012 – 32 с. ил.