Слайд 1Специальные условия и подходы обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Особенности построения
урока
МБОУ «Начальная школа – детский сад № 2»
города-курорта Кисловодска
Слайд 2
около 700 тыс.
составляют дети-инвалиды.
более 2 млн. детей с ограниченными возможностями
(8% всех детей)
Слайд 3Конституция РФ ст. 43
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях…
Слайд 4Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598)
Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599).
Слайд 5Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, зачисленных в общеобразовательные организации с
1 сентября 2016 года,
будет осуществляться в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель введения ФГОС:
- введение в образовательное пространство всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем;
- оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы;
- развитие жизненного опыта, выделение взаимодополняющих компонентов: «академический» и «жизненной компетенции».
Слайд 6Существуют четыре основных варианта специального стандарта образования, отвечающие особым образовательным потребностям
всех детей с ОВЗ
Первый вариант специального стандарта (цензовый уровень)
Ребенок получает цензовое образование, сопоставляемое по уровню с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки.
Второй вариант специального стандарта (цензовый уровень)
Организация специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей.
Третий вариант специального стандарта
Не предполагает освоения цензового уровня образования: в структуре содержания его «академический» компонент редуцирован за счет расширения области развития жизненной компетенции. Ребенок находится в среде сверстников с ограниченными возможностями здоровья. Сроки освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образовательной организации (АООП ОО) обучающимися составляют 12 лет.
Четвертый вариант специального стандарта
(индивидуально определяемый уровень итогового результата школьного образования)
Ребенок получает образование, уровень которого определяется, прежде всего, его индивидуальными возможностями.
Слайд 7Определение варианта основной образовательной программы для обучающегося с ОВЗ осуществляется на
основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного обследования.
Возможности развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья раскрываются в процессе обучения, поэтому предусматривается возможность перехода школьника с ограниченными возможностями здоровья с одного варианта на другой вариант образовательной Программы.
Слайд 9Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья
– физическое лицо, имеющее недостатки в физическом
и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»
Слайд 10Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
использование специальных
образовательных программ и методов обучения и воспитания;
использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Федеральный закон № 273 «Об образовании в РФ» ст.79
Слайд 11Условия организации успешного обучения и воспитания
детей с
ограниченными возможностями здоровья
1. Создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценное включение и личностную самореализацию в образовательной организации.
2. Создание в образовательной организации общего типа надлежащих материально-технических условий, обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа детей в здание и помещения ОО и организации их пребывания и обучения в образовательной организации (пандусы, лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное , реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.).
Слайд 12для детей, имеющих нарушения опорно-двигательной системы, необходимы специальные кресла с подлокотниками,
специальные столы, корректоры осанки (реклинаторы);
для детей, имеющих нарушения зрения, необходимы специальные оптические средства (очки, лупы, линзы и др.); тактильные панели (наборы материалов разной текстуры), которые можно осязать и совершать ими различные манипуляции.
для детей, имеющих нарушения слуха, необходимы слуховые аппараты и другие технические устройства.
Слайд 13Условия организации успешного обучения и воспитания
детей с
ограниченными возможностями здоровья
3. Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья должны осуществляться по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.
4. Необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в ОО общего типа.
Слайд 14Условия организации успешного обучения и воспитания
детей с
ограниченными возможностями здоровья
5. В целях обеспечения освоения детьми с ОВЗ образовательных программ целесообразно введение в штатное расписание ОО общего типа дополнительных ставок педагогических работников (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, воспитатели и др.) и медицинских работников.
6. Необходима специальная подготовка педагогического коллектива ОО общего типа в соответствии со спецификой учебно-воспитательной и коррекционной работы.
Слайд 15Условия организации успешного обучения и воспитания
детей с
ограниченными возможностями здоровья
7. Для обеспечения эффективного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в ОО общего типа важное значение имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями, педагогическими работниками.
Слайд 17Адаптированная образовательная программа
образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными
возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Такая программа должна обеспечивать:
выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-психологической помощи детям с ОВЗ;
возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы НОО и их интеграции в ОО.
Слайд 18Программа должна содержать:
перечень, содержание и план реализации индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий;
систему комплексного
сопровождения детей с ОВЗ;
описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ;
механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;
планируемые результаты коррекционной работы.
Слайд 19Особенности детей с ЗПР
Недоразвитие эмоционально – волевой сферы
Недостатки памяти: ограничен объем
памяти, снижена прочность запоминания
Недоразвито словесно-логическое мышление
Внимание неустойчивое, высокая отвлекаемость
Низкая познавательная активность
Быстрая утомляемость
Низкий уровень работоспособности
Низкий объем и темп работы
Замедленны процессы переработки информации
Трудности в организации своей деятельности: не могут выполнять последовательно инструкции учителя, часто не замечают не соответствия своей работы предложенному образцу.
Слайд 20Особенности при построении урока
На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т.к.
учащиеся с трудом переключаются с предыдущей деятельности. Не нужно требовать немедленного включения в работу.
Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно усложняя.
Использование красочного дидактического материала, наглядных пособий, натуральных объектов.
Слайд 21Особенности при построении урока
Для облегчения запоминания учебного материала использовать рациональные приемы
запоминания: группировку, установление связей и т.д.
Усиление практической направленности учебного материала, опора на жизненный опыт ребенка.
Многократное, поэтапное повторение, частое обращение к старым знаниям на всех этапах урока.
Использование достаточного количества заданий с опорой на образец ( репродуктивный характер).
Не ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.
Слайд 22Особенности при построении урока
Не требовать от ребёнка изменения неудачного ответа, лучше
попросить ответить его через некоторое время.
В момент выполнения задания не отвлекать учащегося на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен.
Использование зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен.
Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.
Слайд 23Особенности при построении урока
Необходимо прибегать к дополнительной ситуации (похвала, соревнования,
жетоны, фишки, наклейки и др.). Использовать на занятиях игру и игровую ситуацию.
Создавать максимально спокойную обстановку на уроке , поддерживать атмосферу доброжелательности.
Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором.
Слайд 24Возможности этих детей ограничены, тем не менее, при создании необходимых педагогических
условий положительная динамика в их развитии может быть достигнута