Слайд 1«Технологии формирования предпосылок учебной деятельности дошкольников
в условиях ФГОС»
Слайд 2
Нормативно-правовая база
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Ст. 11. Федеральные государственные образовательные стандарты … обеспечивают: … преемственность основных образовательных программ…
ФГОС ДО П. 1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач: – обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней
ФГОС НОО П.6. Стандарт направлен на обеспечение: преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования
Слайд 4Преемственность образовательного процесса
Целевая – согласованность целей и задач воспитания и
обучения;
Содержательная –
обеспечение «сквозных» линий в
содержании;
Технологическая – преемственность форм, средств,
приемов и методов;
Психологическая – совершенствование форм
организации учебно-воспитательного процесса и
методов обучения с учетом возрастных особенностей
Управленческая и структурно-организационная;
Административная.
Слайд 9Коммуникативные
универсальные учебные действия
Слайд 10Синквейн
Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее
из пяти строк»
Синквейн – это не обычное стихотворение, а нерифмованное стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.
Слайд 11Что пишется в каждой строке?
1 строка
2 строка
3 строка
4 строка
5 строка
1 слово
– Это существительное или местоимение. (Кто? Что?)
2 слова Это прилагательные. (Какой? Какая? Какое? Какие?)
3 слова Это глаголы. (Что делает? Что делают?)
4 слова Это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора.
1 слово Вывод, итог. Это существительное. (Кто? Что?)
Слайд 12Условные обозначения
слова-предметы КТО это ?
слова-признаки
КАКОЙ предмет?
слова-действия
ЧТО ДЕЛАЕТ предмет?
Слайд 14Составьте синквейн
1. Ежик
2. Cерый, колючий
3. Фыркает,
спит, сворачивается.
4. Мне нравится маленький ежик.
5. Лес.
Слайд 15Обогащает словарный запас
Учит формулировать идею (ключевую фразу)
Позволяет почувствовать себя творцом
Получается у
всех
Активизирует и развивает мыслительную деятельность
Педагогическая ценность
Слайд 16Модель составления загадок с помощью ТРИЗ - технологии
1. Модель составления загадок
с использованием сравнений (символическая аналогия)
«Какой? Что такое же у другого объекта?»
Вставка слов – связок КАК
Слайд 17Загадка о репке
Жёлтая как солнышко, круглая как помидор, сладкая как сахар.
Слайд 182. Модель составления загадок с использованием сравнений (символическая аналогия)
Объект → Свойства
→ Аналогичные свойства других предметов
Допустим, сочиняем загадку о солнышке
Вставка слов – связок А НЕ
Слайд 19Загадка о солнышке
Яркое, а не лампа
Круглое, а не колесо
Жаркое, а не
огонь
Слайд 20Познавательные
универсальные учебные действия
Слайд 21Способы формирования познавательных УУД
1. Опытно-экспериментальная деятельность
2. Мнемотехника — технология развития
памяти;
3. Технология «Ситуация»
4. Технология развития творческого воображения (РТВ), теория развития изобретательских задач (ТРИЗ), «Интеллект - карты»
5. Проектная деятельность
Слайд 22Опытно-экспериментальная
деятельность
Слайд 23Мнемотехнические приёмы
1. Метод опор
2. Мнемотаблица, коллаж
3. Графическая аналогия;
4. Метод ассоциативных
цепочек
5. Эйдетизм
6. Метод трансформации
7. Метод Цицерона
Слайд 24Метод опор -воспроизведение длинного текста с разбиванием на части и обозначением
их. Обычно здесь дети используют прием крокирования (от франц. – чертёж, схема, набросок) дети схематично зарисовывают полученную информацию, упрощая её до символов
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения.
Графическая аналогия – умение обозначать каким-нибудь одним символом реальный образ (или несколько образов), отражая им общие признаки объекта, и замещать предметы, т. е. пользоваться «заместителями».
Детям младшего возраста трудно сразу уловить обучающую информацию через мнемотаблицы, поэтому с ними удобнее работать через мнемодорожки. Мнемодорожка так же несет обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения.
Слайд 25Коллаж - это лист плотной бумаги или картон, на который наклеиваются
или накладываются картинки, буквы, фигуры, цифры. Задача коллажа - соединить, т.е связать все картинки, буквы, цифры между собой. Таким образом происходит отработка сюжетного метода запоминания.
Метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»), когда для сводки не связанной между собой логически информации, составляется рассказ – сводка.
Слайд 26 Особое внимание уделяется совершенствованию восприятия: зрения, слуха,
тактильных ощущений, обоняния, вкусовых ощущений. На занятиях используется множество разнообразных средств для тренинга этих чувств как основы для развития познавательных процессов.
Тактильные дощечки - пособие, способствующее развитию тактильной памяти (способности запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам.
Метод, использующий образное мышление (эйдетизм) - дети представляют предмет, называя его многочисленные качества
Слайд 28Технология ТРИЗ, РТВ,
«Интеллект - карты»
Базовые принципы:
- Минимум сообщения информации,
максимум рассуждения
- Оптимальная форма организации обсуждения - «мозговой
штурм»
- Системный подход (в мире всё взаимосвязано, и любое
явление должно рассматриваться в развитии)
- Включение в процесс познания всех доступных для
ребенка мыслительных операций и средств восприятия
Слайд 29Личностные
универсальные учебные действия
Слайд 38Информация представлена
компактно
Удобно повторять тему
Обучение детей
с особыми потребностями
Делать лэпбук
интересно!
Участие
в работе
от начала до конца
Учатся находить информацию
Учатся информацию
структурировать
Лучше запоминают
информацию
Плюсы лэпбука
Слайд 39Основной смысл портфолио, по мнению Т.Г. Новиковой, —
«показать все, на
что способен ученик»
Слайд 40Портфолио дошкольника –
это, прежде всего, первый шаг в открытии малышом
своего Я: собственных чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий.
Это «копилка» личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.
Слайд 41Портфолио — Это …
Индивидуальная папка ребёнка
В портфолио фиксируются основные показатели, характеризующие
существенные стороны физического, социального, познавательного, речевого, эстетического развития ребёнка.
Маршрут развития ребёнка
Портфолио собирает, систематизирует и фиксирует результаты развития ребёнка, демонстрирует весь спектр его способностей, показывает динамику в их развитии, помогает оценить сильные стороны развития, наметить умения, требующие развития.
Мотиватор личностного развития
Содержание портфолио направлено на формирование у ребёнка положительной самооценки и внутренней мотивации к познанию, достижениям.
Слайд 42Портфолио — Это …
«Книга о самом себе»
Портфолио включает в себя всевозможные
интересы, склонности ребёнка, его знания и умения. Напоминает ему, каким он был раньше, помогает наглядно увидеть, насколько он вырос, в чем проявились его способности.
«Досье успеха»
В нём отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни ребёнка.
Копилка личных достижений
Портфолио отражает различные успехи ребёнка в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной) за весь период нахождения в детском саду или в школе.
Слайд 43
Технология «Портфолио» является одной из образовательных
технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании.
Личностно-ориентированная
модель образования ставит в центр внимания ребенка с его индивидуальными и возрастными особенностями развития.
Идея самоценности дошкольного детства и создания условий для полноценного проживания этого периода каждым ребенком побудила к поиску содержания, средств и педагогических технологий, позволяющих реализовать свой возрастной потенциал и индивидуальность.
Преимуществом технологии «Портфолио» в школе и ДОО является то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и родителей, коллег, представляя собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы.
Слайд 44Регулятивные
универсальные учебные действия
Слайд 45Предпосылками регулятивного компонента являются такие умения, как
• умение осуществлять действие по образцу и
заданному правилу;
• умение сохранять заданную цель;
• умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
• умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;
• умение контролировать свою деятельность по результату;
• умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
• умение работать по инструкции взрослого;
• умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;
• готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор;
• умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;
• умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа и т. п.) – сформированность мелкой моторики рук.
Слайд 46«Школьное обучение никогда не начинается
с пустого места, а всегда опирается
на определенную
стадию развития,
проделанную ребенком».
Л. С. Выготский