Слайд 1Люди, научившиеся ... наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы
и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.
К.А. Тимирязев
Особенности экспериментирования в разных возрастных группах
Слайд 2Общие закономерности
Экспериментирование в дошкольных учреждениях может осуществляться в разных формах.
Чем старше становится ребенок, тем большим разнообразием форм он может овладеть.
Овладение каждой формой экспериментирования подчиняется закону перехода количественных изменений в качественные.
Возникнув в определенном возрасте, каждая очередная форма развивается, усложняется и совершенствуется. На определенном этапе в ее недрах создаются предпосылки для возникновения нового, еще более сложного способа экспериментаторской деятельности.
Слайд 3Было бы неправильным понять вышесказанную мысль следующим образом: «Как только очередная
форма освоена, она заменяется новой».
Замены быть не должно.
Освоенные формы не отбрасываются и не уничтожаются. Они продолжают играть важную роль в познании мира выросшим ребенком, а позже и взрослым; но они наполняются новым, более сложным содержанием. Поэтому они не заменяются, а дополняются новыми формами.
Слайд 4Методический вывод:
не бывает форм экспериментирования, специфических для той или иной возрастной
группы.
Ребенок каждого конкретного возраста должен свободно владеть всеми формами, присущими предшествующим возрастам, и одновременно осваивать новую форму, до которой он дозрел к данному моменту.
Слайд 5Динамика становления навыков детского экспериментирования
Слайд 6Вначале (в 4 года) это деление выражено слабо. Только после 5
лет — при условии правильного воспитания — ребенок вступает в следующий период — период любознательности.
Экспериментаторская деятельность приобретает типичные черты.
Слайд 7Конечный результат во многом определяется качеством постановки работы во всех возрастных
группах.
Если в свое время ребенка целенаправленно не готовили к экспериментаторской деятельности, он задерживается на предыдущих стадиях развития и не поднимается на более высокий уровень. Такой ребенок и в 5, и в 6, и в 7 лет не умеет ни играть, ни экспериментировать, ни трудиться.
Слайд 8Структура эксперимента
В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов.
Слайд 9Рассмотрим сводные данные о возрастной динамике формирования всех этапов экспериментирования.
Слайд 101-я младшая группа
В основе наглядно-действенное мышление.
Манипулирование предметами начинает напоминать экспериментирование.
Продолжая обогащать среду ребенка более сложными объектами, взрослый создает все условия для развития его самостоятельности. Ребенок должен полюбить действовать и выражать эту любовь словами: «Я хочу сделать то-то», «Я сам!». Все организуемые взрослыми наблюдения являются кратковременными и осуществляются либо индивидуально, либо небольшими группами.
Слайд 112-я младшая группа
Возникает наглядно-образное мышление.
- у детей накопилась определенная сумма знаний;
-
сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть пробелы в собственных знаниях;
-появилось понимание, что знания можно получить вербальным путем от взрослого человека.
Очень полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт.
Слайд 12Средняя группа
В средней группе все наметившиеся тенденции усиливаются:
- количество вопросов
возрастает,
- потребность получить ответ экспериментальным путем укрепляется,
- появляются первые попытки работать самостоятельно. Непосредственное участие взрослых в работе уже не так важно.
В средней группе впервые начинают проводиться эксперименты по выяснению причин отдельных явлений. При фиксации наблюдений чаще всего используют готовые формы, но в конце года постепенно начинают применять рисунки, которые взрослые делают на глазах у детей.
Слайд 13Определенные усложнения претерпевают и последние этапы экспериментирования:
Воспитатель своими наводящими
вопросами учит выделять главное, сравнивать два объекта или два состояния одного и того же объекта и находить между ними разницу.
- Можно пытаться проводить длительные наблюдения, которые хоть и не являются экспериментами в прямом смысле слова, но создают предпосылки для проведения длительных экспериментов в будущем году.
Слайд 14Старшая группа
Формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на
них ответы.
Теперь инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей.
Дети, стоящие на пороге шести лет, должны постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так...», «Давайте посмотрим, что будет, если...» Роль воспитателя как умного друга и советчика возрастает.
Слайд 17А.И. Иванова
«Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».