Слайд 1Основные направления в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения
Подготовила
Латина Елена Владимировна
инструктор
по физической культуре
МБДОУ «Детский сад №47»
Слайд 2 «Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами,
побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами»
Корней Чуковский
Слайд 3Основные направления в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения
Ознакомление с новыми нормативными
документами по вопросам дошкольного воспитания;
Изучение учебной и научно-методической литературы;
Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
Изучение новых программ и педагогических технологий;
Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
Повышение общекультурного уровня.
Слайд 4
Определение критерий для самооценки
Работа с учебной, справочной, научно-методической литературой:
подбор, анализ прочитанного, написание конспекта, тезисов.
Умение делать выводы по обзору литературы,
выделять наиболее актуальные проблемы развития детей.
Сохранение информационного материала в памяти,
воспроизведение необходимой информации по памяти.
Выделение главных, ключевых понятий в любом информационном материале,
составление опорных схем изученной темы.
Самостоятельное усвоение педагогических и психологических понятий
с помощью справочных материалов.
Систематизация, группировка изученных фактов, составление схем, графиков, таблиц.
Умение высказывать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказать
или опровергнуть суждение.
Самостоятельное выделение проблемы, теоретических и практических задач ее изучения.
Самоконтроль и самоанализ собственных действий при выполнении различных заданий.
Умение ставить цель, планировать свою работу, выделять время для работы по самообразованию.
Слайд 5Личностные качества педагога
Активность педагога. Оценивается по степени его участия в педагогических
чтениях, консультациях, педагогических советах, семинарах по теме самообразования
Инициативность. Проявляется в предложениях, с которыми выходит педагог для решения задач самообразования.
Готовность к аналитической деятельности. Это качество необходимо для того, чтобы правильно диагностировать развитие детей, анализировать конкретные педагогические ситуации, изучать и обобщать свой педагогический опыт, определять эффективность собственной деятельности.
Потребность в саморазвитии. Проявляется в стремлении педагога заниматься поисковой, исследовательской и экспериментальной работой, творческим.
Повышение профессионального статуса педагога: повышение или подтверждение категории.
Формы успешности педагога (признание администрации, родителей, коллег).
Слайд 6Самоанализ по саморазвитию
Оправдал ли себя план самообразования?
Как он сочетался с
задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования?
Как сформированы основные вопросы, взятые для изучения в ходе самообразования? Планировалась ли исследовательская работа?
Чей педагогический опыт, и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования?
Этапы проработки материала.
Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и др.
Практические выводы после проработки каждой темы.
Творческое сотрудничество (с методистом, узкими специалистами, другими педагогами).
Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы.
Постановка новых задач.
Слайд 7Информация о результативности работы педагога
Сведения о самообразовании – индивидуальные планы
педагогов с указанием темы, проблемы самообразования, конкретных форм отчетности.
Информация об участии педагога в методической работе.
Сведения о награждениях, поощрениях.
Сведения о повышении квалификации сотрудников.
Сведения об аттестации.
Результаты оценки потребности педагогов в саморазвитии.
Слайд 8 Критерии педагогического мастерства
Педагогические критерии успешности педагога:
Создание условий для личностного
развития детей.
Построение педагогического процесса для успешного формирования у детей предпосылок к учебной деятельности.
Состояние исследовательской работы, самообразование.
Образование педагога и повышение квалификации.
Способность к самоанализу, рефлексии.
Психологические критерии успешности педагога:
Умения необходимые для создания социальных ситуаций развития детей.
Взаимоотношения в системе «взрослый-ребенок».
Умение вызвать интерес, повысить мотивацию.
Учет индивидуальных особенностей ребенка.
Личностные критерии успешности педагога:
Эмоциональность
Выразительность речи
Творческое начало личности
Организаторские способности
Чувство юмора
Настойчивость, дисциплинированность
Слайд 9Составляющие педагогического мастерства
мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности;
мастерство построения образовательной деятельности;
мастерство формирования опыта деятельности;
мастерство владения личностно-ориентированной технологией.
Слайд 10Педагогические качества работника
Способность к планированию детской деятельности с учётом образовательных потребностей,
способностей и состояния здоровья детей,
умение создавать условия для развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка
способность к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей,
способность организовать детский коллектив,
интерес к детям,
яркость и эмоциональность речи, такт, связь с жизнью, педагогическая требовательность, способность к сотрудничеству с семьей.
Слайд 11 Общие направления саморазвития
профессиональное;
психолого-педагогическое (ориентированное на воспитанников и родителей);
психологическое (имидж, общение, искусство влияния,
лидерские качества и др.);
методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);
правовое;
эстетическое;
историческое;
политическое;
информационно-компьютерные технологии;
охрана здоровья;
интересы и хобби…
Слайд 12Формы саморазвития
Получение второго высшего образования или второй специальности.
Курсовая подготовка в институтах
повышения квалификации.
Дистанционные курсы повышения квалификации.
Программа по саморазвитию.
Конференции, семинары, конкурсы и т. д..
Сетевые педагогические сообщества.
Слайд 13Методы саморазвития
самостоятельное изучение научно-педагогической литературы и
методических рекомендаций;
участие во всех формах
методической работы;
изучение передового педагогического опыта, накопленного в системе профессионального образования;
ознакомление с профессиональной деятельностью других педагогов ДОУ, участие в анализе открытых показов;
анализ своей работы и ее результатов, участие в работе инновационной площадки данного учреждения;
разработка материалов по комплексному методическому обеспечению образовательной деятельности, подготовка рефератов, методических материалов, сообщений и т. д.
Слайд 14Источники саморазвития
интернет;
газеты, журналы;
литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
видео, аудио информация
на различных носителях;
платные курсы;
семинары и конференции;
мастер-классы;
мероприятия по обмену опытом;
телевидение;
экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
курсы повышения квалификации;
путешествия.
Слайд 15Достижение конечных результатов практической деятельности педагогических работников при саморазвитии
успешный поиск и внедрение наиболее
эффективных путей совершенствования образовательного процесса и воспитания детей на основе широкого применения новых методов обучения, современных технических средств;
организацию планирования образовательного процесса в соответствии с его педагогической логикой и дидактическими принципами;
разработку мер по активизации познавательной деятельности детей, развитию их самостоятельности и ответственности, по формированию предпосылок учебной деятельности;
активное участие педагогического работника в методической работе;
совершенствование содержания планов и программ;
установление и осуществление эффективных связей между всеми участниками образовательных отношений , признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений
Слайд 16Результаты саморазвития педагога на определённом этапе
создание благоприятных условий развития детей в соответствии
с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями
(определить показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
разработанные методические пособия, сценарии, изданные статьи, выступления;
разработка новых форм, методов и приемов образовательного процесса;
разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
разработка и проведение открытых показов по собственным,
новаторским технологиям;
проведение семинаров, конференции, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
Слайд 17Этапы организации саморазвития педагогов
1 этап – установочный. Этап предусматривает создание определенного настроя
на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) ДОУ; формулирование личной индивидуальной темы,
осмысление последовательности своих действий.
2 этап – познавательный. Этап, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме.
3 этап – практический. Этап, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.
4 этап – теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО, на городских МО; посещение с обсуждением открытых показов и другие коллективные формы работы.
5 этап – итогово-контрольный. Этап, на котором педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.
Слайд 18Список литературы
Львова Л.Т. Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ\\ Справочник старшего
воспитателя. № 11,2008.
Соколова О. В, Юревич С.Н. Условия развития профессионального мастерства педагогов ДОУ // Магнитогорский государственный университет. - Магнитогорск, 2014 - С. 3.
Интернет ресурсы:
Электронный педагогический словарь, http://dictionary.fio.ru/
http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac05.htm
http://festival.1september.ru/articles/417088/