Слайд 1Урок литературного чтения во 2 классе.
Петр Дудочкин «Почему хорошо на свете?»
Слайд 2Биография
В годы Великой Отечественной войны многие наши земляки мужественно сражались с
неприятелем. Закаленные в боях, они и в мирное время продолжили воевать — за свободу и правду. Одним из таких борцов был Петр Дудочкин.
Слайд 3Петр Петрович Дудочкин родился 30 октября 1915 года в деревне Стреченово
Рославльского района Смоленской области. Отец его был армейским офицером, служил в Преображенском полку, мать работала учительницей. Петр окончил школу в Рославле и в начале 30-х годов поступил в академию имени Тимирязева в Москве на зоотехнический факультет. В 1936 году он уже стал дипломированным специалистом и работал ветеринаром в разных регионах страны. Тогда же, в конце 1930-х, в Кимрской газете «Коллективная жизнь» появляются его первые заметки. Но мирная жизнь продолжалась недолго — началась война, и Петр Петрович отправился на фронт.
Слайд 5Вернувшись с фронта, Петр Дудочкин вновь стал работать в кимрской газете
«Коллективная жизнь», а к концу войны перебрался в Тверь и к 60-м годам стал постоянным автором целого ряда печатных изданий: помимо областной «Пролетарской правды» он сотрудничал с газетами «Социалистическое земледелие», «Литература и жизнь», «Охота и охотничье хозяйство», «Семья и школа» и другими. Война для Дудочкина закончилась, но бороться он продолжал всю жизнь — бороться за правду и справедливость.
Слайд 6Параллельно с журналистской деятельностью Петр Петрович плодотворно работал и на ниве
художественной литературы. В 1963 году Петра Дудочкина приняли в Союз писателей РСФСР. К этому времени он уже был автором нескольких книг, очерков, множества статей, рассказов, фельетонов. Любимыми темами стали охрана природы области, дети и их судьбы.
В начале 2000 года Петра Петровича не стало.
Слайд 7Тема: «Почему хорошо на свете?» П. Дудочкин.
Цель:
обучающая
продолжить знакомство с произведениями
о весне;
отработка умения работать с текстом,
формирование основной идеи данного произведения,
отработка выразительности и сознания текста.
познакомить с особенностями жизни скворцов
формирование читательских умений (определять произведения разных жанров , выполнять задания по теме чтения).
развивающая
развивать речь учащихся, самостоятельность при чтении, интерес к чтению, интерес к жизни птиц
воспитывающая
воспитывать доброе отношение к природе и животным
Оборудование:
Презентация к уроку, аудиозапись «Пение скворца».
Слайд 8Ход урока
Актуализация знаний
- Послушайте загадку, о чем идет речь?
Она приходит с
ласкою
И со своею сказкою,
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет.
(Весна).
Сегодня на урок к нам пришла Весна . Она принесла много интересных заданий .
Первым заданием будет узнать жанр произведения. .
-На столе у каждого лежит волшебный цветок, вы будете вписывать в каждый лепесток жанр услышанного произведения. А начнём мы писать с красного лепестка , по часовой стрелке.
Слайд 9.а).
Приходи весна, весна красная,
Приходи Весна, весна с радостью!
Ой-люли-люли, приходи!
Солнце ясное взойди,
Тысячу
людей освети.
Неудачу – в XXI век – не пусти!
Ой – люли, не пусти!
\Закличка “Веснянка”\ фольклор-закличка
б).
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов…
\ Рассказ «Золотой луг».М. Пришвин.\ рассказ
в).
Зима не даром злится
Прошла ее пора…
\Стихотворение. Ф. Тютчев\ стихотворение
г)
Приступила к работе Весна - красна. Не сразу взялась за дело. Сперва призадумалась…
\Сказка. Г.Скребицкий. «Весна- художник».\ сказка
д)
Проворонила ворона воронёнка фольклор-скороговорка
Слайд 10Освоение новых знаний
На столах у вас лежат конверты со словами. Вы
должны с соседом по парте собрать из этих слов предложение.
Почему хорошо на свете
Как вы можете ответить на этот вопрос?
А сейчас давайте вспомним произведение Скребицкого « Весна-художник» Последними словами этой сказки были « А сколько птиц в лесу и в полях! И для каждой из них Весна-красна придумала важное дело. А кто же был первой птицей , для которой Весна придумала важное дело, вы узнаете по описанию, послушайте « Длина тела 18–21 см . Оперение уникально красиво. Оно черное, с металлическим блеском. Присмотревшись можно увидеть красноватый, фиолетовый и зеленоватый отливы в оперении .
Догадались о ком пойдёт речь?
Слайд 12Первичное чтение
- Понравилось произведение?
- К какому жанру оно относится? Почему?
- Что
понравилось?
- Какое настроение вызывает это произведение?
Давайте с вами вспомним, что вы уже знаете о скворцах.
- В каком месяце прилетают скворцы?
- Как называется дом скворца?
-Как стерегут свой дом скворцы?
Слайд 14Чтение сказки по частям. Беседа по содержанию.
- Посмотрите сколько частей
в этой сказке? ( 5)
Давайте прочитаем 1 часть сказки по- цепочке
I часть. Чтение по- цепочке.
- Как начинается произведение? Молодой скворушка научился летать.
- О чем пел скворушка? Почему хорошо на свете?
- Кто ответил на его песню? Солнышко.
- Как?
- Что же солнышко делает хорошего?
- Почему скворушке стало стыдно? Он еще ничего не умел делать.
- Что же происходило дальше?
- Как пел скворушка?
- Кто отозвался на его песню?
II часть.Чтение по ролям.
А сейчас 2 часть мы прочитаем по-ролям
Для этого выберем автора, скворушку , дождик
- Что же дождик делает доброго?
Слайд 16III часть. Выборочное чтение
-Найдите 3 часть сказки.
- Кого дальше
встретил скворушка?
- Найдите описание дятла.
-Как люди называют дятла?
-Во втором абзаце этой части найдите слова-действия (поправил,защёлкал,засвистал)
IV часть. Самостоятельное чтение.
-Прочитайте 4 часть самостоятельно
- Почему скворушка даже спрятался?
- Кто ему встретился на земле?
- Почему скворушка рассердился на червяка?
V часть. Чтение хорошо читающим учеником
- О чем задумался скворушка?
- Почему он запел так, как никогда в жизни не пел?
- Как заканчивается сказка?
Почему же хорошо на свете стало скворушке?
- Какое же хорошее, доброе дело делал скворушка?
- Какую пользу приносят скворцы? - А в каком произведении мы читали о пользе, которую приносят скворцы?
(Н. Сладков. Скворец- молодец.)
Слайд 17Прослушивание песни скворца.
Учитель:
Закройте на мгновение глаза .. Представьте чистое, ясное
небо. Легкие облака. Из-за дальнего леса медленно поднимается солнце, освещая поля, леса и пригорки розовым цветом. Вдруг зазвучала радостная, звенящая песня. Прислушайтесь… каждый из вас услышит в этой песенке что-то свое… Пусть это будет вашей тайной…
- Какое настроение у вас сейчас?
Слайд 18Обобщение и систематизация знаний
– С каким произведением познакомились на уроке?
Давайте вспомним, девиз нашего урока ( Жизнь дана на добрые дела) Прочитав это произведение, как коротко можно сказать о самом главном ( все мы делаем что-нибудь хорошее)
Слайд 19Домашнее задание
Подготовьте пересказ наиболее понравившейся вам части, нарисуйте к ней рисунок.
Слайд 20Рефлексия.
Если вам на уроке было интересно, то на веточку приклеивали зеленый
листик, а если грустно, то - розовый.
На нашем уроке распустились зеленые листики!!!
Весна заглянула в наш класс!!!