Слайд 1Практико-значимый проект
«УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НА УРОКЕ»
Бендик Лилия
Васильевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Михневская НОШ»
Ступинского района
Слайд 2Актуальность
обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей фундаментального ядра
образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
Слайд 3Цель обеспечить компетенцию «научить учиться».
Задачи:
формирование совокупности универсальных учебных
действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться»
формирование универсальных учебных действий,
обеспечивающих школьникам умение учиться,
способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Слайд 4Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе
сегодня замены нет. В Болонской декларации 1999 г. отмечается, что современные потребности обучающихся останутся нереализованными, если в образовательном процессе учащийся не обретет статус субъекта образования.
Слайд 5Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой
цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД)
Слайд 6Универсальные учебные действия
1)личностные;
2) регулятивные;
3) познавательные;
4) коммуникативные.
Слайд 7Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными
целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Слайд 8Регулятивные действия обеспечивают возможность
управления познавательной и учебной деятельностью
посредством постановки целей, планирования,
контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Слайд 9Познавательные действия включают действия
исследования, поиска, отбора и структурирования
необходимой информации,
моделирование изучаемого
содержания. Познавательные универсальные учебные
действия включают: общеучебные, логические учебные
действия, а также постановку и решение проблемы
Слайд 10Коммуникативные действия обеспечивают
возможности сотрудничества: умение слышать, слушать
и понимать партнера,
планировать и согласованно
выполнять совместную деятельность, распределять
роли, взаимно контролировать действия друг друга,
уметь договариваться, вести дискуссию, правильно
выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу
и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со
сверстниками.
Слайд 11Функции универсальных учебных действий:
обеспечение возможностей обучающегося
самостоятельно осуществлять деятельность учения,
ставить
учебные цели, искать и использовать
необходимые средства и способы их достижения,
контролировать и оценивать процесс и результаты
деятельности; создание условий для гармоничного
развития личности и её самореализации на основе
готовности к непрерывному образованию;
обеспечение успешного усвоения знаний,
формирования умений, навыков и компетентностей
в любой предметной области.
Слайд 12Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и
развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.
В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определенных, заранее планируемых учителем результатов.
Слайд 13Формирование универсальных учебных действий
реализуется в рамках целостного
образовательного процесса в ходе
изучения
системы учебных предметов и дисциплин,
в метапредметной деятельности, организации
форм учебного сотрудничества и решения
важных задач жизнедеятельности обучающихся.
Слайд 14Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня
сформированности универсальных учебных
действий (УУД) со
следующими показателями:
-состояние здоровья детей;
- успеваемость по основным предметам;
-уровень развития речи;
-степень владения русским языком;
-умение слушать и слышать учителя, задавать
вопросы;
-стремление принимать и решать учебную задачу;
-навыки общения со сверстниками;
- умение контролировать свои действия на уроке.
Слайд 15Действия учителя, позволяющие сформировать универсальные учебные действия
Учитель привлекает детей к открытию
новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
Учитель обучает детей приемам работы в группах,
дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти
к единому решению в работе в группах, анализируют
учебные конфликты и находят совместно пути их
решения.
Слайд 16Учитель на уроке уделяет большое внимание
самопроверке детей, обучая их, как
можно найти и
исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя,
что все учатся на ошибках.
Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая
противоречивость или недостаточность знаний, вместе
с детьми определяет цель урока.
Учитель включает детей в открытие новых знаний.
Слайд 17Учитель учит детей тем навыкам, которые им
пригодятся в работе с
информацией - пересказу,
составлению плана, знакомит с разными источниками,
используемыми для поиска информации.
Детей учат способам эффективного запоминания.
В ходе учебной деятельности развивается память и
логические операции мышления детей.
Слайд 18Учитель показывает и объясняет, за что была
поставлена та или иная
отметка, учит детей
оценивать работу по критериям и самостоятельно
выбирать критерии для оценки. Согласно этим
критериям учеников учат оценивать и свою работу.
Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их
достижения, а также решения возникающих проблем.
Перед началом решения составляется совместный план
действий.
Слайд 19
Учитель учит разным способам выражения своих
мыслей, искусству спора, отстаивания собственного
мнения, уважения мнения других.
Учитель организует формы деятельности, в
рамках которой дети могли бы усвоить нужные
знания и ценностный ряд.
Слайд 20Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества;
педагог показывает, как распределять
роли и
обязанности, работая в коллективе. При этом учитель
активно включает каждого в учебный процесс, а
также поощряет учебное сотрудничество между
учениками, учениками и учителем. В их совместной
деятельности у учащихся формируются
общечеловеческие ценности.
Слайд 21Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность
самостоятельно выбирать задания из предложенных.
Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг.
Слайд 22Иными словами, школа должна ребёнка:
«научить учиться», «научить жить»,
«научить жить
вместе»,
«научить работать и зарабатывать»
(из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
Слайд 23Именно поэтому «Планируемые результаты»
Стандартов образования (ФГОС) второго поколения
ориентированы на
достижение не только
предметных образовательных результатов, но,
прежде всего, на формирование личности учащихся,
овладение ими универсальными способами учебной
деятельности, обеспечивающими успешность в
познавательной деятельности на всех этапах
дальнейшего образования.