Слайд 1Система оценивания в условиях реализации ФГОС НОО
Надо учить не содержанию науки,
а деятельности по её освоению.
В.Г.Белинский
Слайд 2Основные результаты НОО
Формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной
системы знаний, обеспечивающих продолжение обучения в ОШ;
Воспитание основ умения учиться – способность к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
Индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности
Слайд 3
Расширение спектра регламентированных оценочных процедур (индивидуальная оценка образовательных достижений школьника; оценка
эффективности деятельности ОУ через аккредитацию и аттестацию; оценка состояния и тенденций развития системы образования)
Использование планируемых результатов в качестве содержательной и критериальной оценки
Отличия новой системы оценивания
Слайд 4Отличия новой системы оценивания
Новые стандарты ориентируют ОП на достижение качественно новых
целей и результатов.
В систему контроля и оценивания внесены значительные изменения. В качестве приоритетных задач выделены следующие: существенное расширение объектов контрольно-оценочной деятельности учителя, усиление внимания к оцениванию индивидуального прогресса каждого ученика.
Слайд 5Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума
содержания образования, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом. При оценке предметных результатов стандарт фиксирует важную особенность: в центре внимания должно быть применение знаний в стандартной и нестандартной ситуации, овладение определенными способами действия.
Отличия новой системы оценивания
Слайд 6Особенности предлагаемой системы оценки
Комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных,
метапредметных, личностных результатов).
Оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов осуществляется на основе системно-деятельностного подхода (способность к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач).
Оценка динамики образовательных достижений учащихся.
Сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования
Слайд 7Особенности предлагаемой системы оценки
Использование персонифицированных процедур для итоговой оценки и аттестации
учащихся и неперсонифицированных процедур для оценки состояния и тенденций развития системы образования.
Уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных.
Использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений
Слайд 8Особенности предлагаемой системы оценки
Использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами
таких методов оценивания как проекты, практические работы, творческие работы.
Оценка предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся (оценка на единой критериальной основе, формирование навыков R; самоанализ, самооценка, самоконтроль).
Слайд 9Особенности предлагаемой системы оценки
Ещё одна особенность предлагаемой системы оценки – уровневый
подход. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксируя допущенные ошибки и недочёты формируется оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных результатов. Достижение опорного уровня – это учебный успех ребёнка. Оценку индивидуальных образовательных достижений предлагается вести «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
Слайд 10Планируемые результаты как основа системы оценки достижения требований стандарта
Планируемые результаты служат
нормативной основой и для различных оценочных процедур, и для определения содержания и организации образовательного процесса.
В планируемых результатах три блока целей:
1) цели – ориентиры;
2) выпускник научится - опорная система знаний – основа итоговой оценки;
3) выпускник получит возможность научиться – знания, умения, навыки, расширяющие, углубляющие опорную систему или выступающие как пропедевтика для данного предмета.
Оценка деятельности педагогов и ОУ представлена преимущественно в двух последних блоках.
Слайд 11Оценка личностных, метапредметных и предметных результатов
Стандарт устанавливает три основных группы результатов
– личностные, метапредметные и предметные.
Слайд 12Особенности оценки личностных результатов
Оценка личностных результатов описана как оценка планируемых результатов,
представленных в разделе «Личностные результаты» междисциплинарной программы формирования УУД.
Основное содержание оценки личностных результатов в начальной школе строится вокруг оценки:
Слайд 13Особенности оценки личностных результатов
Сформированности внутренней позиции школьника, которая находит отражение в
эмоционально-положительном отношении ученика к школе;
Сформированности основ гражданской идентичности – чувство гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий и т.д.;
Сформированности самооценки;
Сформированности мотивации учебной деятельности;
Слайд 14Особенности личностных результатов
В планируемых результатах, описывающих эту группу, отсутствует блок «Выпускник
научится». Это означает, что личностные результаты выпускников начальной школы не подлежат итоговой оценке. Оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований. Предметом оценки становится не прогресс личностного развития учащегося, а эффективность воспитательно-образовательной деятельности ОУ, муниципальной, региональной или федеральной системы образования. Это принципиальный момент, отличающий оценку личностных результатов от оценки предметных и метапредметных результатов.
Слайд 15Оценка метапредметных результатов
Описана как оценка планируемых результатов, представленных в разделах «Регулятивные
универсальные действия», «Познавательные универсальные учебные действия», «Коммуникативные УУД» междисциплинарной программы формирования УУД, а также во всех разделах междисциплинарной программы «Чтение: работа с информацией».
Уровень сформированности УУД, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов может быть оценен и измерен:
1)в результате выполнения специально сконструированных диагностических задач.
Слайд 16Оценка метапредметных результатов
2) При выполнении учебных и учебно-практических задач учебных предметов.
Этот подход широко использован в представленных примерах для итоговой оценки планируемых результатов по отдельным предметам. В зависимости от успешности выполнения проверочных работ по математике, русскому языку, чтению, окружающему миру, технологии и с учётом характера ошибок, допущенных ребёнком, можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий учащихся.
Проверочные задания, требующие совместной работы учащихся на общий результат и позволяющие оценить сформированность коммуникативных учебных действий представлены в планируемых результатах освоения курсов музыки, технологии, физкультуры.
Слайд 17Оценка метапредметных результатов
3)Достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных
заданий на межпредметной основе.
Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур:
1) в ходе итоговых проверочных работ по предметам и в ходе комплексной работы на межпредметной основе может быть оценена (прямо или опосредованно) сформированность большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также проведена опосредованная оценка сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.
2) в ходе внутренней оценки, фиксируемой в портфолио в виде оценочных листов и листов наблюдений учителя может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы.
Слайд 18Оценка предметных результатов
Описана как оценка планируемых результатов по отдельным предметам. Достижение
этих результатов обеспечивается за счёт учебных предметов, представленных в инвариантной части учебного плана.
При оценке предметных результатов стандарт фиксирует важную особенность: в центре внимания должно быть применение знаний в стандартной и нестандартной ситуации, овладение определенными способами действия.
Слайд 19Оценка предметных результатов
Предметные результаты содержат в себе:
1) Систему предметных знаний, которая
выражается через учебный материал различных курсов;
2) Систему формируемых действий или систему предметных действий, которые специфичны для данного предмета и направлены на применение знаний, их преобразование и получение нового знания.
В системе предметных знаний выделяются опорные знания и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний.
Слайд 20Оценка предметных результатов
В начальной школе к опорной системе знаний прежде всего
отнесён понятийный аппарат учебных предметов, освоение которого позволяет продвигаться в изучении предмета.
В систему опорных знаний включены такие знания, умения, учебные действия, которые необходимы для успешного обучения и при специальной целенаправленной работе учителя могут быть достигнуты подавляющим большинством учащихся.
Слайд 21Оценка предметных результатов
На начальной ступени обучения особое значение для продолжения образования
имеет усвоение учащимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, овладение речевыми действиями, среди которых следует выделить навыки осознанного чтения и навыки работы с информацией, овладение коммуникативными действиями, необходимыми для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Слайд 22Оценка предметных результатов
При оценке предметных результатов основную ценность представляет способность использовать
эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Объектом оценки являются действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием.
Какие это действия с предметным содержанием?
Слайд 23Оценка предметных результатов
В основе многих предметных действий лежат универсальные действия, прежде
всего познавательные: использование знаково-символических средств, моделирование; сравнение, классификация; анализ, синтез, обобщение; поиск, преобразование информации и т.д., но на разных предметах с разными объектами
Слайд 24Оценка предметных результатов
И алгоритмы выполнения действий, и состав формируемых и отрабатываемых
действий носит специфическую «предметную» окраску. По этой причине вклад разных учебных предметов в формирование УУД различный. Например, в формирование регулятивных УУД неоценимый вклад вносит такой предмет как________.
Совокупность всех учебных предметов обеспечивает формирование всех универсальных учебных действий, при условии, что образовательный процесс ориентирован на достижение этих результатов.
Слайд 25Оценка предметных результатов
Вывод: объектом оценки предметных результатов становится способность учащихся решать
учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале опорной системы знаний, с использованием средств, соответствующих содержанию учебных предметов.
Слайд 26Процедуры и механизмы оценки. Внешняя и внутренняя оценка в начальной школе.
Портфолио. Итоговая оценка.
Общий подход к системе оценки позволяет выделить следующие основные группы проблем:
соотношение внешней и внутренней оценки на начальной ступени образования;
способы и формы внутренней оценки, текущая оценочная деятельность учителя;
способы и процедуры внешней оценки;
итоговая оценка выпускника, её использование в системе образования.
Слайд 27Соотношение внешней и внутренней оценки на начальной ступени образования. Итоговая оценка.
Внутренняя
оценка – это оценка самой школы. Она выражается:
в текущих отметках, которые ставятся учителями;
в результатах самооценки учащихся;
в результатах наблюдений, проводящихся учителями и школьными психологами;
в промежуточной и итоговой оценках учащихся;
в решении педагогического совета ОУ о переводе ученика в следующий класс или на следующую ступень обучения.
Слайд 28Соотношение внешней и внутренней оценки на начальной ступени образования. Итоговая оценка.
Внутренняя
оценка должна обеспечивать обратную связь, информируя:
учащихся об их продвижении в освоении программы, об их сильных и слабых сторонах;
и учителей об эффективности их педагогической деятельности.
Внутренняя оценка должна обеспечивать положительную мотивацию учения, стимулировать обучение учащихся: ориентировать на успех, отмечать даже незначительные продвижения, поощрять учащихся, отмечать сильные стороны, позволять продвигаться в собственном темпе.
Слайд 29Соотношение внешней и внутренней оценки на начальной ступени образования. Итоговая оценка.
Внешняя
оценка проводится внешними по отношению к школе службами, уполномоченными вести оценочную деятельность.
Внешняя оценка проводится в рамках следующих процедур:
- государственная итоговая аттестация выпускников;
аттестация работников образования;
аккредитация ОУ;
мониторинговые исследования качества образования.
«Точка соприкосновения» внутренней и внешней оценки – итоговая оценка. В начальной школе государственная итоговая аттестация выпускников не предусматривается Законом об образовании.
Слайд 30Соотношение внешней и внутренней оценки на начальной ступени образования. Итоговая оценка.
В
НШ влияние внешней оценки на внутреннюю осуществляется опосредованно: через аттестацию кадров; через аккредитацию ОУ, через мониторинговые исследования, в которых основным элементом выступают результаты итоговой оценки выпускников.
В результате к структуре итоговой оценки младших школьников выдвигаются определенные требования.
Итоговая оценка должна позволять
фиксировать индивидуальный прогресс в образовательных достижениях ученика, т.е.вести оценку ребёнка по отношению к самому себе;
получить объективные и надёжные данные об образовательных достижениях каждого ребёнка и всех учащихся
Слайд 31Соотношение внешней и внутренней оценки на начальной ступени образования. Итоговая оценка.
Согласно
требованиям Стандарта в итоговой оценке освоения обучающимися ООП НОО выделены две составляющие:
1) результаты промежуточной аттестации (накопленные оценки), отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения программы;
2) результаты итоговых работ (оценки за стандартизированные итоговые работы), характеризующие уровень освоения основных формируемых способов действий, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.
Слайд 32Соотношение внешней и внутренней оценки на начальной ступени образования. Итоговая оценка.
Фиксация
накопленных в ходе обучения оценок и проведение итоговых работ – область компетенции педагогов и школы.
Для проведения итоговых работ в целях обеспечения объективности и сопоставимости данных целесообразно использовать единый инструментарий, разрабатываемый или на федеральном уровне, или на областном уровне, или образовательными учреждениями на основе спецификаций и демонстрационных вариантов, созданных в рамках системы внешней оценки.
Слайд 33Соотношение внешней и внутренней оценки на начальной ступени образования. Итоговая оценка.
Связь
внутренней итоговой оценки с системой внешней оценки может быть существенно усилена, если:
проводится регулярный внешний мониторинг образовательных достижений выпускников начальной школы;
процедуры аттестации педкадров и аккредитации ОУ предусматривают проведение анализа данных о результатах выполнения выпускниками итоговых работ, а также данных, характеризующих используемую учителем и школой систему накопительной оценки.
Слайд 34Соотношение внешней и внутренней оценки на начальной ступени образования. Итоговая оценка.
В
начальной школе особое место в системе итоговых работ занимают работы, проверяющие достижение предметных планируемых результатов по русскому языку и математике, а также работы, проверяющие достижение метапредметных результатов, в том числе по программе «Чтение: работа с информацией».
Именно эти результаты имеют решающее значение для успешного обучения на следующей ступени, для оценки деятельности системы начального образования в целом, ОУ и педагогов, работающих в начальной школе.
Проверку результатов целесообразно вести при проведении 3 итоговых работ: по русскому языку, по математике, и комплексная работа на межпредметной основе.
Слайд 35Организация накопительной системы оценки. Портфолио.
Главным средством накопления информации об образовательных результатах
ученика должен стать Портфолио.
Официальный классный журнал не отменяется, но итоговая оценка за начальную школу должна приниматься не только на основе годовых предметных отметок в журнале, а на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных, учебных и внеучебных), накопленных в Портфолио за четыре года обучения
Слайд 36Организация накопительной системы оценки. Портфолио.
Портфолио – оптимальный способ организации накопительной системы
оценки. Материалы портфолио должны допускать проведение независимой внешней оценки, например, при проведении аттестации или аккредитации.
Обязательной составляющей портфолио являются:
1) материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.
Слайд 37Организация накопительной системы оценки. Портфолио.
2) Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы
и листы наблюдений) за процессом овладения УУД, которые ведут учителя начальных классов, школьный психолог и другие непосредственные участники образовательного процесса.
3) Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.
Слайд 38Организация накопительной системы оценки. Портфолио.
В текущей оценочной деятельности и при оценке
отдельных составляющих портфолио целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
зачёт/незачёт (удовлетворительно/ неудовлетворительно), свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий, построенных на опорном учебном материале;
- «хорошо», «отлично», свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте интересов.
Слайд 39Организация накопительной системы оценки. Портфолио.
Используя традиционную систему отметок по 5-балльной шкале,
достижение опорного уровня рассматривается как безусловный учебный успех ученика, как исполнение им требований стандарта и соотносится с оценкой «удовлетворительно» (зачёт).
По результатам накопленной оценки, на основе материалов портфолио, делаются выводы о:
сформированности универсальных и предметных способов действий, опорной системы знаний для продолжения образования в ОШ;
сформированности основ умения учиться;
об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности.
Слайд 40Итоговая оценка выпускника и её использование в системе образования
Вывод 1. Выпускник
овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени общего образования, и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета.
Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам программы учебного предмета, курса как минимум с отметкой «зачтено» (или «удовлетворительно»), а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50% заданий базового уровня.
Слайд 41Итоговая оценка выпускника и её использование в системе образования
Вывод 2. Выпускник
овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени общего образования, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.
Делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам программы учебного предмета, курса, причем не менее, чем по половине разделов выставлена отметка «хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65% заданий базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.
Слайд 42Итоговая оценка выпускника и её использование в системе образования
Вывод 3. Выпускник
не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени общего образования.
Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам программы учебного предмета, курса, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50% заданий базового уровня.
Слайд 43Итоговая оценка выпускника и её использование в системе образования
Решение педсовета о
переводе выпускника принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики выпускника начальной школы. Все выводы и оценки, включаемые в характеристику должны быть подтверждены материалами портфолио.
Слайд 44Итоговая оценка выпускника и её использование в системе образования
Оценка результатов деятельности
ОУ осуществляется в ходе аккредитации и в рамках аттестации. Учитываются результаты мониторинговых исследований, условия реализации ООП НОО, особенности контингента обучающихся.
Предметом оценки в ходе данных процедур является внутренняя оценочная деятельность ОУ и педагогов, отслеживание динамики образовательных достижений выпускников начальной школы.
Слайд 45Измерительные материалы для итоговой оценки
Отличительной особенностью итоговых работ в рамках стандартов
второго поколения является их ориентация не на оценку овладения предметными знаниями и умениями и способности воспроизводить их в учебных ситуациях, а на оценку способности применять полученные знания и умения в различных ситуациях, включая и приближенные к реальным жизненным.
В итоговую работу включаются две группы заданий:
- задания базового уровня, в которых очевиден способ решения;
- задания повышенного уровня, в которых способ решения явно не задан. При его выполнении ученик должен продемонстрировать не дополнительный объём знаний, а уровень самостоятельности в использовании изученного материала.
Слайд 46Измерительные материалы для итоговой оценки
Задания базового уровня сложности проверяют сформированность знаний,
умений и способов учебных действий по данному предмету, которые необходимы для успешного продолжения обучения на следующей ступени. Как правило, это стандартные учебно-познавательные или учебно-практические задания, в которых очевиден способ учебных действий.
Умение: проверять правильность хода решения задачи.
Бабушка испекла 30 пирожков. Каждый из трёх братьев взял по 4 пирожка. Сколько пирожков осталось? Выбери верное выражение для решения задачи.
1) 30 – 4 2) 30 – 4 х 3
3) 30 – (3 + 4) 4) (30 – 4) х 3
Почему это задание относится к базовому уровню?
Слайд 47Измерительные материалы для итоговой оценки
Задания повышенного уровня сложности проверяют способность ученика
выполнять такие учебно-познавательные и учебно-практические задания, в которых нет явного указания на способ их выполнения. Учащийся сам должен выбрать этот способ из набора известных, освоенных в процессе изучения данного предмета. В некоторых случаях учащийся сам должен сконструировать способ решения, комбинируя известные ему способы, привлекая знания из других
Умение: проверять правильность хода решения задачи.
В магазин привезли 12 мешков с рисом и 4 мешка с пшеном. Сколько килограммов крупы привезли в магазин, если мешок с рисом весит 10 кг, а мешок с пшеном – 15 кг? С помощью какого выражения можно ответить на вопрос задачи?
1) (12 + 4) х 10 х 15; 2) 15 х 4 + 12 х 10;
10 х 12 + 15 х 4; 4) (30 – 4) х 3;
А можно ли это задание изменить так, чтобы оно стало заданием базового уровня?
Слайд 48Измерительные материалы для итоговой оценки
Умение: проверять правильность хода решения задачи.
А будет
ли это задание повышенного уровня? Почему?
В магазин привезли 12 мешков с рисом по 10 кг каждый и 4 мешка с пшеном по 15 кг каждый . Сколько килограммов крупы привезли в магазин? С помощью какого выражения можно ответить на вопрос задачи?
1) (12 + 4) х 10 х 15; 2) 15 х 4 + 12 х 10;
3) 10 х 12 + 15 х 4; 4) (30 – 4) х 3;
Слайд 49Измерительные материалы для итоговой оценки
Задания базового уровня сложности проверяют сформированность знаний,
умений и способов учебных действий по данному предмету, которые необходимы для успешного продолжения обучения на следующей ступени. Как правило, это стандартные учебно-познавательные или учебно-практические задания, в которых очевиден способ учебных действий.
Умение: пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации
В каком порядке данные слова встретятся тебе в словаре? Расставь цифры от 1 до 5.
зяблик
танец
идея
золото
победа
Слайд 50Измерительные материалы для итоговой оценки
Задания повышенного уровня сложности проверяют способность ученика
выполнять такие учебно-познавательные и учебно-практические задания, в которых нет явного указания на способ их выполнения. Учащийся сам должен выбрать этот способ из набора известных, освоенных в процессе изучения данного предмета. В некоторых случаях учащийся сам должен сконструировать способ решения, комбинируя известные ему способы, привлекая знания из других
Умение: характеризовать звуковой, буквенный и слоговой состав слова, умение работать с таблицей.
Запиши данные ниже слова в нужную часть таблицы. Обрати внимание: первое слово уже записано. Слова: маяк, тополь, якорь, ёж, взгляд, вишня, гриб, соль, яма.
Слайд 51Измерительные материалы для итоговой оценки
Задание базового уровня
Отметь слова, в которых все
согласные звуки звонкие.
дорога ураган кошка
щавель боец злой
Задание повышенного уровня
Отметь слова, в которых все согласные звуки звонкие.
деревня мороз сделал чайный
папка огурец зимой сдобный
Одинаковые задания, почему одно базового уровня, другое повышенного?
Слайд 52Измерительные материалы для итоговой оценки
Разработка инструментария для итоговой оценки включает следующие
этапы:
- планирование итоговой работы;
разработка заданий;
конструирование проверочной работы;
разработка рекомендаций по оценке заданий и работы в целом;
подготовка инструкций по проведению работы.
Слайд 53Измерительные материалы для итоговой оценки
Разработка инструментария для итоговых работ может вестись
в рамках нескольких моделей.
Первая модель предусматривает централизованную разработку (федеральный уровень), на этапе введения системы оценки достижения планируемых результатов наиболее предпочтительна.
Вторая модель предусматривает разработку инструментария силами уполномоченных на это региональных структур на основе централизованно разработанной спецификации и демоверсии.
Третья модель предусматривает разработку инструментария силами образовательных учреждений на основе централизованно разработанной спецификации и демоверсии.
Слайд 54Измерительные материалы для итоговой оценки
Индивидуальная итоговая аттестация выпускников начальной школы в
соответствии с Требованиями Стандарта является внутренней оценкой, т.е. осуществляется ОУ самостоятельно, но на основе предлагаемых вариантов итоговых работ, разработанных на федеральном уровне. Примерные варианты таких работ по всем предметам НШ и наиболее целесообразные формы их проведения в данном предмете приводятся в книге «Оценка достижения планируемых результатов».
Слайд 55Измерительные материалы для итоговой оценки
Результат может быть достигнут только в том
случае, если есть обратная связь. До тех пор, пока в ОУ не будет создана система оценки качества, говорить о переходе на новые стандарты затруднительно. Департаментом общего образования Минобрнауки России разработана модель мониторинга введения ФГОС НОО, в которой показано, что системообразующим объектом будет ориентация школы на новые образовательные результаты. Показателем наличия в ОУ системы оценки результатов будет наличие в арсенале педагогов инструментария оценки УУД.
Слайд 56Измерительные материалы для итоговой оценки
Инструментарий – это совокупность средств, применяемых для
оценки достижения планируемых результатов. В инструментарий входит описание используемых методик, особенности проведения диагностики, система оценивания ответов детей, раздаточный материал для выполнения работ детьми, таблицы для фиксации результатов обследования.
Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки как предметных умений, так и процесса универсальных учебных действий, по мнению учёных, является мониторинг.
Слайд 57Измерительные материалы для итоговой оценки
Мониторинг – это профессиональная деятельность по отслеживанию
состояния или развития какого – либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения.
Мониторинг – это, прежде всего, инструмент, помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата.
Слайд 58Измерительные материалы для итоговой оценки
Мониторинг представляет систему диагностических процедур, проводимых в
различные возрастные периоды детей с целью управления качеством образования.
Мониторинг может осуществляться в несколько этапов:
- разработка контрольно измерительных материалов для оценки качества подготовки учащихся;
- первичная диагностика учащихся;
- повторная диагностика учащихся;
- сравнительный анализ результатов диагностики.
Что такое педагогическая диагностика?
Слайд 59Измерительные материалы для итоговой оценки
Педагогическая диагностика призвана, во-первых, оптимизировать процесс индивидуального
обучения, во-вторых, обеспечить правильное определение результатов обучения, в-третьих, руководствуясь выработанными критериями, свести к минимуму ошибки при переводе учащихся из одной учебной группы в другую. (К. Ингенкамп «Педагогическая диагностика» Педагогика 1991 с. 7)
Педагогическая диагностика – это совокупность приёмов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования учебных программ и методов педагогического воздействия. (Российская педагогическая энциклопедия, гл. ред. В. В. Давыдов, т. 2 с. 123)
Слайд 60Измерительные материалы для итоговой оценки
Педагогическая диагностика как обязательный компонент
системы контроля и
оценки
Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:
– определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков;
– выявить характер трудностей ученика и установить их причины;
– установить уровень овладения учебной деятельностью;
– оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.
Слайд 61Измерительные материалы для итоговой оценки
Для проведения педагогической диагностики стартовой готовности первоклассников
к успешному обучению в начальной школе может быть использован следующий инструментарий:
- рабочая тетрадь «Школьный старт» Т.В.Бегловой, М.Р.Битяновой и др., издательский дом «Фёдоров»;
- комплекты диагностических методик для определения уровня готовности первоклассников предлагаемые в пособии «Планируемые образовательные результаты и способы их оценивания» под редакцией А.Б.Воронцова, издательство «Вита – Пресс», 2011 год;
Слайд 62Измерительные материалы для итоговой оценки
- методическое пособие «Диагностика уровня сформированности УУД
у учащихся начальной школы» Шаталовой О.А.;
- пособие для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А.Г.Асмолова.
Слайд 63Измерительные материалы для итоговой оценки
Для изучения сформированности личностных результатов учитель может
использовать следующий инструментарий:
- типовые задания по оценке личностных результатов, представленные в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А.Г.Асмолова;
- проверочные работы 1кл.,2кл.,3-4 классы «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования» Р.Н.Бунеева и др.;
Слайд 64Измерительные материалы для итоговой оценки
Для оценки сформированности метапредметных результатов персонифицированные мониторинговые
исследования можно проводить с использованием следующего инструментария:
- рабочая тетрадь «Учимся учиться и действовать» Т.В.Меркуловой, А.Г.Теплицкой и др., издательский дом «Фёдоров»;
- методическое пособие «Диагностика уровня сформированности УУД у учащихся начальной школы» Шаталовой О.А.;
- пособие для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А.Г.Асмолова;
Слайд 65Измерительные материалы для итоговой оценки
- проверочные работы 1 кл, 2 кл,
3-4 классы «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования» Р.Н.Бунеева и др.;
-педагогическая диагностика по русскому языку и математике 1 кл., 2 кл., 3 кл., 4 кл. издательство «Вентана – Граф»
- итоговые проверочные работы по предметам «Русский язык», «Математика», где УУД как инструментальная основа (под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой)
Слайд 66Измерительные материалы для итоговой оценки
- комплексные работы на межпредметной основе и
работе с информацией (под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой)
- итоговые комплексные работы «Мои достижения» (под ред.О.Б.Логиновой, С.Г.Яковлевой);
- комплексные работы системы «Начальная инновационная школа»;
- олимпиадные и творческие задания, проекты (внеурочная деятельность).
Слайд 67Оценивание учебных достижений
В связи с переходом на новый стандарт особое внимание
следует уделять созданию условий для развития контроля и оценки, самоконтроля и самооценки, а также оцениванию степени успешности овладения этими компонентами учебной деятельности.
Предлагаемая система контроля и оценки характеризуется многоуровневым подходом к оцениванию учебных достижений. Одно и то же действие, умение может быть достигнуто и оценено как на базовом уровне, так и на повышенном уровне. Как правило, выполнение сложных заданий позволяет оценить и овладение учащимися рядом метапредметных результатов, так как требует проявления УУД.
Слайд 68Оценивание учебных достижений
В п. 12.1 стандарта зафиксирован по русскому языку такой
предметный результат, как овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
В содержательной линии «Система языка» в разделе «Фонетика и графика» зафиксирован следующий планируемый результат: характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие; парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие; парные/непарные звонкие и глухие.
Слайд 69Оценивание учебных достижений
Этот результат может быть достигнут только, если учащийся овладеет
рядом умений, характеризующих достижение этого результата:
- различать гласные и согласные звуки;
- различать твердые и мягкие согласные;
- различать звонкие и глухие согласные;
- характеризовать заданный звук;
- группировать звуки по заданному основанию.
Каждое из перечисленных умений может быть проверено заданиями базового и повышенного уровней сложности. Обратимся к примерам.
Слайд 70Оценивание учебных достижений
1.Умение: различать гласные и согласные звуки.
Задание базового уровня
Отметь ряд,
в котором все слова начинаются с согласного звука
Часы, филин, искра, льдины;
Яма, ветер, цифра, йогурт;
Химия, щенок, игра, бублик;
Мячик, экран, живот, яхта.
Критерий достижения планируемого результата: выбран верный ответ (2)
Слайд 71Оценивание учебных достижений
Задание повышенного уровня сложности
Выпиши из текста все слова, начинающиеся
с гласного звука
Утихнет непогода, белочка из гнезда вылезет, встряхнется и поскачет с дерева на дерево – еду себе добывать: где еловую шишку сорвёт, где сухой гриб разыщет, который сама летом на суку сушить оставила. Но главную еду белка ещё с осени в кладовочке запасла – в дупле старого дерева.
Образец правильного ответа: утихнет, из, и, оставила, осени.
Критерий достижения планируемого результата: записано не менее 4 нужных слов; слова, не соответствующие условию задания, не записаны
Слайд 72Оценивание учебных достижений
Можно ли утверждать, что ученик, справившийся с заданием базового
уровня, т.е. продемонстрировавший знание об особенностях гласных и согласных звуков и умение различать гласные и согласные, обязательно справится с заданием повышенного уровня сложности?
Слайд 73Оценивание учебных достижений
Нет, так как в задании повышенного уровня ученик должен
проявить ещё и 1)способность принимать и сохранять цель учебной задачи – объем текста довольно велик и на протяжении нескольких минут необходимо подчинять свои действия поставленной задаче, 2) умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Слайд 74Оценивание учебных достижений
2. Умение различать твердые и мягкие согласные звуки.
Задание базового
уровня.
Укажи слово, в котором второй звук – мягкий согласный. Отметь ответ:
Уши деньги слива цена
Критерий достижения планируемого результата: выбран верный ответ (3).
Слайд 75Оценивание учебных достижений
Задание повышенного уровня сложности.
Распредели слова по столбикам. Обрати внимание:
есть слова, которые не нужно будет писать ни в один из столбиков.
Грязь, забота, зима, мороз, изюм, князь, сказка, скользкий, узкий, узор.
Слайд 76Оценивание учебных достижений
Образец правильного ответа:
Критерий достижения планируемого результата: при распределении слов
по столбикам допущено не более одной ошибки.
Почему это задание повышенного уровня?
Слайд 77Оценивание учебных достижений
Прежде всего из-за наличия слов, которые не содержат звуков
[з] и [з'], хотя буква «з» в словах есть.
Наличие этих слов усложняет уровень проявления предметного результата, так как наряду с умением различать твёрдые и мягкие согласные звуки, ученик должен проявить умение различать звук и букву, определять, есть ли в слове заданный звук.
Наличие «лишних» слов всегда повышает уровень сложности, поскольку самоконтроль и самооценка становятся более востребованными, а овладение этими действиями – один из метапредметных результатов. Кроме того, необходимо продемонстрировать овладение ещё одним метапредметным результатом, а именно логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации
Какой можно сделать вывод?
Слайд 78Оценивание учебных достижений
А вывод можно сделать следующий:
при выполнении задания повышенного уровня
сложности,
кроме предметных умений различать гласные согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие, учащийся должен показать определённый уровень достижения таких метапредметных результатов как:
а) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по разновидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
б) умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Слайд 79Оценивание учебных достижений
Приведенные примеры показывают возможность такого построения заданий повышенного уровня
сложности, при котором результат их выполнения позволит оценить овладение учащимися как предметными, так и рядом метапредметных результатов.
Текущие проверочные работы должны включать в себя задания и базового и повышенного уровня сложности – анализ результатов таких работ позволит учителю с большей точностью осуществлять дифференциацию обучения, отслеживать динамику овладения предметными и метапредметными результатами.
Приведение контрольно-оценочной деятельности каждого педагога в соответствие с положениями нового ФГОС - процесс длительный, но необходимый.
Слайд 80Оценивание учебных достижений
Какие формы и способы оценивания достижений школьников может использовать
учитель?
Словесная оценка: справился отлично, не допустил ни одной ошибки, изложил материл логично, привлек дополнительную информацию;
- справился хорошо, полно и логично раскрыл вопрос, самостоятельно выполнил задание, знаешь порядок выполнения, но не заметил ошибки, не успел их исправить, в следующий раз надо поискать более удобный способ решения и т.д.;
- выполнил основные требования, понимаешь суть, но не всё учел, переставил местами логические звенья и т.д.
Такие оценочные суждения применимы к оценке результата деятельности.
Слайд 81Оценивание учебных достижений
При оценке процесса деятельности могут быть использованы другие оценочные
суждения, построенные на выделении «ближайших шагов», которые необходимо сделать ученику, и которые могут быть изложены в памятке для учителя:
1)выдели, что ты должен делать; 2)найди и подчеркни, что у тебя получилось; 3)похвалите его за это; 4)найди, что не получилось; определи, на что можно опереться, чтобы получилось; 5)сформулируй, что ещё нужно сделать, чтобы получилось; какими умениями для этого ты уже владеешь (найди этому подтверждение); чему надо научиться, что или кто в этом поможет тебе.
Слайд 82Оценивание учебных достижений
Большое значение в оценочной деятельности имеет эмоциональный отклик педагога
или одноклассников на работу ученика (отмечаются любые, даже незначительные продвижения «Ты порадовал меня!», «Я горжусь тобой» и т.д.
Особое место в оценке достижений младших школьников занимают методы наглядной самооценки. Начиная с 1 класса педагогу важно научить школьника сравнивать себя с собой. Удобным инструментом оценивания являются шкалы (линеечки).
Слайд 83Оценивание учебных достижений
Оценка с использованием шкал (линеечек) помогает избежать сравнения учащихся
друг с другом, поскольку оценочная линеечка только в собственной тетради.
Важно с самого начала договариваться о критериях и способах оценивания, например, как следует отмечать, если работа выполнена абсолютно верно, не совсем верно или неверно. При регулярном самооценивании процесс проходит быстро.
Слайд 84Оценивание учебных достижений
X
X
X
X
X
X
X
Слайд 85Оценивание учебных достижений
Построить звуковую модель слов танк, юла
Что мы должны сделать
для построения звуковых моделей слов?
По каким критериям будем оценивать выполненную работу?
Какой первый шаг нужно сделать для выполнения задания? (Определить количество звуков и выбрать знаки для модели) – первый критерий
Какой второй шаг нужно сделать для выполнения задания? (Выделить гласные и согласные звуки и выбрать знаки для модели)
Какой третий шаг нужно сделать для выполнения задания? (Дать характеристику согласных звуков и выбрать знаки для модели)
Слайд 86Оценивание учебных достижений
Если ты совершенно уверен, что все знаки для модели
и их количество ты выбрал правильно, поставь крестик на самом верху первой шкалы.
Если ты сомневаешься, поставь крестик в середине.
Если ты совершенно не уверен, поставь крестик в самом низу первой шкалы.
Аналогичная работа проводится по двум другим критериям.
Для итоговой оценки учитель проводит разъяснения:
-Всего надо было обозначить 8 звуков вот таким образом (показывает эталон). Тот, кто обозначил все звуки по-другому, поставит свой крестик в самом низу. Кто правильно обозначил 4 звука - посередине, кто правильно обозначил все звуки – в самом верху. Аналогичная работа по двум другим критериям.
(Эти этапы описывают обучение учащихся самооцениванию)
Слайд 87Оценивание учебных достижений
Если в данной работе предполагается взаимооценка, дети меняются тетрадями
и также, как они проверяли свои работы, проверяют работы друг друга, но ручкой другого цвета.
Если в работе предполагается учительское оценивание, то оно тоже проводится ручкой другого цвета.
Если оценки не совпадают при взаимооценке или при оценке учителя есть повод для обсуждения.
Слайд 88Оценивание учебных достижений
Для организации оценочных процедур нужно определиться с выбором инструментов
оценивания. В качестве самых простых первых инструментов выступают знаки «+» и «-» на индивидуальных карточках во фронтальной работе. Учитель строит учебный процесс таким образом, чтобы на каждый ответ каждого ученика все остальные дети реагировали карточками. Ответивший ученик внимательно следит за реакцией класса. Если видит все карточки со знаком «+», то резюмирует «Все дети со мной согласны», если видит минус задает вопрос: «Маша, почему ты со мной не согласна?» Ответы, объяснения учащиеся адресуют друг другу, а не учителю. После освоения знаков во фронтальной работе, можно начать их использование в индивидуальном оценивании, в оценочных таблицах, куда после согласования вынесены критерии оценивания.
Слайд 89Оценивание учебных достижений
О технологии оценивания в ОС «Школа 2100»
Авторы предлагают 1)
с учениками обсудить цели оценивания, чтобы дети понимали, что:
оценки и отметки нужны не для того, чтобы старшие контролировали их, не для того, чтобы они боялись получить плохие отметки и любой ценой старались получить хорошие. Оценки и отметки нужны, чтобы каждый научился самостоятельно определять, что у него получается хорошо, а что пока ещё плохо, чтобы радоваться достижениям и преодолевать неудачи.
Для этого необходимо изменить сложившиеся за долгие годы правила оценивания.
Слайд 90Оценивание учебных достижений
2) Обсудить правила оценивания.
1-е правило. «Что оценивать?». Оцениваться может
любое, особенно успешное действие. Отметкой фиксируется только демонстрация умения по применению знания (решение задачи).
2-е правило. «Кто оценивает?». Учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в диалоге. Ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную отметку.
Слайд 91Оценивание учебных достижений
3-е правило. «Сколько ставить отметок?». За каждую учебную задачу,
демонстрирующую овладение отдельным умением, определяется и, по возможности ставится отдельная отметка.
3.Научить алгоритму самооценивания
1-й шаг. В чем заключалось задание? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
Слайд 92Оценивание учебных достижений
3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой
(какой, в чём)?
4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?
Далее – кроме 1-го класса:
5-й шаг. По каким признакам мы различаем отметки («2», «3», «4», «5»)?
6-й шаг. Какую ты сам выставляешь себе отметку?
Слайд 93Оценивание учебных достижений
4.Регулярно используйте самооценку на всех уроках.
На уроках ученик сам
определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право корректировать оценки и отметки, если докажет, что ученик завысил или занизил её.
За письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право исправить эту оценку и отметку, если докажет (в диалоге с учителем), что она завышена или занижена.
Слайд 94Оценивание учебных достижений
Оценка учителя может быть только после самооценки. Совпадение означает
«Ты молодец! Умеешь себя оценивать». В случае завышенной или заниженной самооценки ученика учитель ещё раз объясняет критерии и просит в следующий раз быть к себе строже или снисходительней.
Слайд 95Оценивание учебных достижений
5.Изучите остальные правила технологии, чтобы по мере возможности внедрять
их в свою педагогическую практику.
4-е правило. «Где фиксировать отметки?». Отметки фиксируются в Таблице требований или в Листах учебных достижений в графе того умения, которое было основным в ходе решения конкретной задачи.
Слайд 96Оценивание учебных достижений
5-е правило. «Когда ставить отметки?».
- при изучении новой
темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку;
- за каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку.
Слайд 97Оценивание учебных достижений
6-е правило. «По каким критериям различать отметки?». Оценка ученика
определяется по универсальной школе трёх уровней успешности, которые могут переводиться в любые балльные отметки:
- необходимый уровень («хорошо», «удовлетворительно» - решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовалось применить сформированные и усвоенные знания);
Слайд 98Оценивание учебных достижений
повышенный уровень ( «хорошо», «отлично», решение нестандартной задачи, где
потребовалось применить либо знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо прежние знания и умения, но в новой, непривычной ситуации);
- максимальный (необязательный) уровень («превосходно» - решение задачи по неизученному материалу, потребовавшей либо самостоятельно добытых, не полученных на уроках знаний, либо новых, самостоятельно приобретенных умений.).
Слайд 99Оценивание учебных достижений
Выбери для выполнения одно из заданий. Оцени свою работу.
Слайд 100Оценивание учебных достижений
7-е правило. «Как выводить итоговые оценки и отметки?».
Итоговая
оценка – характеристика уровня продемонстрированных умений.
Итоговая отметка – среднее арифметическое текущих отметок (выставленных с согласия ученика) и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учётом их пересдачи.
Подробно можно познакомиться в примерной
ООП «Школа – 2100» кн.1 изд-во Баласс
Слайд 101Оценивание учебных достижений
Центр оценки качества образования РАО Ковалева Г.С.:
Под отметкой разработчики
ФГОС подразумевают не цифру от двух до пяти, а описание достижений школьника в разных, как предметных, так и метапредметных областях по уровням освоения учебного содержания и деятельности.
Двухмерная шкала (базовый, повышенный уровень) недостаточна, поэтому сейчас она дополняется тремя новыми уровнями: высокий, пониженный, недостаточный.
Слайд 102Оценивание учебных достижений
При безотметочном обучении используются средства оценивания, с одной стороны,
позволяющие зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребёнка; с другой стороны, не провоцирующие учителя на сравнение детей между собой, на ранжирование по успеваемости.
Что это за средства оценивания?
Слайд 103Оценивание учебных достижений
Это, например, Листы индивидуальных достижений, в которых отмечаются уровни
учебных достижений по множеству параметров.
Постепенно вводится цветовое самооценивание.
В Листах учебных достижений ученики могут закрашивать квадраты определенным цветом, например, зеленым – уверен в своих знаниях, желтым, если есть недопонимание, красным – нужна помощь.
Слайд 104Оценивание учебных достижений
Продвижение ребёнка в ходе изучения темы в ряде случаев
полезно отмечать в виде дроби, знаменатель которой показывает количество ошибок, сделанных в предыдущей работе, а числитель – количество ошибок в данной работе.
Слайд 105Оценивание учебных достижений
Примеры заданий на предметном материале для диагностики сформированности мыслительных
операций, среди которых выделены анализ, синтез, умение сравнивать, установление причинно-следственных связей (или логика) и обобщение:
1) Анализ (найди соответствие между понятиями и определениями, между формулами и определениями, между рисунками и определениями; в тексте подчеркни все слова, относящиеся к….).
Слайд 106Оценивание учебных достижений
1.Найди соответствие между понятиями и определениями:
Имя прилагательное. Эта часть
речи отвечает
на вопросы кто? что?
и указывает на предмет,
не называя его
Местоимение. Эта часть речи служит
для связи слов
в предложении.
Предлог. Эта часть речи отвечает
на вопросы какой?
какая? какое? какие?
Слайд 107Оценивание учебных достижений
2.Среди данных слов подчеркни только те, которые употреблены с
предлогами:
за другом, между рядами, и лес, около школы
3.Подчеркни только те слова, которые соответствуют схеме: ¬ ͡ Λ □
Завиток, подножка, приготовил, закопал, закладка
Слайд 108Оценивание учебных достижений
Анализ.
1.Среди примеров подчеркни только те, где в частном будет
число с остатком :
81 : 24 = 74 : 14 =
99 : 11 = 70 : 13 =
2. Соедини линиями равные значения:
3 м 5 см 1000 см
48 дм 100 дм
10 дм 305 см
10 м 4 м 8 дм
Слайд 109Оценивание учебных достижений
2)Синтез (назови процесс по его характеристикам; назови общим словом
несколько слов, рисунков).
1.Назови одним словом:
Приставка, корень, суффикс, окончание – это…..
2.Какая часть речи указывает на предмет, не называя его?
Слайд 110Оценивание учебных достижений
Синтез.
1.К числу, состоящему из 8 сотен, 7 десятков, 6
единиц, прибавь частное чисел 148 и 50 (запиши пример и реши его).
2.Все числа раздели на 3 и увеличь на 15: 90, 33, 45, 60.
Слайд 111Оценивание учебных достижений
3.Сравнение (чем А отличается от Б? Что общего между
А и Б? (А и Б могут быть словами, символами, рисунками).
Сравни предложения. Напиши, что у них общего и чем различаются.
Предложения Что общего Чем отличаются
1.За лесом стоял
красивый замок.
2.На двери висит
замок.
Слайд 112Оценивание учебных достижений
Сравнение.
Сравни выражения и напиши, что в них общего и
чем они отличаются.
Выражения Что общего Чем отличаются
236 + 125
336 + 125
535 – 193
435 - 93
Слайд 113Оценивание учебных достижений
4)Логика или причинно-следственные связи (продолжи ряд слов, понятий; вставь
недостающее слово, рисунок; расположи в логической последовательности слова, рисунки и т.д.; уровень повышенной сложности: построй систему понятий).
Продолжи ряд слов:
А) ход, выход, выходил…
Б) зерно, росток…
Слайд 114Оценивание учебных достижений
Логика.
1.Вставь пропущенные цифры:
2…3
…8
…6… 6…
580 103
2.Определи, какое число было в начале цепочки:
+10 + 30 : 2
□ → □ → □ → = 35
Слайд 115Оценивание учебных достижений
5)Выводы (дается небольшой текст и задание к нему: сделай
вывод на основании текста; сделай вывод из рассказа в рисунках; уровень повышенной сложности: даны таблицы, схемы – сделай вывод по конкретному заданию).
1.Прочитай текст. Буквы безударных гласных в корне слова надо проверять. Для проверки необходимо подобрать такое слово, в написании которого ты не сомневаешься.
Сделай вывод о том, является ли данный текст правилом. Почему?
Слайд 116Оценивание учебных достижений
Выводы.
Прочитай текст.
В новом доме 165 квартир с балконами и
384 квартиры без балконов. На каждом этаже находится одинаковое количество квартир. Сколько всего квартир в доме?
Сделай вывод о том, является данный текст задачей. Почему?
Слайд 117Оценивание учебных достижений
Подобные задания могут быть использованы как для диагностики, так
и для развития мыслительных операций учащихся как на уроках, так и во внеурочное время.
При итоговом контроле возможны такие формы содержательной оценки, как:
1.«Рефлексивная карта» ученика (для учителя).
Слайд 118Оценивание учебных достижений
Набор рубрик составляется учителем.
В начале изучения каждой темы
педагог совместно с учениками определяет, что они должны усвоить и что должны уметь в результате работы над темой.
При проверке выполненных заданий акцентируются умения, на развитие которых они направлены.
На уроке специально выделяется время для взаимопроверки разных типов заданий в форме парной работы. В конце урока, подводя итоги, педагог вовлекает школьников в процесс анализа и оценки их успехов.
Слайд 119Оценивание учебных достижений
Еженедельно, ежемесячно или по четвертям ученик и учитель в
соответствующих графах ставят условные знаки.
Ученик (самооценка) ставит:
! – знаю или умею очень хорошо;
*-иногда ошибаюсь;
? – пока самостоятельно не выполняю.
Учитель (оценка) ставит:
+ - знает, умеет применять на практике;
*-знает, но иногда ошибается;
? – пока испытывает трудность.
Слайд 120Оценивание учебных достижений
2.Презентация исследовательских проектов. Оформление результатов проектов в виде газет,
сборников задач, сценариев праздников.
3.»Карта успешности». Школьники неуспешные в учёбе, могут быть успешными в других видах деятельности. Чтобы повысить самооценку учащегося и поддержать ситуацию индивидуального прогресса, педагог изучает, в каких областях ребёнок считает себя успешным.
Слайд 121Оценивание учебных достижений
Таким образом, школьная система оценивания, ориентированная на эффективное обучение,
должна как минимум позволять:
- осуществлять информативную и регулируемую обратную связь;
- использовать эту связь как форму поощрения, но не наказания;
Слайд 122Оценивание учебных достижений
Спасибо за внимание!