Слайд 1Виды работ при отработке письменных приёмов вычислений
М
А
Т
Е
А
М
Т
И
К
А
Касимова Анна Анатольевна
Школа №97 г.
Ижевск
Слайд 2 Формирование у школьников 1- 4 классов вычислительных
навыков остаётся одной из главных задач начального обучения математике, поскольку вычислительные навыки необходимы как в практической жизни человека, так и в учении.
Слайд 3Вычислительный навык – это высокая степень овладения вычислительными приёмами. Приобрести вычислительные навыки
– значит, для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия и выполнять эти операции достаточно быстро.
Слайд 4Полноценный вычислительный навык характеризуется правильностью, осознанностью, рациональностью, обобщённостью, автоматизмом, прочностью.
Правильность – ученик
правильно находит результат арифметического действия, то есть правильно выбирает и выполняет операции, составляющие приём.
Слайд 5Осознанность – ученик осознаёт, на основе каких знаний выбраны операции и установлен
порядок их выполнения, в любой момент может объяснить, как он решал и почему так может решать.
Рациональность – ученик выбирает для данного случая более рациональный приём, то есть выбирает те из возможных операций, выполнение которых легче других и быстрее приводит к результату.
Слайд 6Обобщённость – ученик может применить приём вычисления к большому числу случаев, то
есть способен перенести приём вычисления на новые случаи.
Автоматизм – ученик выполняет и выделяет операции быстро и в свёрнутом виде, но всегда может вернуться к объяснению выбора системы операций. Высокая степень автоматизации должна быть достигнута по отношению к табличным случаям сложения и вычитания, умножения и деления.
Слайд 7Прочность – ученик сохраняет сформированные вычислительные навыки на длительное время.
На уроках используются
различные формы работы: фронтальные задания, групповые и индивидуальные.
Слайд 8На уроках можно использовать два вида игр: игровая ситуация, когда учеников
увлекает форма задания, и математическая игра, когда учащихся увлекает содержание задания. Можно сочетать эти два вида.
( приложение 1)
Фронтальные формы работы.
Слайд 9 Таким образом, через дидактическую или математическую игру, реализованную на различном учебном
материале, формируются не только вычислительные навыки, но и повышается интерес к учению.
Учебные задания с нематематической информацией – один из возможных приёмов разнообразия деятельности в работе по совершенствованию вычислительных навыков.
Слайд 10Форма их записи самая разнообразная: цепочки примеров, простые и с разветвлением,
таблицы, магические квадраты, блок-схемы – простые, с условием без цикла и с циклом. В предлагаемых заданиях даны словесные формулировки познавательных вопросов, возможные ответы, из которых один правильный, математические задания вычислительного характера для проверки выбора ответа и информация о животных или событиях. (приложение 2)
Слайд 11При организации фронтальной работы с классом можно включать такие упражнения как «Магические
квадраты», цепочки, таблицы»
(приложение 3)
В процессе правильно организованной игры учащиеся незаметно для себя выполняют большое количество тренировочных упражнений в быстром темпе, что играет важную роль в формировании навыка вычислений.
Слайд 12В качестве одного из средств формирования вычислительной культуры младших школьников можно
рассматривать текстовые задачи . (приложение 4)
Большое обучающее и воспитательное значение имеет наличие в них познавательного материала, связанного с конкретными жизненными ситуациями, что помогает показать младшим школьникам роль математики в познании окружающей действительности и развить их умения применять вычислительные навыки.
Слайд 13Для индивидуальной работы используются задания–карточки. (приложение 5)
Получив карточку с разноуровневым заданием, ученик
выбирает задание по уровню своих умственных способностей. Справившись со своим заданием, школьник может перейти к следующему заданию.
Индивидуальные формы работы.
Слайд 14На этапе закрепления знания приёма и выработки вычислительного навыка внетабличного умножения
и деления можно использовать задания для самостоятельной деятельности творческого характера (приложение 6).
Использование таких заданий способствует эффективной организации самостоятельной деятельности младших школьников, а также повышает эффективность процесса формирования соответствующего вычислительного навыка.
Слайд 15Развитию вычислительной культуры у младших школьников на уроках математики способствуют тесты. Тесты обладают
целым рядом положительных характеристик:
Быстрота проверки выполненной работы,
Оценка достаточно большого количества учащихся,
Возможности проверки усвоения теоретического материала,
Проверка большого объёма материала малыми порциями,
Объективность оценки результатов выполненной работы.
Слайд 16Из всего многообразия видов тестов в начальных классах целесообразно использовать тестовые
задания с выбором одного верного ответа, так как они наиболее доступны младшим школьникам (приложение 7).
Групповые формы работы.
При групповой работе класс временно делится на группы, которые создаются по мере необходимости (по 4 чел., 2 чел., 6 чел.)
Слайд 17В эти группы включаются учащиеся с различными возможностями, что создает условия
для наиболее плодотворного обмена информацией, осуществляя взаимопомощи.
Организация работы в группах помогает сильным ученикам не только в изучении нового материала, но и в самоконтроле. Групповая форма обучения также решает проблему подтягивания более слабого ученика. Деление класса на группы проходит по способностям учащихся. (приложение 8).
Слайд 18Учащиеся работают по заданию, консультант следит за работой, в случае необходимости
руководит.
Групповой отчёт происходит поочерёдно. Учащиеся внимательно следят за ходом ответа. Оценивается работа всей группы.
Предложенные упражнения - лишь начальное звено в формировании умения работать в группах. Такая работа положительно влияет на активизацию мыслительной деятельности. Учащиеся чувствуют себя свободней, так как поиск решения контролируется не учителем.
Слайд 19Групповая форма учебной работы позволяет учитывать особенности и запросы школьников и
выступает в качестве переходного звена, соединяющего индивидуальное обучение с коллективным.
Коллективная форма организации обучения – это один из способов развития индивидуальности и творческой активности учащихся. Коллективные формы работы хорошо себя проявляют для отработки вычислительных навыков.
(приложение 9).
Слайд 20Ученики работают в паре. Один решает примеры на сложение, а другой
на вычитание. Затем один будет выписывать примеры с одинаковым ответом, а другой - с разными.
После работы в постоянных парах начинается работа в парах сменного состава. Игра «Ручеёк» способствует отработке навыков устных вычислений, активизирует деятельность учащихся, развивает произвольное внимание и любознательность.
Слайд 21Такие формы работы не только отрабатывают вычислительные навыки, но и формируют
познавательную самостоятельность учащихся, потребность в знаниях, способность ориентироваться в новой ситуации, умение высказывать свою точку зрения, независимую от других.
Слайд 22Интересные сайты по математике:
Сайт “Продлёнка” http://www.prodlenka.org/sait-uchitelia-matematiki-publikatcii/personalnyi-sait-uchitelia-matematiki-savchenko-eleny-mikhailovny.html
Сайт Е. Савченко (математика) http://le-savchen.ucoz.ru/blog/1-0-1
Игра
“Крестики-нолики” http://metaschool.ru/pub/games/tic-tac-toe-2/tic-tac-toe.php
математические игры http://metaschool.ru/games.php
Интернет-кружки http://metaschool.ru/games.php
онлайн-тесты http://metaschool.ru/test.php
задания со спичками http://le-savchen.ucoz.ru/board/1-1-0-41
интересная математика http://vict-vasi2012.narod.ru/index/0-6
тренажёры и интерактивные тесты http://www.uchportal.ru/load/288
“Первая ступень” http://plotnikova.ucoz.ru/index/trenazhery/0-30
“Мой университет” http://moi- mummi.ru/load/predmety_nachalnoj_shkoly/matematika/uchebnoe_posobie_po_matematike_interaktivnye_testy_po_teme_quot_chislovye_vyrazhenija_quot/12-1-0-3985