Слайд 1Урок как основная форма реализации требований ФГОС НОО
Слайд 2(ответы «да» или «нет»)
-Когда ребенок говорит что-то непонятное, я обычно сразу
же его поправляю.
-Когда ребенок «мямлит», мне хочется его слегка одернуть.
-Я считаю, что если учитель часто улыбается детям, это мешает его ученикам сосредоточиться.
-Когда ученик отвечает, меня интересуют, прежде всего, его знания, а не эмоции.
-Если я не согласен с мнением ученика, я об этом говорю прямо.
-Когда учащиеся несут «околесицу», я стараюсь поставить их на место.
-Я бы не хотел оказаться на месте своего ученика во время опроса.
Слайд 3Деятельность учителя и ученика
Учитель - менеджер
Ученик - партнёр
Новый
тип обучения –
деятельностный
Что меняется в содержании образования ?
Слайд 4Учитель второго поколения – профессионал
- демонстрирует универсальные и предметные способы действий;
-
инициирует пробные действия учащихся;
- консультирует, корректирует их действия;
- ищет способы включить в работу каждого ученика;
- создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта;
- является «соучастником» событий, третейским судьёй.
- «ИКТ-компетентен»
Слайд 5Главный результат образования:
а) метапредметные результаты
б) умение учиться
в) владеть современной информацией
Слайд 6 Этапы формирования умения:
1. Приобретение первичного опыта
выполнения действия и мотивация.
2. Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами.
3. Тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция.
4. Контроль.
Слайд 7
Обучение, которое, обеспечивая полноценное усвоение знаний, формирует учебную
деятель-ность и тем самым непосредственно влияет на умственное развитие, и есть развивающее обучение.
И.С. Якиманская
Формула реализации развивающего обучения:
ЗУН + СУД
(Знания Умения Навыки) (способы учебной деятельности)
Слайд 8СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПОСТРОЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:
основной результат - развитие
личности на основе учебной деятельности
деятельность
цель
средство
процесс
результат
Слайд 9Чему должен научиться ребенок?
«Не надо давать рыбу, надо научить ловить
ее».
Слайд 10Три постулата современного урока
«Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление
истины в совместной деятельности детей и учителя».
«Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры».
«Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства».
Слайд 11Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода
1. уроки «открытия» нового знания;
2. уроки рефлексии;
3. уроки
общеметодологической направленности;
4. уроки развивающего контроля.
Слайд 12Этапы проектирования урока традиционного типа:
• определение цели и задач;
•
отбор содержания учебного материала;
• подбор методов и приёмов обучения;
• определение форм организации деятельности учащихся;
• подбор материала для домашней работы учащихся;
• определение способов контроля;
• продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся;
• подбор вопросов для подведения итога.
Слайд 13Критерии результативности урока
1.Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя
к ученику.
2.Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
3.Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
4.Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5.Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6.На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки.
Слайд 147.Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные
приемы.
8.Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
9.Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
10.Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
11.Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
12.На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Слайд 151. Самоопределение к деятельности начинается с мотивации.
2. Актуализация, фиксация затруднений и
определение проблемного поля.
3. Совместная с обучающимися постановка цели.
4. Постановка проекта выхода (совместный поиск путей решения проблемы).
5. Закрепление во внешней речи (с монологическим или диалогическим оформлением решения).
6. Самостоятельная работа с самопроверкой, самооценкой и взаимооценкой.
7. Включение в систему знаний и повторение (неоднократность познавательных действий, практическое закрепление опыта).
8. Рефлексия.
Структура урока открытия нового знания
Слайд 16 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ
Техники, методы,
приемы:
слова приветствия;
проверка отсутствующих;
проверка, готовности к уроку;
организация внимания учащихся;
спокойная, уверенная манера ведения урока;
отсутствие многословия, «гигиена речи»;
разумное сочетание вербальных -командных установок и гуманных – в виде просьб и предложений, рекомендаций;
преемственность и последовательность требований;
создание эмоционального делового настроя.
Слайд 17Проверка домашнего задания
Технологии:
развивающего обучения, проблемного обучения, уровневой дифференциации,,
модульного обучения, игровые технологии, компьютерного обучения.
Методы и приемы обучения:
тестовые задания;
выполнение заданий, подобных домашним;
постановка вопросов учителем и учащимися;
озвучивание таблицы;
диалог с просьбой продолжить мысль…;
монологическое высказывание учащегося с последующим рецензированием его ответа товарищами;
сверка с ключом;
сочетание контроля , самоконтроля и взаимоконторля.
Слайд 19Целеполагание. Мотивация
Технологии:
развивающего обучения, проблемного обучения, уровневой дифференциации, компьютерного обучения.
Методы и приемы обучения:
подготовка к формулированию темы и задач урока на основе предложенного учителем учебного материала (проблемного вопроса, задания, интриги);
привлечение внимания учащихся, обеспечение необходимой мотивации;
сотрудничество с учащимися в постановке задач урока;
постановка уровневых целей;
постановка привлекательной цели;
постановка целей через показ конечных результатов занятия;
дополнение реальной ситуации фантастикой.
Слайд 20Изучение нового материала
Технологии:
развивающего обучения, проблемного обучения, уровневой дифференциации ( на
двух уровнях), модульного обучения, КСО, проектного обучения, компьютерного обучения, игровые технологии.
Техники, методы и приемы обучения:
активные действия учащихся с объектом изучения;
максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами деятельности;
работа с определением понятий;
использование аналогий (общие свойства при различном происхождении), работа с учебником;
составление опорного конспекта, плана, алгоритма, таблицы;
изучение в экстрактивном режиме (рассказ, лекция, сообщение, объяснение);
изучение в интерактивном режиме (модульное, программное, компьютерное обучение);
изучение в интерактивном режиме (проблемное, проектное, адаптивное обучение,) .
Слайд 21Первичная проверка знаний и способов деятельности
Технологии:
развивающего обучения, уровневой
дифференциации (на двух уровнях), модульного обучения, компьютерного обучения.
Методы и приемы обучения:
задания на определение зон актуального и ближайшего развития;
уровень обратной связи со всеми учащимися класса;
использование заданий на узнавание и различение изучаемых объектов;
само- , взаимопроверка заданий по ключу;
«опрос экспертов»;
проверочные карточки, перфокарты, сигнальные карточки, модульные карточки, компьютерные задания и пр. на установление оперативной обратной связи.
Слайд 22Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности
Технологии:
развивающего обучения, проблемного обучения, уровневой
дифференциации, КСО, модульного обучения, игровые технологии, проектное обучение, компьютерного обучения.
Методы и приемы обучения:
техника кооперации (работа в группах с различными видами заданий, работа над проектом);
составление карты мыследеятельности (что привело к открытию того или иного закона…);
моделирование;
построение «дерева» темы;
мозговой штурм в устной и письменной формах;
техника пересечения тем (пример: пересечение на «деревьях» нескольких тем – стрелочками);
учебные ситуации и игры;
обобщающие и структурно-логические таблицы, схемы.
Слайд 23 Контроль и самоконтроль
Технологии:
уровневой дифференциации, проблемного обучения, модульного
обучения, проектное обучение, компьютерного обучения.
Методы и приемы обучения:
разноуровневые контрольные и самостоятельные работы;
тестовые задания (открытые и закрытые);
задания на выделение всех признаков понятия и их связи друг с другом;
задания на конструирование нескольких способов выполнения одного и того же задания;
использование нестандартной ситуации для применения проверяемых знаний;
рейтинговые задания;
задания с противоречивыми данными.
Слайд 24Информация о домашнем задании
Технологии:
развивающего обучения, уровневой дифференциации, КСО, модульного
обучения, проблемного обучения, проектного обучения
Методы и приемы обучения:
трехуровневые домашние задания;
постановка интересных учебных проблем и
заданий с поиском их решений;
творческие задания (моделирование, конструирование, сочинение, реферат и др.)
техника особых заданий;
групповые задания творческого характера.
Слайд 25 Коррекция
Технологии:
развивающего обучения, проблемного обучения уровневой дифференциации,
модульного обучения, компьютерного обучения
Методы и приемы обучения:
использование упражнений, специально разделенных на мелкие этапы и звенья;
тестовые задания;
задания с пропусками;
структурно-логические схемы с пропусками;
применение развернутых инструкций и программированных заданий с поэтапным контролем.
Слайд 26Рефлексия
Методы и приемы обучения:
оценка (самооценка) своей деятельности на уроке:
«письмо самому себе»;
«телеграмма»;
«барометр настроения» (сигнальные карточки с улыбающимися и грустными «лицами»);
«пейзаж – зеркало настроения»;
«птичий двор - зеркало настроения»;
«координаты»;
«торт предложений»
лист обратной связи и другие.
Слайд 27Пути достижения методической цели урока при СДО
Ход познания – «от учеников».
Преобразующий
характер деятельности обучающихся.
Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся.
Коллективный поиск, направляемый учителем.
Создание педагогических ситуаций общения на уроке.
Гибкая структура
Слайд 28Алгоритм деятельности учителя при проектировании урока
1 шаг.
четко определить и сформулировать
для себя тему урока;
определить место темы в учебном курсе;
определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок;
и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.
Слайд 292 шаг.
Определить целевую установку урока - зачем он вообще нужен?
Цели урока
должны быть:
1) предметными, ориентированными на формирование у учащихся конкретных знаний (понятий, правил, законов), умений объяснять и применять эти знания.
2) метапредметными, направленными на расширение опыта творческой деятельности, формирование познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
3) личностными, предполагающими ценностно-смысловую ориентацию учащихся в содержании учебного материала.
Слайд 303 шаг.
1.Спланировать учебный материал
2.Подобрать учебные задания на:
узнавание нового материала;
воспроизведение;
применение знаний в
новой ситуации;
применение знаний в незнакомой ситуации;
творческий подход к знаниям.
3.Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному«
4.Составить три набора заданий:
задания, подводящие к воспроизведению материала;
задания, способствующие осмыслению материала;
задания, способствующие закреплению материала.
Слайд 31Шаг 4.
Продумать "изюминку" урока.
Шаг 5.
Разработка структуры урока, расчет времени, подбор методических
приемов и техник для каждого этапа урока
Шаг 6. Определение способов оценки результатов урока и рефлексии. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке:
что контролировать;
как контролировать;
как использовать результаты контроля
Слайд 32Шаг 7.
Разработка домашнего задания, ориентированного на создание учащимися образовательных продуктов, объективирующих
их личностные приращения как результат урока.
Шаг 8.
Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
Слайд 331 шаг – выбор планируемого метапредметного результата (УУД) для данного урока
Как
часто на уроках мы будем планировать специальную работу, нацеленную на метапредметный результат?
На каждом уроке невозможно. Один раз в день на одном предмете нецелесообразно. Итог: минимум по 2 урока каждый день.
Слайд 342 шаг – подбор заданий для достижения метапредметного результата
Какое из заданий
позволит достичь метапредметного результата?
Продуктивное задание
Слайд 35На какое умение нацелено это задание?
Наблюдаю и делаю самостоятельные выводы.
Слайд 36Основные отличия современного урока в соответствии с требованиями нового ФГОС
Реализация новых
целей, требует от учителя:
обязательного использования стартовой диагностики уровня УУД детей и мониторинга формирования УУД в течение учебного года;
операционализации содержания обучения с использованием «задачного» подхода и разделением учебных действий, необходимых для решения задач, на последовательность операций алгоритмов;
использование эффективных (развивающих) способов обучения на основе алгоритмизации УВП и индивидуализации обучения и воспитания;
активного применения групповых форм, позволяющих управлять процессом обучения, сочетания репродуктивных и продуктивных форм, создания условий для достижения учащимися базового (опорного) и повышенного (функционального или профильного) уровня требований ФГОС;
владения обобщенным способом проектирования (построения) урока на основе методологии, как системы принципов управления качеством, чтобы осознанно выбрать технологию обучения.
Требования к современному уроку:
хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся;
• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• времясбережение и здоровьесбережение;
• в центре внимания урока - дети;
• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, стремление учащихся, настроение детей;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя;
• планирование обратной связи;
Слайд 38Нетрадиционные виды уроков
1. «Концерт», «спектакль», «литературный салон», «путешествие», «экскурсия в музей»,
«турнир», «базар»
2. «Брифинг», «пресс-конференция», «симпозиум», «презентация», «съезд», «телемост», «круглый стол», «аукцион»
3. Кино-, теле-, видеоуроки
4. Уроки самоопределения, уроки самореализации
5. Урок-исторический портрет, урок-суд, урок-знакомств
6. Урок-дискуссия, урок проблемных поисков, урок интеллектуальных раздумий
7. Модульный урок
Слайд 39 Конструкт урока
Предмет:
Тип урока:
Тема:
Основные цели:
1.
2.
3.
Планируемый результат:
УУД:
Личностные:
Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
(Планируемые результаты)