Слайд 1Виноградова Татьяна Сергеевна
МБОУ СШ № 17
Технология проблемного обучения. Из опыта работы.
Слайд 2Ученье без размышления бесполезно,
но и размышление без ученья опасно.
Конфуций
Слайд 3Педагогическая технология -это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения
знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования
Слайд 4Современные педагогические технологии
Информационно – коммуникационная технология
Технология развития критического мышления
Проектная технология
Технология развивающего
обучения
Здоровьесберегающие технологии
Технология проблемного обучения
Игровые технологии
Модульная технология
Технология мастерских
Кейс – технология
Технология интегрированного обучения
Педагогика сотрудничества.
Технологии уровневой дифференциации
Групповые технологии.
Традиционные технологии (классно-урочная система)
Слайд 5
Технология проблемного обучения – это организованный педагогом способ активного взаимодействия субъектов
образовательного процесса с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого они приобщаются к объективным противоречиям науки, социальной и профессиональной практики и способами их разрешения, учатся мыслить, вступать в отношения продуктивного общения, творчески усваивать знания.
Слайд 6Проблемная ситуация - это организация учебных занятий, которая предполагает создание под
руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Слайд 7Проблемное задание – практическое или теоретическое задание, вызывающее познавательную потребность в
новом неизвестном знании, служащим для правильного выполнения действия, приводящего
к достижению цели.
Матюшкин Алексей Михайлович
Слайд 8В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед
учащимися ставится проблема, и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения:
1. Строят гипотезу,
2. Намечают и обсуждают способы проверки ее истинности;
3. Аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.
Слайд 9По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в трех основных
формах:
Проблемного изложения,
Частично-поисковой деятельности,
Самостоятельной исследовательской деятельности.
Слайд 10 Метод проблемного изложения.
Преподаватель ставит проблему и сам
ее решает, через раскрытия системы доказательств, сравнивая точки зрения, различных подходов, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Учащиеся при этом следят за логикой изложения, усваивая этапы решения целостных проблем. В то же время они не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, выводы, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли учителя или заменяющего его средства (кино, телевидение, книги и др.). И хотя учащиеся при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они учатся разрешению познавательных затруднений.
Назначение этого метода состоит в том, чтобы показать образцы научного познания, научного решения проблем
Слайд 11Частично поисковый (эвристический) метод.
Учащиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему не от
начала и до конца, а лишь частично. Преподаватель привлекает учащихся к выполнению отдельных шагов поиска. Часть знаний сообщает преподаватель, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания.
Слайд 12Исследовательский метод обучения
предусматривает творческое усвоение учащимися знаний, умений. Сущность его состоит
в следующем:
- преподаватель вместе с учащимися формулирует проблему;
- учащиеся самостоятельно ее разрешают, самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера;
- преподаватель оказывает помощь лишь при возникновении затруднений в решении проблемы.
Слайд 13
Преимущества технологии проблемного обучения: способствует не только приобретению учащимися необходимой системы
знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения.
Недостатки: большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся.
Слайд 14Работу начинаем в 1 классе.
1. Вычислите:
7+5=
2. Покажите на доске, что
у вас получилось (дети записывают возможные варианты)
Слайд 151. Решите задачу самостоятельно.
На трёх тарелках лежало по 2
яблока. Сколько всего яблок?
2. Запишите решения задачи на доске.
2*3= 6 (ябл.)
3*2 = 6 (ябл.)
3. Кто прав? Докажите?
2 класс.
Слайд 163 класс.
Выполни деление.
2 : 3=
Смог ли
ты это сделать? Сделайте рисунок.
Слайд 174 класс
Задание : Найдите площадь прямоугольного треугольника. Запишите формулу.