Слайд 1ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Готовность ребенка к школьному обучению: базовые предпосылки к
обучению письму и чтению
Учитель-логопед Зиновьева М.В.
Слайд 2Письмо Министерства образования Российской Федерации
"Об организации обучения в первом классе
четырехлетней начальной школы"
Речевое развитие детей седьмого года жизни предполагает наличие хорошего словарного запаса (3,5-7 тыс. слов), умение правильно произносить все звуки родного языка и способность к простейшему звуковому анализу слов.
Слайд 3Задачи логопеда
Детский сад
Школа
Слайд 4Задача логопеда - устранить речевые дефекты и развить устную и письменную
речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе.
В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребенка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, т.е. происходит интеграция логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса.
"Я не виноват,
я стараюсь..."
Слайд 5Параметры речевого развития
различение звуков
вычленение звука из слова
различение правой и левой стороны
рядоговорение
координация
развитие
мелкой моторики
восприятие ритма
правильное звукопроизношение
достаточный словарный запас
правильное воспроизведение слоговой структуры
умение составлять рассказ по картинкам
первичные навыки чтения
Базовые способности
Устная речь
Слайд 6Предпосылки для успешного овладения грамотой.
Развитие слуха и зрения, высших психических функций,
слухо-зрительно-моторной координации в пределах возрастной нормы.
Психическое и физическое здоровье.
Активность познавательных процессов, высокая работоспособность.
Сформированность эмоционально-волевой сферы.
Полноценное речевое окружение.
Нормальное развитие двигательной сферы.
Слайд 7
Нарушение процесса письма - Дисграфия.
Частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются
стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв.
Нарушение процесса чтения - Дислексия.
Частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Слайд 8По данным различных исследований, дисграфия в той или иной степени встречается
у 5–15% младших школьников и
у 3–7% детей от 10 до 16 лет.
необходимо постоянно помнить, что такие дети больше других нуждаются в индивидуальном подходе при обучении.
Слайд 9Причины возникновения
речевых нарушений
Наследственная предрасположенность.
длительные соматические заболевания
неправильная речь окружающих
дефицит речевых контактов
двуязычие
в семье
недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых
патология беременности, родов, асфиксия
детские инфекции, травмы головы.
Слайд 10предпосылки нарушения письма и чтения
1. Если ребенок левша.
2. Если он -
переученный правша.
3. Если ребенок посещал логопедическую группу.
4. Если в семье говорят на двух или более языках.
5. Если ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.
6. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
7. Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.
8. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба).
9. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).
10. Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый).
Слайд 11Рекомендации для родителей.
1. Письмо, чтение : не в один прием, а
с перерывами, разбив текст на части.
2. Упражнение "Корректурная проба"
3. Игры на развитие фонематического восприятия, звуко - буквенного анализа, развитие памяти, внимания.
Слайд 13
Игры для развития фонематического слуха
Выдели слово.
Предложите детям хлопать в
ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.
Какой звук есть во всех словах?
Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь- и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
Подумай, не торопись.
Предложите детям несколько заданий на сообразительность :
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…)
- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – а.
- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и.т.д.
Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.
Слайд 14ра
Во «Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей» говорится:
«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве…». На гармонии и сотрудничестве должны строить свои отношения не только педагоги , но и родители.