Слайд 1Технология формирования регулятивных умений младших школьников средствами системы оценивания на уроках
литературного чтения
Ильинова И.Б.
учитель начальных классов
МАОУ «Лицей №28 имени Н.А.Рябова» г.Тамбова
Слайд 2Актуальность темы обусловлена:
необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного,
личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;
· умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, взаимодействовать в группе в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;
Слайд 3Противоречия
резко возросшими требованиями к уровню регулятивных умений учащихся начальных классов и
недостаточной ориентированностью образовательного процесса на ее формирование;
традиционно сложившейся системой контроля и оценки знаний умений и навыков учащихся и необходимостью поиска новых способов контроля и оценивания качества подготовки ученика
Слайд 4Эффективность формирования
регулятивных УУД учащихся
на уроках литературного чтения
повысится, если
основу обучения составят
задачи, требующие от ученика активной,
поисковой, творческой работы,
а также будет разработана методика
формирования регулятивных умений
средствами системы оценивания.
Гипотеза
Слайд 5
Цель исследования
разработка методики формирования регулятивных умений младшего школьника средствами системы оценивания.
Объект
исследования: образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: процесс формирования регулятивных УУД средствами системы оценивания на уроках литературного чтения.
Слайд 6Задачи
Определить диагностический инструментарий
Изучить психолого-педагогическую литературу
по данной проблеме
Разработать рекомендации и внедрить технологии
по формированию регулятивных умений средствами
системы оценивания на уроках литературного чтения.
Определить организационно-педагогические условия
формирования регулятивных умений младшего школьника
средствами системы оценивания.
Выявить уровень сформированности
регулятивных компетенций обучающихся
Проанализировать результаты совместной
деятельности педагога и учащихся.
Слайд 7Методы исследования
Методы теоретического исследования:
анализ отечественной нормативной, методической и
психолого-педагогической литературы; передовой педагогический опыт в области реализации компетентностного подхода в образовании.
Методы эмпирического исследования: наблюдение за ходом образовательного процесса, деятельностью учащихся; анкетирование учащихся, диагностические методы (тестирование, опрос).
Слайд 8Новизна проекта
Владение регулятивными умениями, знание законов, способность организовать свою деятельность позволяет
ориентироваться в информационно-образовательной среде в рамках ФГОС России.
Новизна проекта заключается в обновлении образовательных технологий и правил их применения при формировании регулятивных компетенций средствами системы оценивания
Слайд 9Предполагаемый результат
Примение педагогических технологий приведет к повышению уровня сформированности регулятивной деятельности
учащихся
Участники проекта
Педагоги школы
Учащиеся
Школьный психолог
Родители
Слайд 10Стратегия и механизмы достижения поставленных целей
Слайд 15Регулятивные умения:
Умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям
Умение ставить перед собой
цель, принимать решения
Умение самостоятельно находить выход в нестандартной ситуации
Умение проконтролировать себя, свои собственные действия
Умение адекватно оценить свои действия, выявить и скорректировать
Умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться
Слайд 16Система оценки – это сложный и многофункциональный механизм, который включает и
учителей, и учащихся, и их родителей в особую деятельность.
Для ребенка что оценка,
Чаще страх или сомненье?
Грусть, тревога, удивленье…
Но не радость, не стремленье
К вдохновенью, восхищенью.
Слайд 17характер контрольно-оценочной деятельности изменился на всех уроках в двух направлениях: постепенно
целенаправленно происходит передача контроля и оценивания от учителя к ученику и переход от контроля по результату к контролю за процессом учебной деятельности;
ученик имеет первоочередное право на оценку собственной работы;
дети с 1 класса приучаются вырабатывать совместно с учителем критерии оценки той или иной работы. В такой ситуации учитель и ученик становятся на один уровень в оценивании выполненного задания.
Важнейшие принципы новой системы оценивания:
Слайд 18Структура умения учиться младшего школьника
Когнитивные аспекты
мотивы учения
умение выделить учебную задачу
учебные действия
действия
контроля
оценка и отметка
Отношенческие аспекты
(отношение с самим собой)
знание и понимание границ своих возможностей
умение преодолевать границы своих возможностей
Слайд 19Предметное содержание
Учебный процесс
Внеурочная
Проекты и жизненные задачи
деятельность
Регулятивные
универсальные учебные действия
Технология оценивания
Проблемно-диалогическая
технология
Литературное чтение
Алгоритмы
Порядок операций
Самостоятельное выполнение действий в группе и индивидуально
Реализация оригинальных замыслов:
от идеи через планы и эскизы к результату
Оценивание результата
Постановка учебной задачи
Составление плана учебных действий
Слайд 20Мы делаем важные в школе шаги.
Сначала успех, а потом усложненье.
А после
критерий оценки введем,
Фиксируем трудности в паре, вдвоем.
И самая главная наша ступенька –
Введение памятки “Самооценка”.
Слайд 21Педагогические приемы
формирования действий контроля и оценки
Слайд 22Схема самооценки
Учись контролировать себя
Попробуй сам оценить свою работу, часть работы,
почувствуй удовлетворение (неудовлетворение).
Попроси товарища, родителей, других членов семьи оценить твою работу.
Определи круг проблем, вопросов, которые появились в результате самооценки или оценки выполненного тобой задания для дальнейшего совершенствования. Такими проблемами могут быть: неаккуратный внешний вид работы, ее расположение, правильность, полнота, выполнение задания другим способом и т.д.
Определи окончательный вариант оценки (плохо, удовлетворительно, хорошо, очень хорошо, отлично).
Слайд 23Приемы формирования регулятивных умений на уроках литературного чтения
1. Приём «З-Х-У»
2.
Приём "Инсерт".
3. Приём “Создай паспорт”
4. Приём “Зигзаг”
5.Приём “Рюкзак”
6.Приём “Вопрос к тексту”
7.Работа ассистентов учителя.
Слайд 24Технологии оценивания
Листы учебных достижений.
Лист рубежного контроля
Тетрадь открытий
Тетрадь «Что
я знаю и умею».
Слайд 25Место контроля и оценки как действий учащихся в учебном процессе
Слайд 27Результаты по формированию регулятивных навыков
Слайд 29Практическая значимость данного проекта состоит в том, что:
Повышается уровень профессионализма
учителя начальной школы в формировании умений самоорганизации младших школьников.
Повышается уровень сознательности, самостоятельности и активности младших школьников в учебной деятельности.
Повышается качество уровня обученности младших школьников, уровень воспитанности.
Формируется контрольно-оценочная деятельность школьников.
Сохраняется и укрепляется их физическое и социально-психологическое здоровье.
Слайд 31Результаты реализации проекта
создана система работы по развитию регулятивных навыков младших школьников,
разработаны критерии оценки уровней сформированности регулятивных навыков,
разработаны тесты по всем основным темам программы
Слайд 32Результаты реализации проекта
Всероссийская педагогическая видеоконференция «Развивающая система обучения Л.В.Занкова в условиях
введения федерального государственного образовательного стандарта»
Всероссийская педагогическая видеоконференция: Модернизация образования: проблемы и возможности.
Всероссийская педагогическая видеоконференция «Начальная школа XXI века: технология достижения планируемых результатов ФГОС НОО »
Всероссийская педагогическая видеоконференция «Опыт обеспечения позитивной динамики образовательных достижений обучающихся»
Слайд 33Результаты реализации проекта
Конкурс стихов о семье (I место)
Олимпиада по литературному чтению
(I место)
Участие в городском конкурсе литературно-музыкальных композиций «Этих дней не смолкнет слава!»
Слайд 34Выводы
Технология формирования регулятивных умений младших школьников на уроках литературного чтения
требует разработки совершенно новой методики преподавания, которая во многом связана с исследовательскими технологиями. При этом учитель должен уметь формировать образовательную среду, в которой ребенок мог бы выражать и одновременно учить себя.
Эффективность формирования регулятивных УУД учащихся на уроках литературного чтения повысилась, поскольку на уроках были поставлены задачи, требующие от ученика активной, поисковой, творческой работы, а также была разработана методика формирования регулятивных умений средствами системы оценивания.
Слайд 35Литература
«Активные методы обучения». Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный
портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru/
Виноградова Н.Ф. Контроль и оценка в начальной школе. // Начальная школа, №15, 2006, с. 4 – 5.
Воробьёва Т.Г. Возможности формирования и развития регулятивные учебные действия средством технологии интегрированного обучения // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - №4. - 2011. - с.62-64
Журнал Завуч начальной школы «Диагностика общеучебных организационных умений младших школьников» № 3, 2004 г.
Л.В. Занков, «Индивидуальные варианты развития младших школьников» 1973
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володорская и др.]; под. ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. -151с.)
Материал из Letopisi.Ru
Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/formirovanie-universalnykh-uchebnykh-deistvii-mladshikh-shkolnikov-v-otsenochnoi-deyatelnost#ixzz2T4p9EM33
Планируемые результаты начального общего образования. / Г. С. Ковалёва [и др.] – М.:Изд-во «Просвещение», 2011. -120 с.
Шамсрахманова У.К. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе средствами ТРИЗ-технологии // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - №4. - 2011. - с.310-312
Г. В. Репкина, Е. В. Заика. Оценка уровня сформированности учебной деятельности.- М., 1996