Презентация, доклад на тему Урок открытия нового знания: структура урока, этапы, алгоритм конструирования. Организация уроков открытия новых знаний

Содержание

Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг.К.Д. Ушинский

Слайд 1Урок открытия новых знаний.

Урок открытия новых знаний.

Слайд 2Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять,

обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг.
К.Д. Ушинский
Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке

Слайд 3Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для

проявления познавательной активности учеников
Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников

Слайд 4Новая типология уроков

Новая типология уроков

Слайд 5Урок «открытия» нового знания

Урок отработки умений и рефлексии

Урок общеметодологической

направленности

Урок развивающего контроля

Урок «открытия» нового знания Урок отработки умений и рефлексии Урок общеметодологической направленности Урок развивающего контроля

Слайд 6Современный урок – это урок, характеризующийся следующими признаками:
Главной целью урока является

развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания.
На уроке реализуются
- личностно-ориентированный подход к обучению.
- идеи гуманизации и гуманитаризации образования.
- деятельностный подход к обучению.
Организация урока динамична и вариативна.
На уроке используются современные педагогические технологии
Современный урок – это урок, характеризующийся следующими признаками:Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения

Слайд 7Урок открытия нового знания (ОНЗ)
Содержательная цель: расширение понятийной базы за

счет включения в нее новых элементов
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

.
Урок открытия нового знания (ОНЗ)  Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых

Слайд 8Алгоритм конструирования урока открытия нового знания:
Выделить и сформулировать новое знание.


Смоделировать способ открытия нового знания.
Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.

Алгоритм конструирования урока открытия нового знания: Выделить и сформулировать новое знание. Смоделировать способ открытия нового знания. Вычленить

Слайд 9Определить необходимые ЗУН и способы его повторения.
Подобрать упражнения для этапа

актуализации, опираясь на перечень необходимых мыслительных операций и ЗУН.
Смоделировать затруднение и способ его фиксации.
Смоделировать проблемную ситуацию и диалог.
Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон. первичного закрепления.
Подобрать задания для этапа повторения по уровням.

Определить необходимые ЗУН и способы его повторения. Подобрать упражнения для этапа актуализации, опираясь на перечень необходимых мыслительных

Слайд 10 Провести анализ урока по конспекту.
Внести при необходимости коррективы

в план конспекта.


Провести анализ урока по конспекту. Внести при необходимости коррективы в план конспекта.

Слайд 11Структура урока открытия нового знания:
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной

деятельности
Цель: Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Для реализации этой цели необходимо:
создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)

актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»)

установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).



Структура урока открытия нового знания: 1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Цель: Основной целью этапа мотивации

Слайд 12 Прием "отсроченная отгадка" — это способ вхождения в урок. До

объявления темы учитель предлагает необычный факт, комментарий, который показывает тему урока, но не называет ее. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь.
Вместо фактов и комментариев можно предложить загадку, видеоматериал, серию фотографий, картин, пример из жизни, статистические данные. Главное, чтобы это было ярко, впечатляюще, необычно.
Прием

Слайд 132. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии
Цель

этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий

активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.)

актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»)

попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке

зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия.

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии Цель этапа актуализации и пробного учебного действия

Слайд 14«Лови ошибку»
При объяснении нового материала или желая заострить внимание учащихся на

проблемном месте в задании, педагог намеренно допускает ошибку (одну или несколько). Можно заранее оповестить детей о ее наличии. Обнаружив неточность, учащиеся вносят коррективы, оглашают правильный вариант.
Преимущества приема «Лови ошибку»:
универсален, его применение возможно на уроках практически по всем школьным дисциплинам;
приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность учащихся;
развивает аналитические способности;
предоставляет поле для практического применения полученных знаний;
заставляет взглянуть на получаемую информацию с долей скептицизма, порождает желание проверить надежность источников, сравнить с данными других ресурсов;
воздействует на эмоциональную сферу учащихся, способствует более прочному усвоению учебного материала.
«Лови ошибку»При объяснении нового материала или желая заострить внимание учащихся на проблемном месте в задании, педагог намеренно

Слайд 153. Этап выявления места и причины затруднения
Основная цель этапа -

организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали

зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения)

соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения)

3. Этап выявления места и причины затруднения Основная цель этапа - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и

Слайд 16Что такое ЗХУ?
«Знаю. Хочу знать. Умею», сокращенно ЗХУ 
Заполнение таблицы ЗХУ
В ученических

тетрадях и на доске чертится таблица, заполнение которой будет происходить в ходе всего урока. 
В начале урока, на основе ответов учащихся по пройденному материалу заполняется графа «Знаю».
Сразу же, после заполнения столбца "Знаю", формулируются новые вопросы, ответы на которые ребята хотели бы получить после изучения темы. Их записывают во второй графе. Здесь важна помощь учителя, он должен замотивировать учащихся к рассуждению: Что вы хотели бы узнать еще? Чему сегодня на уроке можно научиться?
В конце урока, на этапе рефлексии, учащиеся делают выводы и записывают в третьей графе то, что узнали.
Что такое ЗХУ?«Знаю. Хочу знать. Умею», сокращенно ЗХУ Заполнение таблицы ЗХУВ ученических тетрадях и на доске чертится таблица,

Слайд 174. Этап построения проекта выхода из затруднения
Основной целью этапа построения

проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться)

предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить

выбрали способ построения нового знания (как?) - метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий)

выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего?) - изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.


4. Этап построения проекта выхода из затруднения Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка

Слайд 185. Этап реализации построенного проекта
Основной целью этапа реализации построенного проекта

является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
Для реализации этой цели учащиеся должны:
на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы

при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.

применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение

зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково

зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения



5. Этап реализации построенного проекта Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий

Слайд 196. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Основной целью этапа

первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия

при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речиОсновной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней

Слайд 20Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из

5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.  
Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой

Слайд 217. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Основной целью этапа

самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.
Для этого необходимо:
организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия

организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону

создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка

для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления



7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Слайд 22«Реставратор». Смысл приема заключается в том, что учащиеся реставрируют текст, предварительно

намеренно искаженный учителем или выданный в неполном объеме, который предстоит восстановить.
«Реставратор». Смысл приема заключается в том, что учащиеся реставрируют текст, предварительно намеренно искаженный учителем или выданный в

Слайд 238. Этап включения в систему знаний и повторения
Основной целью этапа

включения в систему знаний и повторения является повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.
Для этого необходимо:
выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний

довести его до уровня автоматизированного навыка

при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса

повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности



8. Этап включения в систему знаний и повторения Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения

Слайд 249. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Основной целью этапа рефлексии учебной

деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Для реализации этой цели:
организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке

учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия

намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)





9. Этап рефлексии учебной деятельности на урокеОсновной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися

Слайд 25«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы

украдем у наших детей завтра»
Джон Дьюи

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра» Джон

Слайд 26Спасибо за внимание)))

Спасибо за внимание)))

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть