Слайд 1Огарко И.К.,
учитель начальных классов МОШ № 4
Целеполагание как основа моделирования урока
литературного чтения
Слайд 2 «Удовлетворите всем желаниям человека, но отнимите у него цель в жизни
и посмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явится он. Следовательно, не удовлетворение желаний — то, что обыкновенно называют счастьем, а цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья»
К. Д. Ушинский
Слайд 3Целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и
ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.
Слайд 4Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно
и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно, относится к регулятивному виду УУД, который обеспечивает учащимся организацию их учебной деятельности.
Слайд 5Цель – это запланированный конечный результат обучения, развития, воспитания учащихся.
Слайд 6Цели должны быть
Диагностируемые.
Конкретные.
Понятные.
Осознанные.
Побудительные (побуждать к действию).
Точные. Цель не должна иметь
расплывчатые формулировки.
Слайд 7
Целеполагание – самая важная часть конструирования урока, планируя урок, необходимо идти от
цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное – воспитание и развитие личности.
Слайд 8Как сформулировать цель
1.Обратиться к программе , тематическому плану, учебнику.
2.Изучить требования к
системе знаний и умений, предъявляемые к конкретной теме урока.
Слайд 9
Планировать урок надо с целеполагания ученика – чему его мы хотим
научить, при помощи каких ресурсов.
Слайд 10
Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный
деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.
Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.
Слайд 11
Цель желательно записать на доске, чтобы на любом этапе
урока можно было проверить себя, как она достигается.
Слайд 12Цели современного учебного занятия
Личностные цели
Развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету; развитие
ценностных отношений учащихся к окружающей действительности:
Помочь осознать … (содействовать осознанию …)
социальную, практическую и личностную значимость учебного материала;
ценность совместной деятельности.
Слайд 13Метапредметные цели
Развитие интеллектуальной культуры
Создать условия для развития умений … (содействовать развитию умений …, обеспечить
развитие умений …)
анализировать …
сравнивать …
выделять главное …
классифицировать … .
Слайд 14Развитие исследовательской культуры
Развитие исследовательской культуры
Создать условия для развития умений … (содействовать развитию
умений …, обеспечить развитие умений …)
использовать научные методы познания …
формулировать проблемы …
предлагать пути решения проблем …
Слайд 15Развитие коммуникативной культуры
Создать условия для развития умений … (содействовать развитию умений …, обеспечить развитие
умений …)
общаться;
диалогической и монологической речи;
сознательной ориентации учащихся на позиции других людей;
слушать и вступать в диалог;
участие в коллективном обсуждении;
выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Слайд 16
Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия.
Слайд 17
Целеполагание тесно связано с рефлексией.
Слайд 18Приёмы целеполагания
визуальные: тема-вопрос, работа над понятием, ситуация яркого пятна,
исключение, домысливание, проблемная ситуация, группировка;
аудиальные: подводящий диалог, собери слово, исключение, проблема предыдущего урока.
Слайд 19Тема-вопрос
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий,
чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.
Слайд 20Подводящий диалог
На этапе актуализации учебного материала ведется беседа,
направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.
Слайд 21Ситуация яркого пятна
Среди множества однотипных предметов,
слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.
Слайд 22Группировка
Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается детям
разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.
Слайд 23Исключение
Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое
восприятие.
Первый вид. Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.
Второй вид. Задаётся ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее.
Слайд 24Домысливание
Предлагается тема урока и слова "помощники":
Повторим
Изучим
Узнаем
Проверим
С помощью
слов "помощников" дети формулируют цели урока.
Слайд 25 Проблемная ситуация (по М.И.Махмутову).
Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения
данного приема такова:
– самостоятельное решение;
– коллективная проверка результатов;
– выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения;
– постановка цели урока.
Слайд 26«На запоминание и воспроизведение»:
Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание
и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей.
Слайд 27 Лови ошибку!
Этот прием позволяет учителю проверить знание деталей литературного произведения, литературоведческих
терминов, а ребенку осознать важность внимания.
Слайд 28 Практичность теории.
Например, ситуация: с вопросом «чье имя носит улица?» к учащимся
обратились иностранцы. Так в 3-4 классе можно начать разговор о жизни и творчестве писателя.
Слайд 29
Обязательными условиями использования перечисленных приемов являются:
– учет уровня знаний и опыта
детей,
– доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
– толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,
– вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.
Слайд 30Целеполагание и мотивирование - это этап урока, на котором в первую
очередь формируются:
коммуникативные УУД-это планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
регулятивные УУД: формулирование учебной проблемы, определение цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
Слайд 31
познавательные УУД: строить речевые высказывания в устной форме;
личностные УУД– это самоопределение, внутренняя позиция школьника, учебно-познавательная мотивация.