Слайд 1Трудности адаптации первоклассников в школе.
Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом…как если бы
от этого зависела Ваша жизнь.
Л.Кьюби
Слайд 2Звенит звонок нам десять лет подряд.
Его услышав, люди улыбаются,
И расцветают лица
у ребят:
Пришла пора - уроки начинаются
Слайд 3Что такое адаптация первоклассника?
Слайд 4Адаптация-это
естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни,
новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям
Слайд 5Психологическая готовность ребёнка к школе.
Личностная готовность
Волевая готовность
Интеллектуальная готовность
Слайд 6Личностная готовность
Умение ребёнка войти в детское общество, действовать совместно с другими,
уступать, подчиняться
( разумная необходимость), чувство товарищества.
Такие качества обеспечат ему безболезненную адаптацию к новым социальным условиям
Слайд 7Новый коллектив
детей и взрослых
нужно установить контакты со сверстниками и педагогами;
научиться выполнять требования школьной дисциплины;
новые обязанности, связанные с учебной работой.
Слайд 8Волевая готовность
Это условие характеризуется отношением ребёнка к трудностям и способам их
преодоления. Здесь главное значение имеет воспитание мотивов достижения целей, умение принять трудности и стремление разрешить их.
Слайд 9Переломный период в жизни ребенка
меняется его место в системе общественных отношений;
меняется весь уклад его жизни;
возрастает психоэмоциональная нагрузка;
На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия
Слайд 10Интеллектуальная готовность
Это наличие определённого кругозора, запаса конкретных знаний о живой и
неживой природе, общественной жизни. В этом возрасте логическая форма мышления доступна, но не характерна. Важная роль отведена наглядно – действенному и наглядно – образному мышлению.
Слайд 11недостатки формирования любой из них сказываются
на успешности обучения,
самочувствии и
состоянии здоровья первоклассника,
его работоспособности,
умении взаимодействовать с педагогом,
одноклассниками и
подчиняться школьным правилам.
Все составляющие тесно взаимосвязаны
Слайд 12По степени адаптированности
детей можно условно разделить
на три группы
Слайд 13Первая группа
адаптируется в течение первых двух месяцев обучения
относительно быстро вливаются
в коллектив,
осваиваются в школе,
приобретают новых друзей.
почти всегда хорошее настроение,
они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя.
Иногда у них все же отмечаются сложности
либо в контактах с детьми,
либо в отношениях с учителем.
Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются,
ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом
Слайд 14Вторая группа
имеет более длительный период адаптации.
Дети не могут принять
новую ситуацию обучения,
общения с учителем,
детьми.
могут играть на уроках,
выяснять отношения с товарищем,
не реагируют на замечания учителя или
реагируют слезами, обидами.
испытывают трудности и в усвоении учебной программы,
лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.
Слайд 15Третья группа
дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями.
У
них отмечаются негативные формы поведения,
резкое проявление отрицательных эмоций,
они с большим трудом усваивают учебные программы.
Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они "мешают" работать в классе.
Слайд 16Следует иметь в виду, что
степень и темпы адаптации
у каждого индивидуальны
Слайд 17Успешность адаптации
во многом зависит
наличия у детей
адекватной самооценки
Мы постоянно
сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатываем
мнение о себе,
о своих возможностях и способностях,
чертах своего характера и человеческих качествах
Слайд 18Адекватная самооценка
облегчает процесс адаптации к школе,
тогда как завышенная или
заниженная,
напротив,
осложняют его.
Слайд 19Советы родителям
Любите своих детей, тогда они станут настоящими личностями, самостоятельными, удачливыми
в жизни.
Внушайте ребёнку, что все человеческие существа достойны уважения и любви.
Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Будьте внимательны к ребенку, отмечайте изменения в его поведении, любые отклонения от нормы.
Цените в своем ребенке индивидуальность, то, что он у вас необычный.
Отвечайте на все вопросы школьника. Ищите ответы вместе с ним. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получиться. Ребенок имеет право на ошибку.
Обращайте внимание на работоспособность ребенка.
Слайд 20Будьте объективны не только в оценке своего ребенка, но и в
оценке сложившейся трудной ситуации.
Умейте просить прощение у ребенка, если вы неправы.
Если вас в поведении ребенка, в его учебных делах что-то беспокоит, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
Не забывайте об играх! У малышей должно быть время для игровых занятий.
Будьте терпеливы, верьте в себя и в ребёнка, радуйтесь каждому мгновению, проведённому рядом с ним. Помните, время летит очень быстро! Дети повзрослеют, и у них начнётся своя жизнь, но уже без вас.
Вам представилась удивительная возможность вновь пережить то, что осталось далеко позади…ваше детство!
Слайд 21Не ругайте ребят утром
–солнце покажется им тусклым;
Не ругайте ребят днём
– небо покажется им хмурым;
Не ругайте ребят на ночь
– звёзды померкнут для них;
Не ругайте! Любите их, и они ответят всем взаимностью.
Слайд 22Литература для подготовки собрания:
Корнеева Е.Н. ох уж эти первоклашки!.. Ярославль. «Академия
развития» 2000год.
Алла Баркан. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребёнка. Москва. «Аст-Пресс» 2000 год.
Алоева М.А. лучшие родительские собрания в начальной школе. Ростов-на-Дону. Феникс 2007 год.
Зайцева В. 7 лет - не только начало школьной жизни. Москва. «Первое сентября» 2008 год.
Люблинская,А.А. Учителю о психологии младшего школьника. –М.: Просвещение, 1971