Слайд 1Управленческие аспекты функционирования ДОУ в организации ранней диагностики речевых нарушений в
детском саду общеразвивающего вида. Проблемы и перспективы.
Докладчик:
ст.воспитатель МДОУ №1 Белкина Г.Н.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 1 «Одуванчик»
Слайд 2Задачи полноценного развития ребенка
Укрепление здоровья ребенка, его закаливания;
Развития основных видов
движения (ходьба, бег, ловля, прыжки);
Обогащение связи малыша с окружающим миром;
Расширение запаса понимаемых слов и обогащение активного словаря;
Разнообразие предметной деятельности малыша;
Воспитание интереса к трудовым действиям;
Содействие развитию личности ребенка;
Побуждение к доброжелательным
отношениям со взрослыми;
Слайд 3Биологические и социальные факторы риска:
Ухудшение экологической обстановки;
Ослабление здоровья детей и рост
деткой заболеваемости;
Увеличение числа патологий беременности;
Увеличение количества родовых травм;
Различные социальные причины
Слайд 4Дети риска (по определению Г.Ф.Кумариной)
«дети риска» - это дети, которые, не
обнаруживая классических форм аномалии развития, имеют в силу различных причин биологического или социального свойства его парциальные недостатки, обуславливающие трудности обучения и воспитания в обычных условиях .
Слайд 5Требования к коррекционно-развивающей работе
диагностика должна быть ранней;
комплексной (участие специалистов
разного профиля и использование разных методов) ;
динамической (направленной не на скорейшее установление окончательного диагноза, а на его планомерное уточнение с учетом особенностей онтогенетического развития ребенка, степени адаптации и коррекционной работы) .
Слайд 6Цель работы над проектом
Создание такой
воспитательной среды, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии, а при необходимости – их своевременному преодолению.
Слайд 7Задачи для достижения цели:
Первая из них – диагностическая – состоит в
динамическом наблюдении и педагогическом контроле за состоянием речи детей, в раннем распознавании и выявлении неблагополучных тенденций, задержек и недостатков в ее развитии и их правильной квалификации.
Слайд 8Задачи по достижению цели:
Вторая задача – профилактическая –это педагогическая помощь воспитанникам
ДОУ в нормальном речевом развитии.
Третья, собственно коррекционная, задача состоит в своевременном полном или частичном устранении (сглаживании) имеющихся у детей недостатков в речевом развитии.
Слайд 10
Условия эффективности коррекционно-речевой работы в детском саду.
Первое - повышение
уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ.
К числу наиболее значимых знаний, которыми должен быть вооружен педагог-воспитатель ДОУ общеразвивающего вида, относятся знания о:
· возрастных закономерностях речевого онтогенеза;
· типических недостатках, отклонениях и нарушениях в речевом развитии детей дошкольного возраста и причинах, лежащих в их основе;
· задачах, формах, результативных методах и приемах диагностики, профилактики и коррекции недостатков речи у детей в условиях ДОУ и семьи;
· задачах, содержании, методах и формах профилактической и консультативной работы как с ребенком, имеющим речевые недостатки, так и с его семьей.
Слайд 11
Умения:
· наблюдать за ходом речевого развития детей дошкольного возраста,
· обеспечивать
создание обогащенной и соответствующей особенностям и потребностям общего и речевого развития детей среды в ДОУ;
· методически корректно планировать и проводить работу по профилактике и преодолению у детей недостатков в речевом развитии;
· вести необходимую педагогическую работу по предупреждению вторичных, следующих за собственно речевыми недостатками и тесно с ними связанных трудностей в поведении, общении и разных видах деятельности ребенка- дошкольника;
· вовлекать в коррекционно-развивающую работу семьи воспитанников
Слайд 12«Второе условие
совершенствование развивающей речевой среды. взаимодействовать и налаживать контакты
друг с другом, предоставлять для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов в целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах,
удовлетворять потребности детей в обсуждении данной информации, выслушивать детей, приучать проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний.
Слайд 13Третье условие
1. Научно- методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса;
2. Более полное использование
в занятиях и в режимных моментах артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастик;
3. Организация работы творческих групп по темам:
- проработка диагностики речевых отклонений;
-разработка предметно- развивающей среды в группах, способствующей речевому развитию детей;
- создание системы картотек артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастик для всех возрастных групп;
Слайд 14Четвертое условие
- организация сотрудничества с социальными институтами, такими как:
- Центр «Лабиринт»
- проведение консультаций для педагогов ДОУ и родителей по теме развития речи детей как групповых, так и индивидуальных, проведение занятий логопедами с детьми и их родителями в детском саду;
- детские сады района в рамках семинаров и методического объединения;
- детская поликлиника – консультации специалистов- логопедов, составление совместных планов по коррекции речевых отклонений у детей,
-детская библиотека – занятия и развлечения с детьми различной тематики с целью повышения речевой активности;
- школы района – преемственность детского сада и школы, в рамках совместных мини-педсоветов по созданию условий для наиболее легкой адаптации детей к школе, проведения совместных занятий как на базе детского сада с приглашением учителей, так и на базе школы с приглашением педагогов ДОУ.
Слайд 15Пятое условие
эффективности коррекционно- речевой работы в детском саду является работа с
родителями. Это наиболее полное включение родителей в воспитательно-образовательный процесс:
-организация для родителей консультаций специалистов по вопросам развития звуковопроизношения у детей, как индивидуальных, так и групповых, семинаров- практикумов;
- вовлечение в совместное создание развивающей речевой среды в
группе;
- привлечение к участию в праздниках, развлечениях, тематических
занятиях, тематических выставках, фотовернисажах, конкурсах.